Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность системы, виды и характеристика.




Исходные положения теории системного управления следующие:

1. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

2. Организация (предприятие, фирма) является системой.

3. Система состоит из частей, эти части называются подсистемами (например отделы предприятия).

4. Система может входить как элемент или составная часть в сверхсистему.

5. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, объединяющих потоки информации прямыми или (и) косвенными связями и составляют единое организационное целое.

Система управления - это некоторая целостность, состоящая из отдельных элементов, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.

В управлении используются основные понятия и характеристики общей теории систем (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 - Основные понятия и характеристики общей теории систем

Основные понятия общей теории систем Характеристика понятий теории систем
Состояние системы Упорядоченное множество существенных свойств, которыми она обладает в определенный момент времени.
Особенности системы Совокупность параметров, определяющих поведение системы.
Поведение системи Реальное или потенциальное действие системы.
Действие Означает, что происходит с системой событие, вызванное другим событием.
Событие Изменение хотя бы одного свойства системы.
Компоненты системы (елементы, подсистеми) Любая система, независимо от открытости, определяется через ее состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, ее сущностные характеристики.
Границы системы Различного рода материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды.
Системообразующий элемент Элемент системы, от которого зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.
Синергия Понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не получают антагонистического характера.
Вход — Преобразования — Выход Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. Взаимодействие их дает цикл событий. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, показатели качества, расходы, сроки, цена. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция или услуги. Затем определяют параметры «входа», то есть исследуется потребность в ресурсах, определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы и параметров внешней среды. Важное значение приобретает исследование параметров «процесса», который преобразует ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, или технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
Цикл жизни Любая открытая система имеет цикл жизни: возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.

Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами. Связь - это перенос материальных, энергетических или информационных компонентов с одного объекта на другой; это функциональная характеристика элемента, а отношение - это структурная характеристика.

Понятие «связь» и «отношения» имеют достаточно сложное объяснение. Принято отождествлять понятия «связь» с динамическим состоянием элементов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связей.

Понятие «отношение» характеризуется статикой строения самого элемента, то есть его структурой. В теории логики принято «отношения» рассматривать как соотношение, соподчинение одного свойства элемента другой. Такое соотношение тоже основывается на различных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «отношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.

Связи делятся на внутренние, когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние, когда выход одной системы становится входом в другую. Такая связь принято называть прямой связью. Кроме прямой связи, существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратной - с выхода определенного элемента на вход того же элемента.

Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществляется на основе закона обмена энергией, информацией и веществом в процессе динамичного развития самого элемента. Понятие «связь» описывает степень ограничения свободного развития самого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизнедеятельность. Таким образом, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику системы, а понятие «отношение» - функционально-структурную характеристику.

В рамках системных исследований понятие «связь» имеет наибольшее значение, так как в процессе взаимодействия элементов в системе устанавливаются алгоритмы их совместного функционирования. Например, рекурсивная связь устанавливает причинно-следственную связь между различными параметрами в экономической системе.

Синергическая связь в теории систем определяет результат совместных действий взаимосвязанных элементов как общий эффект, превышающий сумму эффектов, получаемых от каждого независимого элемента.

Циклическая связь рассматривается как сложная обратная связь между элементами в системе, определяющая ее полный жизненный цикл.

Обратная связь является основой саморегуляции, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

По своему характеру связи могут быть положительными, отрицательными и гармонизированным.

Под положительной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого нарушается внутренняя структура самих элементов. Этот результат дает импульс к дальнейшему развитию элементов и системы в целом.

Под негативной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого происходит разрушение как самого элемента, так и всей системы.

Под гармонизированной связью понимается устойчивое динамичное состояние развития элементов в результате их взаимодействия.

Также связи классифицируют по направленности (направленные и ненаправленные), по параметрам силы (сильные и слабые), по виду управления (подчинение и равноправные связи управления), по месту возникновения (внутренние и внешние), по порядку действия (прямые и обратные).

Итак, в системах различной природы всегда существуют различные виды связей, за счет которых обеспечивается сохранение целостного устройства.

Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Формально ее часто представляют в виде граф, где вершины соответствуют элементам системы, а дуги - их связям. Особое место среди структур различных типов занимают иерархические структуры.

