Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Образование, воспитание и развитие детей




6. ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Доступность дошкольных образовательных организаций

В майских Указах Президента Российской Федерации 2012 и 2018 годов поставлена задача по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также для детей в возрасте до 3 лет.

По данным Росстата, на 1 января 2021 года дошкольное образование, а также присмотр и уход в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования всех форм собственности, получают более 7, 4 млн детей, из них более 6, 2 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет, около 1, 1 млн детей в возрасте до 3 лет.

В 2020 году Минпросвещения России продолжена работа по достижению и сохранению в субъектах Российской Федерации 100% доступности дошкольного образования, в том числе путем создания дополнительных мест в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, за счет всех форм ввода.

По данным мониторинга Минпросвещения России, по состоянию
на 1 января 2021 г. в Российской Федерации численность детей в возрасте
от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование и (или) присмотр и уход, составила 1 092 084 человека.

Показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет по состоянию на 1 января 2021 г. в среднем по Российской Федерации составил 91, 65% (на 1 января 2020 г. – 87, 40%;
на 1 января 2019 г. – 83, 58%; на 1 января 2018 г. – 79, 81%).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте
от 2 месяцев до 3 лет на 100% (согласно правилу математического округления чисел до целого в интервале от 99, 51 до 100%) обеспечили
27 субъектов Российской Федерации. Из них в 19 регионах достигнут показатель 100% доступности дошкольного образования: Республики Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский и Хабаровский края, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Новгородская, Орловская, Псковская и Тамбовская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. В 8 субъектах Российской Федерации значение показателя превышает 99, 51%: Ульяновская область – 99, 99%, Краснодарский и Пермский края – 99, 82%, Республика Хакасия – 99, 75%, Чеченская Республика – 99, 73%, Омская область – 99, 71%, Республика
Алтай – 99, 56%, Мурманская область – 99, 54%.

Показатели доступности дошкольного образования в рамках значений от 99, 40% до 91, 65%, то есть выше среднероссийского показателя, достигнуты в 29 субъектах Российской Федерации.

Значение показателя доступности дошкольного образования в рамках значений от 91, 04% до 44, 18%, то есть ниже среднероссийского показателя, достигнуты в 29 субъектах Российской Федерации, из них вопрос обеспечения доступности дошкольного образования для детей данной возрастной группы является наиболее актуальным в 5 субъектах Российской Федерации: в Республиках Дагестан (44, 18%), Ингушетия (60, 73%), Тыва (62, 63%), Новосибирской области (67, 0%), Забайкальском крае (70, 68%).

Численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 99 471 человек, что на 57 207 человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (156 678 человек).

Общая численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, состоящих на учете для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 1 893 210 человек, что на 319 514 человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (2 212 724 человека).

По состоянию на 1 января 2021 г. в регионах Арктической зоны доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев
до 3 лет не достигала 80% в 4 муниципальных образованиях: муниципальное образование «город Архангельск» – 66, 37% (2019 г. – 47, 99%); Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район) Республики Саха (Якутия) – 70% (2019 г. – 0%); Жиганский муниципальный район Республики Саха (Якутия) – 74, 40% (2019 г. – 100%); Оленекский муниципальный район Республики Саха (Якутия) – 79, 17% (2019 г. – 100%).

В 5 муниципальных образованиях Арктической зоны доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляла от 80 до 95%: Нижнеколымский муниципальный район Республики Саха (Якутия) – 82, 35% (2019 г. – 66, 67%); Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район – 83, 33% (2019 г. – 100%); Приморский муниципальный район Архангельской области – 99, 11% (2019г. – 76, 85%); Среднеколымский муниципальный район Республики Саха (Якутия) – 91, 82% (2019 г. – 100%); Усть-Янский муниципальный район Республики Саха (Якутия) – 94, 52% (2019 г. – 100%).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте
от 2 месяцев до 3 лет в интервале от 95% до 99% обеспечена в 5 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Арктической зоны: Мезенский муниципальный район Архангельской области – 95, 45%
(2019 г. – 94, 74%); городской округ Норильск Красноярского края – 96, 70%
(2019 г. – 96, 41%); Чукотский автономный округ – 97, 77% (2019 г. – 97, 69%); Верхоянский район Республики Саха (Якутия) – 97, 77% (2019 г. – 98, 28%); Туруханский район Красноярского края – 98, 86% (2019 г. – 99, 48%).

