Системный подход в управлении.
Системный подход исходит из того, что любое явление, процесс может рассматриваться как система. В соответствии с этим руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как персонал, организационная структура, задачи, технология, ресурсы. Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, предоставляет средства и приемы для улучшения планирования и контроля. Практическое значение системного подхода заключается в том, что ни одно решение не должно приниматься без анализа последствий для других элементов системы и системы организации в целом. Такой подход позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области превращаются в проблему для другой. Выделяют следующие основные черты системного подхода: 1. Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам. 2. Иерархичность познания, требует многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «высший» уровень; изучение этого предмета в соотношении с элементами «низшего» уровня. 3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Основные принципы системного подхода (системного анализа) являются:
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязь в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Одной из наиболее популярных в 80-е годы прошлого века среди концепций системного подхода является теория "7-С", разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой Мак-Кинзи. Первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотрман - авторы книги "В поисках эффективного управления" и вторую пару - Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы книги "Искусство японского управления: пособие для американских управленцев". На рис. 3.2 приведена известная схема 7-С, или, как ее шутливо окрестили, "счастливый атом", что позволяет наглядно представить основные компоненты и проблемы организации.
Рис. 3.2. - Схема «7-С» компании "Мак - Кинзи".
Авторы этой концепции считают, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести.
Так как в английском языке название всех этих элементов начинается на "s", эта концепция получила название "7-S". Согласно этой концепции ключевыми элементами системы являются: 1. Стратегия (strategy) - планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей. 2. Структура (structure) - внутренняя композиция организации, отражающая распределение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними. 3. Системы и технологии управления (systems) - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации. 4. Штат (staff) - важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.д. 5. Стиль (style) - способ, с помощью которого руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура. 6. Квалификация (skills) - отличительные возможности ключевых людей в организации. 7. Разделенные ценности (shared values) - содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. Согласно данной концепции, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут держать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов. Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления. Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит потому, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко осознать много способов, с помощью которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невозможным. Однако, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|