Подсчет критерия Т Вилкоксона
1.Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном. 2.Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» - «до»). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы. 3.Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности). 4.Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной. 5.Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в "нетипичном" направлении. 6.Подсчитать сумму этих рангов по формуле: где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком. 7. Определить критические значения Т для данного п по Табл. VI.ЕслиТэмп ≤ Ткр,сдвигв «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. Таблица VI. Критические значения критерия Т Вилкоксона для уровней статистической значимости р<0,05 и р<0,01
Критерий χ2r Фридмана Назначение критерия. Критерий χ2 r применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке испытуемых. юКритерий позволяет установить, что величины показателей от условия кусловию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений.
Пример На представленых графиках изменения времени решения анаграмм в эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости. награммы нужно было подобрать таким образом, чтобы постепенно подготовить испытуемого к самой трудной - а фактически неразрешимой - задаче. Иными словами, испытуемый должен был постепенно привыкнуть к тому, что задачи становятся все более и более трудными, и что над каждой последующей анаграммой ему приходится проводить больше времени. Достоверны ли различия во времени решения испытуемыми анаграмм?
АЛГОРИТМ 10 Подсчет критерия χ2 rФридмана 1.Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. 2.Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. 3.Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой. 4.Определить эмпирическое значение χ2 rпо формуле: где с - количество условии; п - количество испытуемых; Ti - суммы рангов по каждому из условий. 5.Определить уровни статистической значимости для χ2 r а)при с=3, n< 9 - по Табл. VII-A; б)при с=4, n<4 - по Табл. VII-Б. 6.При большем количестве условий и/или испытуемых - определить количество степеней свободы v по формуле: v =c-1, где с - количество условий (замеров). По Табл. IX определить критические значения критерия χ2 при данном числе степеней свободы v. Если χ2 r эмп ≥ критическому значению χ2, различия достоверны.
Таблица VII-A Критические значения критерия x2r Фридмана для количества условий с=3 и количества испытуемых от двух до девяти (2<п<9).
Таблица VII-Б. Критические значения критерия χ2r Фридмана для количества условий с=4, 2<п<4.
Таблица IX. Критические значения критерия χ2
для уровней статистической значимости р≤0,05 и р≤0,01 при разном числе степеней свободы v.
L - критерий тенденций Пейджа Назначение L - критерия тенденций. Критерий L Пейджа применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет выявить тенденции в изменении величин признака при переходе от условия к условию. Его можно рассматривать как продолжение теста Фридмана, поскольку он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений.
Пример Показатели времени решения анаграмм и их ранги представлены уже в упорядоченной последовательности: анаграмма 1, анаграмма 3, анаграмма 2. Действительно ли время решения увеличивается при такой последовательности предъявления анаграмм?
АЛГОРИТМ 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|