Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Filioque: богословский и исторический аспекты, Его последствия для Церкви.




ВОПРОС №37

FILIOQUE: БОГОСЛОВСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЦЕРКВИ.

Логика этого учения от блаженного Августина — что в Боге не противопоставлено, то не может быть и различимо. Здесь тенденция мыслить отношения Божественных Лиц натуралистически, по аналогии с тварном миром, с причинно-следственными отношениями.

Вследствие этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение, которое также определяется как исхождение. В результате точка равновесия смещается в сторону единства. Единство начинает превалировать над троичностью.

Т. О., бытие Божие отождествляется с Божественной сущностью, а Божественные Лица или Ипостаси превращаются в некую систему внутрисущностных отношений, которые мыслятся внутри самой божественной сущности. Т. О. сущность логически предшествует Лицам.

Последствия Filioque:

В католичестве существует мистика безличной Божественной сущности, «пучины божества», что для православного подвижничества невозможно. Это возвращение из христианства к неоплатонизму.

Принцип единства Божества различно понимается в восточном, и латинском богословии:

· В православие: принципом единства является Личность, Ипостась Отца.

· На Западе: принципом единства является безличная сущность.

Т. О. образом латиняне принижают значение личности. Даже сама вечная жизнь и вечное блаженство понимаются у латинян и у православных различным образом.

Последствия (различия в вере загробную жизнь):

· В православии: вечное блаженство есть соучастие в жизни Пресвятой Троицы, что предполагает личные отношения к Лицам Божества

· В католицизме: о вечном блаженстве говорится как о созерцании Божественной сущности, вечное блаженство приобретает оттенок интеллектуализма.

Учение о монархии не только позволяет нам сохранить в троичном богословии совершенное равновесие между троичностью и единичностью, но и утвердить представление о Боге как об абсолютной Личности.

 

ВОПРОС №38

ТРИ ЛИЦА, ЕДИНАЯ ПРИРОДА БОЖЕСТВА, НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО УЧЕНИЯ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

Энергии Святой Троицы суть вечное самооткровение Божества. Они не обусловлены миром. Бог от века есть Любовь, Истина и Жизнь. Писание возвещает об Отце, Который любит Сына (Ин. 5, 20), о Сыне, любящем Отца (Ин. 14, 31), и Святом Духе как Духе любви (Рим. 5, 5). Это помогает нам уяснить образ Божественного бытия до начала творения, в вечности.

Святитель Григорий Палама пишет, что после сотворения мира Бог возвращается «в Свою высоту», возвращается к Своему вечному, «безначальному делу». Это «безначальное дело» Бога «без упокоения» состоит не только в видении Богом всего сущего, не только в Его предвидении будущего, но и в вечном троическом природном «движении». Бог безначально движется в созерцании Самого Себя. Это «созерцание» и «возвращение Бога к Самому Себе» есть неизреченное общение в любви Трех Божественных Ипостасей, Их взаимопроникновение, существование Друг в Друге. Вне догмата о Святой Троице невозможно было бы указать в вечности предмет Божественной любви.

Извечное сияние, сила и полнота жизни Трех Ипостасей, сверхъединству Которых нет именования, открываются в мире как любовь. Поэтому, достигая любви, мы каждый в свою меру восходим к познанию образа превечного бытия Святой Троицы. Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7).

Человек призван к участию в Божественной жизни. Эта вечная жизнь состоит в любви, поэтому любовь к Богу и ближним — единственный путь соединения со Святой Троицей. Так смыкаются высшее христианское ведение о Боге (тройческое богословие) и христианское нравоучение. Заповедь о любви получает силу в догмате о Святой Троице, а сам догмат уясняется по мере исполнения заповедей, по мере возрастания в любви, по мере богоуподобления. Как справедливо отмечает В. Лосский, для Православной Церкви Пресвятая Троица — непоколебимое основание христианской религиозной мысли, благочестия, духовной жизни и духовного опыта. «Именно Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования». «Бог един по существу и троичен в Лицах, Которые единосущны и равны между Собой: позаботимся же тройственный состав нашего существа (дух, душу и тело) и главных сил (разум, волю и чувство) привести к равенству, единству и согласию, в этом задача нашей жизни и наше блаженство», — призывает архимандрит Иустин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...