Структуру системы принято описывать видом связей и отношений (иерархия связей) между ее элементами. Структура описывает внутреннее строение (состояние) системы. Структуры бывают как статическими, так и динамическими. И сама система может быть описана различными видами структур в зависимости от аспектов и стадий исследования или проектирования в пространстве и во времени.

Состав элементов и связи между ними составляют основу структуры системы. Структура отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их групп, которые обеспечивают основные свойства системы. Иначе говоря, структура - это форма организации системы. Вместе с тем структура системы может определенным образом изменяться в зависимости от факторов (причин) внутренней или внешней природы, от времени.

"Состояние" системы определяется на основе исследования, "диагноза", ситуационного анализа, на основе изучения входящих действий и выходных результатов системы.

"Поведение" системы характеризует возможность устойчивого, контролируемого перехода системы из одного состояния в другое - в таком случае необходимо либо знать, либо выявить закономерности, управляющие поведением системы.

"Равновесие" системы определяется как способность системы при отсутствии внешних воздействий сохранять желаемое заранее заданное состояние.

"Стабильность" системы характеризуется как способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него под внешним воздействием.

"Развитие" системы означает совершенствование структуры и функций системы под влиянием, главным образом, внутренних факторов, в связи с чем поведение системы приобретает более упорядоченный и предсказуемый характер.

Рассмотрим некоторые разновидности систем. Абстрактные системы - это системы, все элементы которых являются понятиями. Конкретные системы - это системы, элементы которых являются физическими объектами. Они разделяются на природные (возникающие и существующие без участия человека) и искусственные (созданные человеком).

Природные системы в свою очередь могут включать подсистемы:

• живые (например, любое животное)

• неживые (например, земная кора)

• экологические (например, любой водоем)

• социальные (например, семья) и другие подсистемы.

К искусственным системам обычно относят орудия труда, машины и механизмы, автоматы и роботов.

Смешанные системы объединяют искусственные и природные системы:

• эргономические (например, токарный станок и токарь)

• биотехнологические (например, микроорганизмы и технологическое оборудование);

• организационные (например, коллектив работников предприятия и средства производства);

• автоматизированные (например, автомат, приводится в действие оператором).

Динамические системы занимают одно из центральных мест в общей теории систем. Такая система представляет собой структурированный объект, имеющий входы и выходы, объект, который в определенные моменты можно вводить и с которого можно выводить вещество, энергию, информацию. Динамические системы представляются как системы, в которых процессы протекают во времени непрерывно, и как системы, в которых все процессы происходят только в дискретные моменты времени.

Такие системы называют дискретными динамическими системами. При этом в обоих случаях предполагается, что поведение системы можно анализировать в некотором промежутке времени, непосредственно и определяется термином «динамическая».

Статические же системы представляют собой неподвижную модель реальной действительности, отражающие моментальное состояние какого-либо объекта.

Адаптивные системы - системы, которые функционируют в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. Понятие адаптации сформировалось в физиологии, где оно определяется как совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению внутренних и внешних условий. В теории управления адаптацией называют процесс накопления и использования информации в системе, направленной на достижение оптимального состояния при начальной непосредственности и меняющихся внешних условиях.

Иерархические системы - системы, элементы которых сгруппированы по уровням, вертикально соотнесенных друг с другом; при этом элементы уровней имеют выходы, разветвляются. Рассматривая иерархические системы, обратимся к принципу противопоставления. Объектом противопоставления будут системы с линейной структурой (радиальные, централизованные). Для систем с централизованным управлением характерна однозначность управляющих воздействий. В отличие от них существуют иерархические системы - системы произвольной природы (технические, экономические, биологические, социальные и другие), имеют многоуровневую и разветвленную структуру в функциональном, организационном или ином плане.

Предприятие может рассматриваться как закрытая и открытая система (рис. 3.3).

 

 

Предприятие, как закрытая система Предприятие, как открытая система
Проблемы организации Вход (информация, капитал, материалы)  
       
    Процесс управления     Процесс управления (преобразования, и оброботка входов)
       
  Решения проблем   Выходы (продукция либо услуги, прибыль, часть рынка, рост, удовлетворенность работников)  

 

Рис. 3.3 Закрытая и открытая системы менеджмента

В 70-е годы прошлого века возникла концепция организации как открытой системы. Имеется в виду открытость по отношению к внешней среде. Были выделены два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет твердые фиксированные границы, ее действия относительно независимы от внешней среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Организация как открытая система функционирует в тесной взаимосвязи с внешней средой, поэтому должна приспосабливать свою внутреннюю среду к различным изменениям внешней среды.

