Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение раздела. Монолог. II этап. Словесные действия




Завершение раздела

 

Заданием, суммирующим материал второго этапа, может быть этюд, в котором задано место действия и предлагается сыграть горячий диалог. То есть должен быть такой горячий этюд, который всех касается и который должен быть чем-то закончен. Показатели горячего диалога всем на первом этапе уже понятны: мобилизация, стопы, смена веса. Если благополучно, то – «легчаем», неблагополучно – «тяжелеем». Это достройки и перестройки, а не просто крик, галдеж, примитивная борьба за внимание: «Слушай меня! », «Нет, слушай меня! » – это не горячий разговор, это просто крик. Горячий разговор, когда меня касается и я пытаюсь что-то переделать, а другой пытается переделать меня. В этой тренировке важный задел на всё будущее Можно задавать простейшие диалоги, например:

Первый: – Нет, нет, нет.

Второй: – А всё же?

Первый: – Ай-ай-ай!

Второй: – Правда?

Лучше задавать слова, которые можно употребить в любой ситуации и к любому месту, студентам только надо придумать, что произошло, какое событие вызвало эти реплики. Чем больше паузы между репликами, чем больше смен «бессловесных элементов действия» в этих репликах, тем убедительнее показатель правильного освоения.

Если ввести горячий этюд в самом начале обучения, когда студенты ещё совсем не различают ни языка, ни жеста, ни позы, ни собранности внимания, ни понятия органичности, то это будет бессмысленный этюд. А если уже «разговаривают» на «языке» действия, если уже отличают одно от другого и могут разобраться в «элементах», то упражнение становится гораздо полезней. На этом этапе можно вводить этюды на «органическое молчание», потому что всё «органическое молчание» – это оценки-стопы и смена веса, мобилизации, пристроек. У нас одним из таких вариантов этюдов является этюд «пришёл один – ушёл другой». Например, пришел, «ища» в тяжелом весе, – ушёл «к предмету» в легчайшем.

При налаженной работе по вниманию единства психического и физического в формировании артиста и правильной атмосфере занятий оценка факта, квадрат, являются у нас завершающим моментом работы над бессловесными элементами действия. Этюды на квадрат, этюды на оценку факта не играются самостоятельно, а умение играть длинную оценку вставляется во «входа», в «три бюрократа», во встречи, в перестройки, в достройки. И тогда аппарат артиста приготовлен к тому, чтобы пожизненно во всем этом тренироваться, все эти умения употреблять при работе над ролью, при толковании роли, с одной стороны, и при исполнении, с другой стороны.

У студента складывается представление о том, как переводить любое режиссерское, педагогическое задание в собственное исполнение. Режиссёр требует, чтобы ты здесь был наивный и весёлый, а здесь циничный или враждебный, а это всё переводится исполнителем в конкретные особенности поведения, действий и взаимодействий: в мобилизованные глаза или в мобилизованные ноги, лёгкий вес, пристройку «наравне» или сложную пристройку – всем телом «сверху», а головой «снизу» и др.

Завершающим моментом работы может служить работа с литературой, где описываются те или другие особенности поведения. Студенты обсуждают на занятиях подготовленные отчёты о том, как описываются в литературе, как играются на экранах, на сценических площадках «элементы бессловесных действий», которые мы знаем как «язык» действий в единстве физического и психического. Даётся задание сыграть небольшой эпизод описания поведения человека, например, из рассказа А. П. Чехова, эпизод из знакомого всем фильма.

Нужно учиться «читать» произведение искусства на языке действий, понимать, из каких действий состоит поведение персонажа. Обыкновенно, когда тебя как зрителя в театре что-то впечатляет, ничего не успеваешь «прочитать», только потом можешь анализировать произведение. А если ты не вовлечен и не увлечен происходящим на сцене, на экране, то тогда видишь ошибки в нарушении техники действий, в выполнении не тех действий, не того действия или включение не того внимания. Таков, например, самый пошлый вариант многосерийных телевизионных фильмов, где практически отсутствуют настоящие оценки, всё мелко, буднично, шелуха, которая не обогащает душу.

