Догматическое богословие. Архиепископ константин. Вопросы к письменным зачетам. По «догматическому богословию» за 1 и 2 полугодие
Стр 1 из 23Следующая ⇒ ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИН Вопросы к письменным зачетам по «Догматическому богословию» за 1 и 2 полугодие
1. Введение. Значение термина «богословие» и понятие о богословии. 2. Значение термина «догмат», его характерные признаки. 3. Догматы и положения, догматического значения не имеющие: теологумен и частное богословское мнение. 4. Богословская ошибка и ересь. 5. Несостоятельность адогматизма. 6. Полнота и неизменяемость Новозаветного Откровения и развитие науки «Догматическое богословие». 7. Источники догматического богословия: 8. Вероучительные тексты Православной Церкви: 9. История догматической науки, периодизация: 10. Естественный и сверхъестественный пути богопознания. 11. Нравственные условия богопознания. 12. Непостижимость Сущности Божией постижимость действия Бога в мире. 13. План и разделение догматического богословия. 14. Катафатическое и апофатическое богословие. 15. Сущность Божия. Имена Божии. 16. Антропоморфизмы и антропопатизмы, феофании, нетварный свет. 17. Апофатические свойства Божии: 18. Духовность Существа Божия. 19. Свойства Существа Божия как Духа (катафатические свойства) 20. Единство Существа Божия. 21. Политеизм и два монотеизма. 22. Догмат о Святой Троице – основание христианской религии. 23. История догмата о Святой Троице:
а) Доникейский период; б) Период вселенских соборов; в) Период после Вселенских соборов. 24. Троичная терминология 25. Свидетельства Ветхого завета о троичности Бога. 26. Свидетельства Нового Завета о троичности Бога. 27. Божество Отца 28. Божество Сына 29. Божество Святого Духа 30. Единосущие и равенство Лиц Святой Троицы. 31. Личность ипостасей. Личные свойства Бога Отца. 32. Личные свойства Бога Сына. 33. Личные свойства Духа Святого. 34. Нетварные Божественные энергии и творение. 35. Образ Откровения Святой Троицы в мире. 36. Различие православной и римо-католической триадологии. 37. Filioque: богословский и исторический аспекты, его последствия для Церкви. 38. Три Лица, единая природа Божества, нетварные энергии и значение этого учения для духовной жизни. БИЛЕТ №1 ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БОГОСЛОВИЕ» И ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ. Термин «богословие» (по греч. Qeologia — составное слово, состоящее из двух слов: Qeox — Бог и logox — слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли свт. Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения. Во-вторых, под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется «истиннейшим предметом богословия». Так святой Апостол Иоанн, св. Григорий Назианзин и прпд. Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии. Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком. Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие. Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Богословие возможно прежде всего, если у человека есть вера. Вера это дар Божий. Вера является дверью таинств, условием и основанием богословской мысли. Верою Христос вселяется в сердце человека (Еф. 3, 17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1 Кор. 2, 12—16). «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11, 3), — пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка. Вера — онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом. Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. Необходимо исполнение евангельских заповедей в духе смирения (Лк. 17, 5—10). Первая заповедь — покаяние. Покаянием христианин приемлет духовное ведение о сокровенном. Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении духовных очей, «которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14, 15—26)».
К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова св. Апостола Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Св. и знаете все... » Богословие это тайна, т. к. предмет богословия ― Бог, который в сущности своей не постижим. Откровение не всегда может быть выражено в слове, свидетельствует Писание. Апостол, который был вознесен до «третьего неба» и слышал там «неизреченные глаголы», впоследствии возвестил лишь следующее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Когда Бог посещает человека обилием Божественной благодати и великолепием созерцаний, тогда всякая человеческая мысль останавливается. Святой Исаак Сирин пишет: «Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя, и все здешнее и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо» (т. е. размышление о чем-либо и молитва прекращаются). «Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвой молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе». Богословие требует от человека особого образа жизни, очищения. Человек не имеющий «осияния духовного», но порабощенный плотью и страстями, богословствовать не может. Святой Григорий Богослов пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело. Для нечистого, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу». Богословие занимает некое среднее место между созерцанием Божественного и рассуждением о Нем. Богословие причастно и созерцанию, достигаемому на вершинах молитвенного подвига, поэтому монах Евагрий говорит: «Богослов — тот, кто имеет чистую молитву». Истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести нас к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни. Истинная цель богословия ― стяжание Духа Святаго (преп. Серафим Саровский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|