Рассмотрим некоторые виды классификации систем по различным признакам:

• классификация систем по происхождению (рис. 3.4).

• классификация систем по описанию переменных (рис. 3.5).

• классификация систем по способу управления (рис. 3.6).

• классификация систем по типу их операторов (рис. 3.7).

 

Рис. 3.4. Классификация систем по происхождению.

 

 

Рис. 3.5 Классификация систем по описанию переменных

 

Рис. 3.6 Классификация систем по способу управления

 

 

Рис. 3.7 Классификация систем по типу их операторов

Системы можно классифицировать по их элементам или составным частям на:

- Машинные.

- Тип «человек - машина».

- Тип «человек - человек».

Система управления является нормативной системой типа «человек - человек». Материальной базой системы является человек. Элементарная система в общем виде представлена на рисунке 3.8

 
 

 


Рис 3.8. - Элементарная система управления

 

Основными частями системы есть вход, процесс или операция, выход. В любой системе вход состоит из элементов одной и той же номенклатуры, которые классифицируются в зависимости от их роли в процессе. Первый элемент входа - тот, над которым осуществляется некоторый процесс или операция. Этот вход является или будет «нагрузкой» системы. Вторым элементом входа системы является среда, влияющая на операции системы. Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы.

Вторая часть системы - это операция, процессы или каналы, через которые должен проходить вход. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы влияли на каждый вход, в подходящее время для достижения желаемого выхода. Вообще можно сказать, что набор действий составляет операцию, если каждое действие необходимо для осуществления желаемого выхода, и если эти действия взаимосвязаны.

Третья часть системы - выход, что является ее продуктом или результатом, а также два операциональных критерия выхода, которым должна соответствовать система: стабильность и надежность системы. Эти требования определяют нормы функционирования системы. Стабильность характеризует непрерывность выхода, а надежность описывает согласованность компонентов в процессе действия системы или величину ошибки. Если задавать такие входы, к которым система не может приспособиться, можно ухудшить ее выход.

Каждая система управления, прежде всего, состоит из двух самостоятельных подсистем - управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления).

К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг.

К управляющей системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой системы.

Обычно на предприятиях (организациях), кроме названных крупнейших подсистем, просматриваются следующие ведущие подсистемы:

- Техническая;

- Технологическая;

- Система организации производства и управления;

- Экономическая система;

- Социальная.

 

Типология организаций.

Типология - классификация объектов по общности признаков. Потребность в типологии организации возникает, когда накопление исследовательских данных и представление их в организации делают необходимым формирование ее единой картины.

Типология организации позволяет:

1) систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях организаций по различным параметрам (цель, структура, функции и т.д.);

2) установить общность проблем и типизировать их для различных организаций, чтобы одни организации могли пользоваться методами решения проблем, применяемыми в других;

3) дать характеристику общества с организационной точки зрения, которая может использоваться при анализе возможных изменений в структуре общества.

Классификации организаций проводятся по различным признакам. Например: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по прибыли, по организационно-правовой форме и др. Так, выделяют следующие организации [2]:

• по отношению к власти - правительственные и неправительственные;

• по главной цели - общественные и хозяйственные;

• по прибыли - коммерческие и некоммерческие;

• по бюджету - бюджетные и небюджетные;

• по форме собственности - государственные, муниципальные, частные и коллективные;

• по степени формализации - формальные и неформальные;

• по отраслевой принадлежности - промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.;

• по самостоятельности принятия решений - материнские, дочерние, зависимые;

• по размеру и численности членов организации - крупные, средние, малые.

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др.

Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. Они подразделяются на: производственные, научно-производственные, посреднические и др.

Коммерческие организации - организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие организации ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то, что цели носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль. Полученная прибыль идёт не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом.

По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные организации - зарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаваемых на базе общих интересов в сфере культуры, быта, спорта и др. (Например, группа туристов, объединение друзей, участники гонки и т.п.). Признак формирования неформальной организации - появление неформального лидера, увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...