Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные модели организаций: органическая и механистическая модели.




Механистическая модель организации (также называемая моделью рациональной бюрократии) имеет ряд как положительных, так отрицательных черт. К плюсам можно отнести то, что данная модель позволяет установить технические и экономические связи между различными факторами производства и определить их зависимость друг от друга. С другой стороны, эта модель недостаточно учитывает роль человеческого фактора в эффективной работе организации. Также в механистической модели используются некоторые положения школы научного менеджмента, которые критически оцениваются современной наукой и практикой, например, стремление к завоеванию позиций на рынке главным образом за счет снижения затрат, а не ростом доходов или приоритетной ориентации на крупные предприятия, а также общий контроль четкого выполнения плановых заданий и т. д. Эти недостатки ограничивают возможность применения механистической модели.

В самом общем виде организация в механистической модели представляется как инструмент управления, а люди - как «винтик» большого механизма. Эта модель строится по принципу четкого распределения обязанностей между членами организации, регламентации взаимодействия членов организации на основе четкой иерархии. Роль каждого члена четко определена местом в организации.

Таким образом, механистический (жесткий) тип управления характеризуется консервативной, а не гибкой структурой; четко определенными, стандартизированными и устойчивыми задачами; сопротивлением изменениям, иерархической схемой контроля, командным типом коммуникаций, идущим сверху вниз, содержанием которых является распоряжения, инструкции, принятые решения.

Органическая организация возникла как антипод бюрократической, которая перестала соответствовать новым условиям рынка с гибкими адаптивными структурами. К свойствам подобной организации можно отнести следующие:

· у организации нет функционального разделения труда, жесткого разделения целей, индивидуальных задач и сфер ответственности - они постоянно перераспределяются, корректируются;

· в организационных структурах нарушается иерархия, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;

· управление конкретными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом подразделении организации;

· регламентация работ низкая, преимущество отдается инициативе, импровизации, а не планированию;

· развитие личных качеств работников, их творческого потенциала является залогом эффективности организации;

· возможностями руководствуются больше, чем ограничениями;

· поощряются сомнения и противоречия, а не слепая вера и бесконфликтность;

· в процессе принятия решений преобладают убеждение, а не власть;

· распределение обязанностей между работниками обусловлено не их должностью, а характером решаемой проблемы;

· работникам предоставляется свобода действий при увеличении ответственности.

Органический подход к организации предполагает процессы саморегуляции, позволяющие сохранять постоянными свойства и функции организации в скоротечной внешней среде.

 

4. Современная организационная парадигма: сущность, значение, содержание, практическая направленность.

Парадигма как строго научная, общепризнанная теория, модель, основная концепция, представленная системой определенных понятий и категорий, лаконично отражает содержание, существенные особенности и взаимосвязь элементов в этой области знаний, становится основой каждой серьезно проработанной научной дисциплины. Она является одной из основных категорий концептуальной модели, квинтэссенцией определения, представления и изучения конкретной области знаний. Именно в ней органично сочетаются и реализуются рассмотренные категории, обеспечивая комплексное представление универсальной концепции организации.

Теоретическую базу современного менеджмента составляют, прежде всего такие научные дисциплины, как теория организации, теория систем, теория управления (кибернетика), синергетика. Эти теории является относительно молодыми науками, их общность сама по себе имеет основания быть объектом самостоятельного исследования.

Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, то есть достижение определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается со входом, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о производительности идеи создания единой организационной науки.

На переднем крае теоретических разработок, которые имеют большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей степени отражают условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозирования потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие:

1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информационную и технологическую основу организации производства и управления. Это и теория и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетают линейное и программное управление и возможности деятельности целевых команд, и многое другое.

2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, оказание услуг, во всей системе отношений с потребителями.

3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению различных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, которые имеют специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая совместная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу в капитал, а не как к персонифицированным издержкам производства становится, чуть ли не центральным постулатом теории организации. Важное значение имеет проблема доверия: к системе управления, принимаемым решениям, их выполнению, руководителям.

 

Тема 1.3

Организация как система

 

1. Формирование системных представлений.

2. Системный подход в управлении.

3. Сущность системы, виды и характеристика.

4. Типология организаций.

5. Классификация организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...