Контроль знаний – теоретическая часть.
1. Современное представление об интегральной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций. 2. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем. Функциональный элемент мозга. 3. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Принципы работы спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы. 4. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. 5. Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций. 6. Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций. 7. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. 8. Статические и статокинетические рефлексы (Р.Магнус). Саморегуляторные механизмы поддержания равновесия тела. 9. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма. 10. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. 11. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма. 12. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций, в формировании эмоций, мотиваций, стресса, биоритмов. 13. Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций.
14. Таламус. Функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса. 15. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов. 16. Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры. 17. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная ассиметрия, доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.). 18. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы, основные виды рецептивных субстанций. 19. Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияния на иннервируемые органы. 20. Механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы вегетативной нервной системы. Передача возбуждения с постганглионарных волокон на рабочие органы. 21. Холинэргические и адренэргические нервы. Биохимический механизм передачи возбуждения в холинэргических и адренэргических нервах. М- и Н-холинореактивные системы. 22. Химическая передача возбуждения в ганглиях симпатической нервной системы. Ацетинхолин как передатчик возбуждения в ганглиях. Роль холиностеразы. Ганглиоблокирующие вещества и их роль в лекарственной терапии. 23. Значение вегетативной нервной системы в деятельности целого организма. Адаптационно-трофическое значение вегетативной нервной системы организма. 24. Участие вегетативной нервной системы в формировании целостных поведенческих реакций. 25. Роль ретикулярной формации, лимбической системы, гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. 26. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Вегетативные компоненты поведения.
27. Учение И.П.Павлова об анализаторах. 28. Рецепторный отдел анализаторов. Классификация, функциональные свойства и особенности рецепторов. Функциональная мобильность (П.Г.Снякин). 29. Проводниковый отдел анализаторов. Особенности проведения афферентных возбуждений. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. 30. Корковый отдел анализаторов (И.П.Павлов). Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. 31. Системный характер восприятия. Влияние биологических и социальных мотиваций на состояние анализаторов. 32. Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы. 33. Характеристика зрительного анализатора. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света. 34. Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета. 35. Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии. 36. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши). 37. Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора. 38. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Особенности деятельности вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости. 39. Двигательный анализатор, его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. 40. Тактильный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора. 41. Роль температурного анализатора в восприятии температуры внешней и внутренней среды организма. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора. 42. Физиологическая характеристика обонятельного анализатора. Классификация запахов, механизм их восприятия.
43. Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковые отделы. Классификация вкусовых ощущений. 44. Роль интероцептивного анализатора в поддержании постоянства внутренней среды организма, его структура. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования. 45. Биологическое значение боли. Современные представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета 1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода. 2. Структурно-функциональная характеристика ЦНС новорожденного 3. Характеристика рефлексов новорожденного ребенка. 4. Структурно-функциональная характеристика ЦНС детей грудного возраста. Особенности гематоэнцефалического барьера. 5. Этапы развития двигательных навыков у ребенка грудного возраста. 6. Двигательные навыки в другие возрастные периоды. 7. Особенности ЭЭГ в различные возрастные периоды. 8. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста. 9. Возрастные особенности сенсорных систем. 10. Особенности зрительного анализатора у детей. Дальнозоркость и близорукость, их причины. 11. Возрастные особенности слухового анализатора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|