Глава III. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака
Алгоритм принятия решения о выборе критерия оценки изменений Классификация сдвигов и критериев оценки их статистической достоверности
G- критерий знаков
Назначение критерия G. Критерий знаков G предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ослабления.
Пример В исследовании Г.А. Бадасовой изучались личностные факторы суггестора, способствующие его внушающему воздействию на аудиторию. В эксперименте участвовало 39 слушателей колледжа и спецфакультета практической психологии Санкт-Петербургского университета 9 мужчин и 30 женщин в возрасте от 18 до 39 лет, средний возраст 23,5 года. Испытуемые выступали в качестве суггерендов, т.е. лиц, по отношению к которым оказывалось внушающее воздействие. В экспериментальной группе (n1=16) испытуемые просматривали видеозапись речи суггестора о целесообразности применения физических наказаний в воспитании детей, а в контрольной группе (n2=23) испытуемые просто читали про себя письменный текст. Содержание речи суггестора и текста полностью совпадали. До и после предъявления видеозаписи (в экспериментальной группе) и текста (в контрольной группе) испытуемые отвечали на 4 вопроса, оценивая степень согласия с их содержанием по 7-балльной шкале: 1. Я считаю возможным иногда шлепнуть своего ребенка за дело, если он этого заслужил: Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен 2. Если, придя домой, я узнаю, что кто-то из близких, бабушка или дедушка, шлепнул моего ребенка за дело, то я буду считать, что это нормально: Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен 3. Если мне станет известно, что воспитательница детского сада или учительница в школе шлепнула моего ребенка за дело, то я восприму это как должное: Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен 4. Я бы согласился отдать своего ребенка в школу, где применяется
система физических наказаний по итогам недели: Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен Суггестор был подобран по признакам, которые были выявлены в пилотажном исследовании. Вопросы: 1. Можно ли утверждать, что после просмотра видеозаписи о пользе телесных наказаний наблюдается достоверный сдвиг в сторону большего принятия их в экспериментальной группе? 2. Достоверны ли различия по выраженности положительного сдвига между экспериментальной и контрольной группами? 3. Является ли достоверным сдвиг оценок в контрольной группе?
АЛГОРИТМ 8 Расчет критерия знаков G 1. Подсчитать количество нулевых реакций и исключить их из рассмотрения. В результате п уменьшится на количество нулевых реакций. 2. Определить преобладающее направление изменений. Считать сдвиги в преобладающем направлении «типичными». 3. Определить количество «нетипичных» сдвигов. Считать это число эмпирическим значением G. 4. По Табл. V определить критические значения G для данного п. 5. Сопоставить Gэмп с Gкр. Если Gэмп ≤ Gкр, сдвиг в типичную сторону может считаться достоверным. Таблица V Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости р≤0,05 и р≤0,01.
Т - критерий Вилкоксона
Назначение критерия. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Пример В выборке курсантов военного училища (юноши в возрасте от 18 до 20 лет) измерялась способность к удержанию физического волевого усилия на динамометре. Сначала у испытуемых измерялась максимальная мышечная сила каждой из рук, а на следующий день им предлагалось выдерживать, на динамометре с подвижной стрелкой мышечное усилие, равное 1/2 максимальной мышечной силы данной руки. Почувствовав усталость, испытуемый должен был сообщить об этом экспериментатору, но не прекращать опыт, преодолевая усталость и неприятные ощущения – «бороться, пока воля не иссякнет». Опыт проводился дважды; вначале с обычной инструкцией, а затем, после того, как испытуемый заполнял опросник самооценки волевых качеств по методике А.Ц. Пуни, ему предлагалось представить себе, что он уже добился идеала в развитии волевых качеств, и продемонстрировать соответствующее идеалу волевое усилие. Подтвердилась ли гипотеза экспериментатора о том, что обращение к идеалу способствует возрастанию волевого усилия?
АЛГОРИТМ 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|