Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квадрат. Событие и сюжет




Квадрат

Стоп может быть доведён до большого стопа, отталкивания от факта и, наконец, довольно длительного процесса «укладывания этого факта» в голову. Когда «укладываешь» и думаешь: «Нет, это не так» и отказываешься, и снова: «А…нет, не может быть», и опять отказываешься. Такое метание у нас раньше называлось «пулемётная очередь, стоп», а теперь этот кусок логики действий мы называем «квадрат» – человек попадает в тупик, где все стороны одинаковы, нереальны, невозможны: куда ни ткнись, всё «не может быть». Только потом где-то будет пролом в сознании, стена раздвинется и решение придёт или не придет.

Квадрат – это длинный процесс: стоп, стоп, стоп. Причем в квадрате не может быть уверенности. Оценка кончается, когда начинают спорить. Стопы и паузы – это открытое поле метания в тупике. Непонимание читается в том, что нет успокоения, не успокаиваются ни ноги, ни руки, ни голова, ни дыхание – все занято работой, поиском, «укладыванием» в голову.

Квадрат необходимо тренировать сначала чисто технически по любому поводу, потом включать его в разные формы работы. В нашем опыте красиво и эффективно получилось такое упражнение. В самостоятельные отрывки, которые студенты готовили первые полтора месяца работы и хорошо сыграли, было предложено (а это были отрывки из пьес Шекспира) вставить квадрат. (Мы делаем самостоятельные отрывки по драматургам – Шекспир, Островский, современные пьесы, стихотворные пьесы. ) Вдруг оказалось, что это им под силу, это сразу украшает весь ход отрывка, событие «уярчается» и высвечивает каждого персонажа. И стало понятно: Шекспира надо играть с умением играть эти большие оценки. Шекспир и вообще всё без оценок становится каким то мелким и незначительным. Значительность происходящему придают только оценки.

Событие и сюжет

Оценка такого порядка, как «квадрат», может быть связана с событием. Событие – это большая, значительная оценка, которая перестраивает жизнь. Практически событием может быть и не длинная оценка, но такая, которая перестраивает жизнь, то есть меняет бытие.

Оценка факта и событие могут быть сыграны, сделаны, если у исполнителя на чём-то сосредоточен интерес, есть определенного уровня активность, другими словами, он мобилизован в каком-то направлении. А если человек демобилизован, то есть ему всё происходящее всё равно, то как сыграть оценку?! Хотя, конечно, можно сделать оригинальное поведение и образ человека, когда из логики «всё равно» возникает ошеломление, но обыкновенно, в нормальной логике, из «всё равно» не возникает оценки, уж ежели всё «все равно», тогда, что бы ни было, все – не важно и не нужно.

Если понимать, что оценка факта и квадрат являются началом, главным показателем произошедшего события, то тогда получается, что ничего на сцене нельзя сыграть без сюжета и без события.

Чередование событий есть сюжет. И если мы попытаемся решить конфликт, то значит, конфликту предшествовало какое-то событие, которое удивило кого-то, кого-то не устроило. Кто-то думал, что должно быть по-другому, а оказалось так. Событие предшествует конфликту, сам конфликт может быть событием, и выход из конфликта обыкновенно должен быть событием, чтобы это всё было значимо, имело цену, проявляло человеческие стремления, человеческую страстность, пристрастность, представление о том, как надо жить. Тогда есть конфликты и события.

Когда человек только начинает учиться актёрскому искусству, его вниманию предлагается «язык» актёрского искусства как таковой. На следующем этапе студент должен быть внимателен к «языку», а ещё на следующем – он должен быть внимателен к тому, как он сам этот «язык» использует.

Роль – это правильное переключение внимания. Так же можно говорить о стопах и оценках, без них вообще не может быть организованного правильного внимания. По предыдущему разговору понятно, что со стопами студенты сталкиваются с самых первых упражнений. И в упражнении «три дела одновременно», и в упражнении на ПФД, и в упражнениях, которые связаны с входами, со сменой веса, со сменой поз – везде присутствуют эти стопы-переоценки. Переоценка взгляда: я думал так, а это не получается, тогда я меняю что-то в теле, в голосе. Когда я столкнулся с тем, что продолжать действовать, думать, жить по-старому нельзя это и есть оценка. В оценке мы видим, что человек удивился чему-то, что заставляет его менять жизнь. Жизнь здесь понимается не в глобальном, а в частном, конкретном случае. За «удивлением» только и следует переосмысление, а соответственно и все перестройки и изменения веса, мобилизации, голоса и мимики. Мало способные к актерскому искусству студенты с большим трудом справляются с игрой логики человека, доверяющего своим побуждениям, а потому часто и много удивляющегося. У недоверчивого, скрытного, равнодушного человека трудно увидеть оценки. Он либо их скрывает, либо не позволяет себе верить, что встретился с чем-то новым, неожиданным, важным.

Начинается тренировка оценки с упражнения «замри». Ловишь муху и – замри. Ведь в упражнении «ловить муху» «замри» присутствует всё время: приготовился, хлопнул и не поймал. Есть секунда оценки – поймал или не поймал и переход к следующему движению. В любом упражнении выполнение команды педагога «замри» требует от студента и темперамента, и страстности, потому что надо всего себя остановить. Команду «замри» можно давать на самых первых занятиях, на упражнениях со стульями, на переменах мизансцены занятий, на беге, на входах, практически на всех упражнениях надо давать команду «замри».

Одним из первых шагов будет вопрос к исполнителям, студентам: «Что это значит – «замри? » «Вы рассматриваете стенку, а потом: «замри», идёте к двери и вдруг – «замри», догоняете человека – «замри», что это значит? » Довольно быстро студенты говорят, что это будто бы встретился с неожиданностью или вспомнил что-то, то есть какой-то момент слома внимания, открытия чего-то нового. Как только они это понимают, можно говорить о «замри» и стопе, как о психологически выразительном моменте и вспоминать их опыт при целенаправленном изучении этого «бессловесного элемента действия».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...