100% доступность дошкольного образования для детей указанного возраста обеспечена в 17 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Арктической зоны: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, Ненецкий автономный округ, Беломорский, Лоухский, Кемский муниципальные районы Республики Карелия, муниципальное образование «Городской округ Воркута» Республики Коми, Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Момский муниципальные районы Республики Саха (Якутия), муниципальное образование «Новая Земля» Архангельской области, муниципальное образование «Город Новодвинск» Архангельской области, Онежский муниципальный район, муниципальное образование «Город Северодвинск» Архангельской области, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Наибольшая численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях, на 1 января 2021 года отмечена в таких субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Арктической зоны, как: Ямало-Ненецкий автономный округ (8 857 человек), Мурманская область (7 729 человек), муниципальное образование «город Архангельск» (6 121 человек), городской округ Норильск Красноярского края (3 757 человек), муниципальное образование «Город Северодвинск» Архангельской области (2 768 человек), Ненецкий автономный округ (859 человек).

Продолжается работа с субъектами Российской Федерации, в которых показатель доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет не достиг 100%.

По данным Росстата, численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, получающих дошкольное образование и (или) присмотр и уход за детьми, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 6 368 889 человека (на 1 января
2020 г. – 6 516 170 человек).

В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 января 2020 г. составила 99, 17% (на 1 января 2020 г. – 99, 05%; на 1 января 2019 г. – 99, 08%;
на 1 января 2018 г. – 99, 01%).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет на 100% (согласно правилу математического округления чисел до целого в интервале от 99, 66 до 100%) обеспечили 74 субъекта Российской Федерации.

Показатели доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет в интервале значений от 96, 29% до 99, 01% достигнуты в 6 субъектах Российской Федерации.

Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет в 5 субъектах Российской Федерации, где показатель доступности дошкольного образования для указанной возрастной группы детей на 1 января 2021 г. не достиг 95%: в Республике Крым – 93, 80%, Республике Бурятия – 93, 45%, Республике
Тыва – 92, 63%, Республике Дагестан – 80, 45% и Республике Ингушетия – 74, 97%.

Численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, не обеспеченных местом в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 51 386 человек, что на 8 874 человека меньше, чем на 1 января 2020 г. (60 260 человек).

Общая численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, состоящих на учете для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 315 251 человек, что на 33 121 человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (348 372 человека).

По состоянию на 1 января 2021 г. доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет в большинстве регионов Арктической зоны достигает 100%. В муниципальном образовании «Новая Земля» Архангельской области доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 92, 19% (2020 г. – 45, 74%).

По состоянию на 1 января 2021 г. наибольшая численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях, отмечена в таких субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Арктической зоны, как: муниципальное образование «Город Архангельск» (983 человека), Ямало-Ненецкий автономный округ (428 человек), Мурманская область (268 человек).

В целях достижения доступности дошкольного образования для детей
в возрасте до 3 лет в федеральном проекте «Содействие занятости» национального проекта «Демография» предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» мероприятий:

по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест
для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, реализуемые за счет предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее– мероприятия по созданию мест для детей от 2 месяцев до 3 лет);

по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест
для детей в возрасте от 1, 5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, реализуемые за счет предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – мероприятия по созданию мест для детей от 1, 5 до 3 лет).

В 2020 году создано 65 035 мест, из них 49 258 мест в рамках мероприятия по созданию мест для детей от 1, 5 до 3 лет, 15 777 мест – в рамках мероприятия по созданию мест для детей от 2 месяцев до 3 лет.

При этом в целях обеспечения достаточности исполнения показателей соответствующих результатов субъектами Российской Федерации осуществлялась компенсация мест для детей от 2 месяцев до 3 лет в соответствии с пунктом 9 «б» Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (приложение № 14(1) к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»). Таким образом, по итогам 2020 года создано 75 853 места для детей до 3 лет.

