Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Догматическое богословие. Архиепископ константин. Вопросы к письменным зачетам. По «догматическому богословию» за 1 и 2 полугодие




ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИН


Вопросы к письменным зачетам

по «Догматическому богословию» за 1 и 2 полугодие

 

1. Введение. Значение термина «богословие» и понятие о богословии.

2. Значение термина «догмат», его характерные признаки.

3. Догматы и положения, догматического значения не имеющие: теологумен и частное богословское мнение.

4. Богословская ошибка и ересь.

5. Несостоятельность адогматизма.

6. Полнота и неизменяемость Новозаветного Откровения и развитие науки «Догматическое богословие».

7. Источники догматического богословия:
а) Священное Предание;
б) Священное Писание;

8. Вероучительные тексты Православной Церкви:
а) Соборные вероопределения;
б) Исповедания веры, их характеристика.

9. История догматической науки, периодизация:
а) доникейский период;
б) эпоха Вселенских Соборов;
в) период после Вселенских Соборов;
г) русская школа догматистов.

10. Естественный и сверхъестественный пути богопознания.

11. Нравственные условия богопознания.

12. Непостижимость Сущности Божией постижимость действия Бога в мире.

13. План и разделение догматического богословия.

14. Катафатическое и апофатическое богословие.

15. Сущность Божия. Имена Божии.

16. Антропоморфизмы и антропопатизмы, феофании, нетварный свет.

17. Апофатические свойства Божии:
а) самобытность;
б) вечность;
в) вездеприсутствие;
г) неизменяемость.

18. Духовность Существа Божия.

19. Свойства Существа Божия как Духа (катафатические свойства)

20. Единство Существа Божия.

21. Политеизм и два монотеизма.

22. Догмат о Святой Троице ­– основание христианской религии.

23. История догмата о Святой Троице:

а) Доникейский период;

б) Период вселенских соборов;

в) Период после Вселенских соборов.

24. Троичная терминология

25. Свидетельства Ветхого завета о троичности Бога.

26. Свидетельства Нового Завета о троичности Бога.

27. Божество Отца

28. Божество Сына

29. Божество Святого Духа

30. Единосущие и равенство Лиц Святой Троицы.

31. Личность ипостасей. Личные свойства Бога Отца.

32. Личные свойства Бога Сына.

33. Личные свойства Духа Святого.

34. Нетварные Божественные энергии и творение.

35. Образ Откровения Святой Троицы в мире.

36. Различие православной и римо-католической триадологии.

37. Filioque: богословский и исторический аспекты, его последствия для Церкви.

38. Три Лица, единая природа Божества, нетварные энергии и значение этого учения для духовной жизни.


БИЛЕТ №1

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БОГОСЛОВИЕ» И ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ.

Термин «богословие» (по греч. Qeologia — составное слово, состоящее из двух слов: Qeox — Бог и logox — слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли свт. Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного От­кровения.

Во-вторых, под богосло­вием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постиг­нутом в Откровении. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Трои­ца именуется «истиннейшим предметом богословия». Так святой Апостол Иоанн, св. Григорий Назианзин и прпд. Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троич­ный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.

Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии. Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком. Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.

Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

Богословие возможно прежде всего, если у человека есть вера. Вера это дар Божий. Вера является дверью таинств, условием и основанием богословской мысли. Верою Христос вселя­ется в сердце человека (Еф. 3, 17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1 Кор. 2, 12—16). «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11, 3), — пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка.

Вера — онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом.

Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. Необходимо исполнение евангельских заповедей в духе смирения (Лк. 17, 5—10). Первая заповедь — покаяние. Покаянием христианин приемлет духовное ведение о сокровенном. Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении духовных очей, «которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14, 15—26)».

К совершенным христианам ранней Церкви обра­щены слова св. Апостола Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Св. и знаете все... »

Богословие это тайна, т. к. предмет богословия ― Бог, который в сущности своей не постижим.

Откровение не всегда может быть выражено в слове, свидетельствует Писание. Апостол, который был вознесен до «третьего неба» и слышал там «неизреченные глаголы», впослед­ствии возвестил лишь следующее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Когда Бог посещает человека обилием Божественной благодати и великолепием созерцаний, тогда всякая человеческая мысль останавливается. Святой Исаак Сирин пишет: «Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя, и все здешнее и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо» (т. е. размышление о чем-либо и молитва прекращаются). «Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвой молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе». Богословие требует от человека особого образа жизни, очищения.

Человек не имеющий «осияния духовного», но порабощенный плотью и страстями, богословствовать не может. Святой Григорий Богослов пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело. Для нечистого, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу».

Богословие занимает некое среднее место между созерцанием Божественного и рассуждением о Нем. Богословие причастно и созерцанию, достигаемому на вершинах молитвенного подвига, поэтому монах Евагрий говорит: «Богослов — тот, кто имеет чистую молитву». Истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести нас к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни.

Истинная цель богословия ― стяжание Духа Святаго (преп. Серафим Саровский).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...