Мобилизация. Оценка факта
Мобилизация
Собранность внимания, сконцентрированность внимания и важность объекта внимания выражается в том, что в технологии действий П. М. Ершова называется мобилизацией. Тело может быть мобилизованное и немобилизованное, в жизни всегда можно отличить мобилизованные руки или ноги. Глаза и дыхание являются самым тонким окончательным показателем уровня мобилизации, которым человек может быть охарактеризован. Мы в своей технологии разделяем три основных уровня: 10, 5 и 0. На карточках мобилизация выражается арабскими цифрами, а вес – римскими. Познакомить студентов с понятием простой мобилизации легко: нужно попросить поймать предмет, который преподаватель поднял над головами присутствующих и сейчас на счёт три уронит. Преподаватель стоит перед учениками и собирается бросить предмет, а они собираются его поймать, и эта готовность поймать, быть на старте и есть мобилизация. Только эта мобилизация (ловить, бежать) очень простая. А в жизни мобилизация и мобилизованность характеризуется не только стартовой ситуацией. Человек может быть мобилизован вдеванием нитки в очень тонкую иголку, ловлей животного, ожиданием очень серьёзного разговора, который сейчас должен состояться и т. д. Мобилизация бывает простой и сложной: простая, если дело простое, а сложная, если дело сложное. Если помните, у нас было такое упражнение – «три дела одновременно», в котором есть проявление сложной мобилизации, поэтому при изучении мобилизации можно возвращаться к этому заданию. Если говорить о стиле, атмосфере занятий по мастерству актёра, то, когда мобилизованность студентов меньше, чем мобилизация педагога, это очень плохой показатель. Если мобилизация примитивная – только угодить, выделиться, порадовать педагога – это тоже плохо. Если мобилизация сложная – в участии в задании, то уже более или менее благополучно. По уровню мобилизации учащихся на занятии можно судить о благополучии педагогического процесса. Дисциплина, организованность, продвижение в предмете, в его освоении, интерес к препятствиям, желание брать эти препятствия – это благополучные показатели в педагогическом процессе, а все противоположное – неблагополучные.
Оценка факта
Этот раздел актёрской техники присутствует практически при всех подходах и во всех школах, потому что мгновение встречи человека с неожиданностью всегда выразительно. Этот момент сразу показывает, что человек ждал, а чего не ждал. Этот момент показывает, как человек справляется и выходит из сложного положения при столкновении с неожиданностью: радуется он такому развороту событий или огорчается, а по Ершову, это значит – легчает или тяжелеет. Лживость в жизни и на сцене ярче всего проявляется в несоответствии слов, которые говорит человек, тому весу, в котором он пребывает, говоря эти слова. Например: «Как я рад! » в тяжёлом весе. У артистов это выглядит как лживый голос и наигрыш, а в жизни как неискренность. Каждая подлинная неожиданность требует от человека каких-то напряжений и действий, то есть он мобилизуется или наоборот – происшедшее событие освобождает его от всяких забот. Или произошедшая неожиданность увеличивает его силу и представление о себе как о большой величине, то есть он достраивается к «сверху» или, наоборот, событие приводит его в состояние неуверенности в себе: он теряет силу и пристраивается к партнеру «снизу». Когда мы видим человека, столкнувшегося с неожиданностью, то, во-первых, оцениваем тот факт, на который он наткнулся как на неожиданность. Но не для всех и не всегда является неожиданностью то, что неожиданно для героя, для того, за кем мы наблюдаем. Наблюдатели переоценивают сам по себе факт, на который наткнулся человек, а потом начинают смотреть, как в образ этого человека в течение его жизни, в характер его поведения, в логику его развития входит этот факт и что за ним последует.
Оценка факта как «процесс восприятия нового» ( П. М. Ершов) начинается со стопа. Заметил неожиданность – замер. Например, полученное Гамлетом известие о причине гибели его отца закрутило действие всей трагедии. Как актёр сыграет эту оценку, как эта оценка повлияет на оценку всех следующих событий? Может быть, какие-то происшествия и не произвели бы на Гамлета никакого впечатления – он равнодушно прошёл бы мимо них, отмахнулся от них, но он вспоминает своё потрясение и действует так, как действует. Оценка может быть разной – от молниеносного стопа в речи до стопа в руке, в движении головы, во всём корпусе или, например, стоп от возникновения представления о том, что то, что я говорю, не совсем понятно моему собеседнику. То есть я натолкнулась на мысль, что я сказала здесь нечто неясное и поэтому поправляюсь. Если стоп органичный, то после него обязательно наступит какое-то изменение в поведении. Голос повысится или понизится, соответственно и тело изменится (мобилизация или пристройка). Если в поведении ничего не меняется, значит, это механический стоп, который бывает только у плохих артистов, он мало что выражает и является таким дежурно-ремесленным, но не психологическим, не содержательным моментом жизни человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|