Следует отметить, что большинство родителей предпочитает обеспечить получение ребенком дошкольного образования в муниципальной
или государственной образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования. Вместе с тем государством поддерживаются различные формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Необходимо учитывать и значение негосударственного сектора для развития дошкольного образования, повышения его качества и доступности. Законодательством Российской Федерации предусмотрены равные условия допуска государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
(далее – частные дошкольные образовательные организации), к оказанию услуг в социальной сфере, в том числе финансовому обеспечению за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставлена возможность законами субъектов Российской Федерации поддерживать индивидуальных предпринимателей, развивать государственно-частное партнерство, что дает возможность многим родителям принимать решение о получении их ребенком дошкольного образования в частных дошкольных образовательных или у индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2021 г. в Российской Федерации функционировало 6 737 групп в частных дошкольных образовательных организациях, в которых получали дошкольное образование, присмотр и уход 107 234 воспитанника.

Доля групп в таких организациях от общего числа групп образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (государственной, муниципальной, частной собственности), составляет 2%.

Государство поддерживает вариативные формы реализации образовательных программ дошкольного образования. Одной из таких форм являются консультационные центры, которые в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ оказывают помощь родителям по вопросам обучения, воспитания детей, их речевого и интеллектуального развития, адаптации и социализации ребенка в детском коллективе, создания условий для закаливания и оздоровления детей, готовности к обучению в школе.

По результатам оперативного мониторинга, проведенного Минпросвещения России, по состоянию на 1 января 2021 г. на территории 83 субъектов Российской Федерации функционировали 14 398 данных консультационных центров, из них 13 242 – на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Кроме того, начиная с 2017 года, за счет федерального бюджета предоставляются гранты на создание инфраструктуры консультационных центров общим объемом 197, 8 млн рублей (2020 г. – 45, 0 млн рублей;
2019 г. – 49, 2 млн рублей; 2018 г. – 47, 99 млн рублей).

За указанный период победителями конкурсного отбора стали
148 образовательных организаций (из них 124 стали получателями гранта),
в структуре которых функционируют консультационные центры, из 35 субъектов Российской Федерации.

Для мониторинга доступности дошкольного образования на федеральном уровне с 2014 года функционирует информационная система, которая в ежедневном режиме предоставляет оперативную и достоверную информацию о доступности дошкольного образования в разрезе субъектов Российской Федерации.

Правовой статус федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, а также региональных информационных систем доступности дошкольного образования закреплен Федеральным законом
от 27 декабря 2019 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования».

Для реализации норм указанного Федерального закона, в 2020 году разработаны и утверждены 7 нормативных правовых актов. Вступившие в силу из них в 2020 году позволили сделать процедуру распределения мест в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, открытой, доступной и понятной. Посредством функционирования региональных информационных систем доступности дошкольного образования родителям (законным представителям) детей (в том числе через единый портал госуслуг или региональные порталы госуслуг) обеспечена возможность подачи заявления о приеме в дошкольную образовательную организацию, получения оперативной информации о заявлении, статусах его обработки, последовательности предоставления места в соответствующих образовательных организациях, а также о направлении и зачислении в них несовершеннолетних.

Кроме того, указанными нормативными правовыми актами установлен единый порядок оказания данной государственной (муниципальной) услуги.

Так, прием в государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования, проводится только по направлению муниципального органа управления образованием с использованием вышеназванной региональной информационной системы. Аналогичный принцип закреплен и при переводе
из одной организации в другую. Также порядок приема фиксирует нормы
о внеочередном (первоочередном) праве приема в образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования (например, для детей из многодетных семей, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом, детей сотрудников полиции) и преимущественном приеме в одну дошкольную образовательную организацию родных братьев и сестер. Региональные информационные системы доступности дошкольного образования функционируют во всех субъектах Российской Федерации и содержат информацию как о детях, уже посещающих дошкольную образовательную организацию, так и о тех, кто нуждается в предоставлении места в ней.

Статистические данные о количестве нуждающихся в получении места
в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования в текущем учебном году, вставших на учет для получения места в последующие годы, воспитанников дошкольных образовательных организаций поступают из региональной в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования в цифровом формате без персональных данных.

