Пристройки
Все понимают, что, когда человек готовится что-то делать, он приготавливает своё тело к «деланью» этого дела. Поднять тяжёлое ведро по-особенному приготавливаемся, а поднять лёгкое ведро совсем не приготавливаемся. В книге «Технология актёрского искусства» Петром Михайловичем введено понятие «пристройки к партнёру», он выделяет три пристройки: «сверху», «снизу», «наравне». Прошло уже 50 лет, как книга вышла в свет и ученики и последователи Петра Михайловича наработали много методических приёмов, разных хитростей, как можно заниматься пристройками. Я пользуюсь такими понятиями: «тебя много» и тебя «мало». Если ты считаешь других слабее себя, дурнее себя, то это выражается в том, как ты распределяешься в пространстве. Если ты хочешь напугать кого-то, то есть продемонстрировать ему свою значимость, как кошки, у которых дыбом шерсть поднимается и они выгибают спину, делаются большими, ты располагаешься в пространстве определённым образом – пристраиваешься сверху. Ты считаешь, что тебя много и все должны видеть, что тебя много. Особенно тот человек, с кем ты разговариваешь, должен видеть, что тебя много – и у тебя появляется задранный подбородок, другой тембр голоса, руки расположены широко, развернуты плечи, локти расставлены в стороны, растопырены пальцы, как у «новых русских», – широко сидящий человек. Ты занимаешь много пространства и смотришь на партнёра, ты имеешь право, чтобы тебя было много, то есть пристраиваешься «сверху». А если ты глядишь на партнера и понимаешь, что тебя должно быть мало перед ним (ты стесняешься, не хочешь обращать на себя внимание, боишься, что тебя обидят, предполагаешь, что ты можешь кому-то помешать), ты весь собираешься: и локти прижимаются к телу, и голос становится более высокий и более быстрый, и ноги собранные, и вообще ты готов уйти, не занимать места, не занимать ни пространства, ни времени. Перед партнёром тебя должно быть как можно меньше – это пристройка «снизу».
Пристройка человека в каждый момент всегда видна с той секунды, как он открывает дверь и входит в комнату: он стучит и только нос просовывает («снизу») или открывает дверь на полное плечо и входит («сверху») – и взгляд другой, и голова по-другому в теле живёт. Все дела в каждой определённой ситуации каждый определённый человек делает в разных пристройках: и по телефону говорит (причем с каждым партнером по-другому или со всеми одинаково), и хлеб режет, и суп ест, и водку пьёт – один всегда в пристройке «снизу», другие в пристройке «сверху». А третий в одной ситуации «снизу», а в другой «сверху». Есть ещё пристройка «наравне». Это когда ни партнёр, ни посторонние наблюдатели не назовут её ни «снизу» ни «сверху». Пристройки «наравне» характерны для дружественной атмосферы, для равноправной компании, где старшие и младшие выглядят как равные. К слову, при создании деловой, творческой атмосферы на курсе педагогу полезно корректировать взаимоотношения между студентами, исправляя у них недопустимые и неоправданные пристройки «сверху» и пристройки «снизу» друг к другу. Когда студенты различают жизнь тела и понятие «тело как поза» для них вполне функционирует, то есть им понятно отличие одного от другого, то можно задать следующее упражнение. Подойти к любым трём участникам группы в пристройке «снизу», а к трём в пристройке «сверху». Затем к одному «сверху», к другому «снизу», к третьему «наравне». Эти упражнения могут выполняться группами: три человека вышли на сцену и обращаются к тем, кто в зале; или три человека общаются между собой; или три человека одинаково работают по отношению к кому-то; или половина аудитории идёт к другой половине, и каждый студент произвольно обращается с какой-то короткой просьбой к одному – «сверху», к другому – «снизу». Зрители оценивают верность (получилось – не получилось), делают замечания.
Говоря о пристройке «сверху», важно обратить внимание на то, что она может быть не только нагла и груба, но и очень доброжелательна, как будто с маленьким или с недоумком разговаривают (такая красивая, весёлая пристройка «сверху»). После того как половина-наполовину поработали, можно спросить тех, к кому обращались – к кому обращались в пристройке сверху, к кому снизу. Каждый исполнитель видит: его поведение прочли, его поведение поняли или нет. Можно делать парные этюды, тройные, четверные: пристройка «сверху» на пристройку «сверху» и пристройка «снизу» на пристройку «снизу», и выбирать таким образом тех, кто более «снизу» или кто более «сверху». Важно, чтобы каждый артист нашёл, что такое у него лично пристройка «снизу» и «сверху», а также важно, чтобы он знал, как он перестраивается и как переходит от «сверху» к «снизу», от «снизу» к «сверху». Как происходит – то «сверху», то «снизу»? Как он достраивается: начиная «наравне», потом через стопы, (как выяснили в упражнении «позы»), меняя своё тело, его пристройка становится всё «ниже, ниже» или – все «выше», «выше»? Для того чтобы давать задание студентам без дополнительных слов, мы просто раздаём карточки, где этот элемент поведения, действия мы обозначаем стрелками: наравне горизонтальная стрелка: пристройка «сверху вниз» – стрелка сверху вниз; стрелка снизу вверх – пристройка «снизу вверх». Пристройку «снизу» и «сверху» мы читаем по расположению тела «говорящего» к тому, к кому он обращается. Речь человека в пристройке «снизу» отличается от речи человека, пристраивающегося «сверху». Студенты быстро открывают для себя особенности речи в каждой из пристроек. На первых порах у некоторых пристройка «сверху» связана с окриком, а пристройка «снизу» с писклявой просьбой. Постепенно открываются возможности и целесообразность говорить тихо и коротко в пристройке «сверху» и громко кричать в пристройке «снизу». Каждый может от наиболее привычного и удобного для него в соответствии с особенностями его личного характера сделать маленький шажок в новую логику поведения. На практике всегда есть студенты, с трудом осваивающие пристройку «сверху», и студенты, с большими трудностями приобретающие умение пристраиваться «снизу».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|