Упражнение «три бюрократа»
Упражнение «три бюрократа»
Классическое упражнение, которое Петр Михайлович делал со своими учениками, называется «три бюрократа». На сценической площадке сидят три человека, в задачу которых входит диалог не поддерживать, прекращать его сразу, как только можно, а все остальные участники задания придумывают, в какое учреждение, к каким людям они приходят. Поэтому каждый входящий входит в своё учреждение и не требуется договариваться о едином месте действия. Картинка для постороннего зрителя получается похожей на сумасшедший дом, но для отработки каждым студентом логики поведения в процессе перестроек это не мешает. Главное, чтобы бюрократы не были разговорчивыми и прерывали общение с первых же слов. Итак, трое сидят, и каждому исполнителю нужно к одному пристроиться «снизу», к другому «наравне», к следующему «сверху». И тут очень важен момент оценки для перехода к следующей пристройке, то есть перестройке – раз мне этот «бюрократ» ничем не помог, то я пошёл к другому, затем – к третьему. Вошедший, получив первый отказ, оценив это, меняется: он начинает больше беспокоится, сильно огорчается или радуется свидетельству бюрократизма и так далее. У каждого может быть свой вариант реагирования на отказ «бюрократа». И из этого конкретного единственного реагирования должна возникнуть по заданию новая пристройка к следующему «бюрократу». То, как артист оправдывает этот переход от одного способа поведения к другому способу поведения, к разнообразным способам поведения, является серьёзным и важным показателем успешности его продвижения в мастерстве актёра. Вес Вес – это показатель того, как человек воспринимает ситуацию вокруг себя. Если как благоприятную для себя и всё более благоприятную для себя, то это приводит его в состояние «лёгкого» веса, а если неблагоприятную, то человек «тяжелеет». Грубо говоря, «легчает» – радуется, «тяжелеет» – огорчается. Например, футболисты, забив гол, просто взлетают от радости – веса не чувствуют, а просто полёт. Либо человек рухнул – проиграл.
А в жизни: Я думала, что это ты звонишь, а это не ты! Услышав «не твой голос», я меняю вес. Вес – это такой тонкий механизм, который тоже связан с позой, но в одной и той же позе может жить разный вес. В искусстве скульптуры видно, что сидит лёгкий человек или лежит тяжелая рука. Можно обратить внимание на скульптуру спящего – это тяжелое или легкое тело лежит? В нашей школе артист формирует в себе умение отличать лёгкие ноги от тяжелых, лёгкие руки от тяжёлых, лёгкую голову и тяжёлую голову. Голова тяжёлая, губы тяжёлые, веки тяжёлые, корпус тяжёлый. В Ершовской технике действий мы различаем четыре веса и учимся в этих весах ходить, разговаривать, переходить из веса в вес. Вес лёгкий, легчайший – пушинка, вес детства, вес радости, юности и восторга. Независимо от реального веса человека (сколько он весит) лёгкий вес - это легкая походка, лёгкое сидение, лёгкое дыхание. Легкий вес, но с соображением, что я значимая фигура, называется вес с достоинством. Третий вес у нас условно называется «с неохотой», это когда очень неохота делать, мне неинтересно, но надо. И, наконец, четвертый – тяжелый вес, когда всё рухнуло и я с громадным трудом могу поднять свой палец, открыть рот, потому что я тяжелый, чугунный. Кому-нибудь приходилось проживать и переживать горе потери близкого человека? Я видала, как мать потеряла сына: ей было тяжело разжать губы, она была каменная от горя. А еще тяжелый вес – это вес наглости, потому что социально озабоченные люди не позволяют себе быть в тяжелом весе – демонстрировать своё неудовольствие нельзя, ты успешен, ты благополучен, поэтому ты всегда находишься в приличном весе.
Каждый из крайних весов, самый лёгкий и самый тяжелый, требует внутренней психической организованности, требует понимания: чисто механически в актёрском искусстве ничего не сделать – ни одного элемента, ни одного шага, возможно только из внутренних оснований, из внутренних представлений («душело»). В качестве тренировки можно ходить, работать, читать, писать в тяжелом весе. Например, переставлять стулья в тяжелом весе, а потом в легком весе. В тяжелом весе меняться местами, разговаривать в тяжелом весе, одеваться, раздеваться. Маленькая команда играет этюд о том, как они сидели сначала в легком весе, а потом все огорчились (придумать почему). Разговор по телефону со сменой веса, чтение письма со сменой веса – всё это классические упражнения на вес. И в завершение упражнений на вес можно давать такие задания: у тебя тяжелые только руки, ты сам весь легкий или ты весь легкий, а ноги не шевелятся, не поднимаются. Этюды, в которых такая ситуация возможна, быстро придумываются. Обыкновенно получается интересный этюд, когда задано – тяжелые ноги, но все веселые и надо куда-то идти, а идти никому не хочется, и начинается обсуждение проблемы – кто пойдёт и т. д. Владение весом даёт артисту тонкое ощущение своего тела и выразительности мельчайших жестов, изменения мимики. Представьте тяжёлые глаза на лёгком лице или лёгкие глаза на тяжелом. Тонкая мускулатура тела прежде всего включается в воплощение веса, и здесь мы видим альтернативную работу над традиционным совершенствованием актёрской пластики и жеста. В игре веса тела отражаются тонкости психики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|