Монолог

 

В начале второго семестра учебным материалом у нас становится работа над монологом. Причём, мы просим студентов принести именно монологи, а не длинные реплики. По Ершову, монолог – это «логика сосредоточенного думания». Эта логика действий включает в себя метания человека в поисках выхода из трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация обыкновенно выглядит как невозможность выбрать самую выгодную и удобную для себя позицию: то ли смириться со своей надоевшей семейной жизнью, то ли порвать всё и нарушить верность – пойти на разрыв. То ли поверить аргументам и словам своего товарища, то ли не верить им, так как он мог быть с тобой не честен. И человек мучается в поисках выхода. Выглядит это как поиск удобной пристройки для размышления и подбора аргументов в одном из вариантов поведения. Затем возникает стоп-оценка, человек как бы столкнулся с тупиком движения в этом направлении и с изменением веса и мобилизации, он приспосабливает себя, то есть пристраивается к размышлению в другом направлении (и это видно по изменениям тела). Потом следует новый стоп, новая смена позы, и в этой позе, как и во всех предыдущих, проговариваются вслух мысли, которые находит человек для обоснования какого-то из вариантов своего поведения. Так мы видим на сцене мечущегося человека, который решает важный для себя вопрос, открывая тем самым перед зрителями свой характер, свои устремления, свои предпочтения, желания, чувства.

Студенты сдают специальный зачёт по монологу, после того как каждый из них поработал не менее, чем над тремя монологами. Для всего курса их можно набрать пять – шесть из Шекспира, Островского, Чехова, Гоголя. Бесконечно интересна работа над монологом из пьесы Чехова «Чайка», который написан Константином Треплевым и который играет Нина Заречная.

Работе над монологом сопутствует работа над лепкой фразы, которой занимаются наши студенты на занятиях по сценической речи. Знающие технологию действий Ершова понимают, что живая речь отличается от так называемой сценической и чаще всего неживой, прежде всего, по двум показателям: количество ударных слов и интонационное разнообразие.

Как можно строить работу над монологами? Студенты принесли пять монологов: Осип в 1-м действии, Хлестаков в 1-м действии, Агафья Тихоновна – монолог про женихов и другие. Над каждым монологом может работать группа из четырёх, пяти человек. Первое задание каждой группе заключается в том, что они должны разбить монолог на какое-то число частей и придумать для каждой части позу. На работу уходит 15-20 минут, и каждый студент предлагает свои варианты, возникшие в результате обсуждения в малой группе его предложения. Обычно какие-то позы присутствуют в каждом решении. И эти позы, с одной стороны, можно считать самыми логичными, а с другой – самыми банальными. Такая постановка проблемы вызывает у исполнителей азартное желание найти позу не менее логичную, но достаточно неожиданную и оригинальную.

Второе задание состоит в работе над стоп-паузами во время перехода от позы к позе. Здесь же у каждого исполнителя возникает гипотеза об изменениях в «бессловесных элементах действия». Вторая работа занимает 20 минут, и далее следует общий просмотр всех исполнителей. На следующее занятие задаётся работа над другим монологом, возникают другие малые группы. И так пока каждый студент курса не пройдёт все пять учебных монологов. Соответственно у нас на эту работу ушло пять занятий. К шестому занятию студенты приносят новые монологи, лично ими выбранные из современной драматургии – Т. Уильямс. Н. Садур, Стейнбек, А. Миллер. Кстати, выясняется, что у ряда драматургов монологов нет, хотя есть очень длинные реплики, а это другое дело.

Работа студента над монологом позволяет судить об уровне усвоения им значимости всех предыдущих элементов актёрской техники, в том числе и успеха на уроках сценической речи.

В последние месяцы первого учебного года курс готовится к экзамену, который у нас проходит в жанре вытягивания исполнительских билетов, а не в отборе наиболее эффектных, успешных этюдов, подготовленных за год. На экзамен за первый год выносятся и самостоятельные отрывки.


II ЭТАП. СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...