Указанная федеральная информационная система, в свою очередь, позволяет фиксировать реальную потребность (численность детей, не обеспеченных местами в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях), что позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления оперативно принимать решение о целесообразности строительства новых объектов дошкольного образования для ликвидации выявленной потребности или замены аварийных зданий или развития иных альтернативных форм реализации образовательных программ дошкольного образования и (или) присмотра и ухода за детьми.

В образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, работают около 60% педагогических работников с высшим образованием, что больше на 10%, чем в 2013 году. По данным Росстата, более 79% педагогических работников дошкольного образования в течение последних трех лет прошли повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку.

С 2020 года по заказу Минпросвещения России реализуется проект «Совершенствование профессиональных компетенций руководителей региональных и муниципальных органов власти в сфере дошкольного образования и дошкольных образовательных организаций по вопросам повышения эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования».

В данном проекте участвуют 25 субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Республики Крым, Саха (Якутия), Тыва, Удмуртская Республика, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Хабаровский края, Амурская, Брянская, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Тюменская области, г. Севастополь.

Реализация указанного проекта позволит сформировать на федеральном уровне кадровый резерв тьюторов для дошкольного образования, которые смогут в дальнейшем осуществлять системную работу по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования.

Для повышения оперативности и эффективности проработки актуальных вопросов обеспечения качества и развития дошкольного образования приказом Минпросвещения России от 14 декабря 2018 г. № 312 «Об утверждении Положения о Координационной группе по вопросам дошкольного образования и состава Координационной группы по вопросам дошкольного образования» (в редакции приказа Минпросвещения России от 6 октября 2020 г. № 547) утверждены Положение и состав Координационной группы по вопросам дошкольного образования, в который вошли специалисты, ученые и практики в области дошкольного образования.

В 2020 году при поддержке Минпросвещения России научными коллективами институтов Российской академии образования продолжены фундаментальные и прикладные исследования по вопросам дошкольного образования.

В фокусе внимания исследователей – функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет). Ведется работа по обеспечению инклюзивного дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Уделяется внимание систематизации научных подходов и существующей практике дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), подготовке научно-обоснованных методических рекомендаций по оснащению групп детей раннего возраста материалами и оборудованием для реализации образовательной программы и иным.

Осуществляется работа по совершенствованию механизмов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей-билингвов и детей, для которых русский язык является неродным.

С целью привлечения к решению вопросов качества дошкольного образования инициативных, творческих педагогов-профессионалов и повышения престижа труда работников дошкольного образования Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования ежегодно проводится Всероссийской профессиональный конкурс «Воспитатель года России». С учетом эпидемиологической ситуации 2020 года финал конкурса перенесен на февраль 2021 года в г. Перми.

В заключительном этапе названного конкурса приняли участие представители 74 субъектов Российской Федерации, в финал вышли
15 лауреатов из Республик Карелия, Татарстан и Чувашской, Краснодарского, Красноярского, Пермского краев, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Воронежской области, Кемеровской области – Кузбасса, Ленинградской, Московской, Псковской, Смоленской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Абсолютным победителем стала воспитательница МБДОУ детского сада № 41 муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края.

Один раз в два года проводится Всероссийский съезд работников дошкольного образования. В ноябре 2020 года в режиме онлайн-конференции на коммуникационной digital-платформе Московского международного салона образования состоялся VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования. В работе данного съезда приняли участие более 33 тыс. делегатов из 85 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. Участниками также стали представители Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».

На данном мероприятии обсуждались такие вопросы, как: мониторинг качества дошкольного образования и развитие системы дошкольного образования; сотрудничество детей и взрослых как основа образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; специфика дошкольного образования и предметно-пространственной среды для детей в возрасте до трех лет; инклюзивное образование: нормативная база и современное состояние; организация и содержание индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях дошкольной образовательной организации; совершенствование компетенций воспитателя, а также руководителя современной дошкольной образовательной организации; организация и содержание непрерывного профессионального развития педагогических работников дошкольного образования; цифровое пространство дошкольной образовательной организации: внедрение новых технологий управления и организации образовательной деятельности; преемственность содержания и ведущих видов деятельности детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и начальной школы.

Резолюция проведенного съезда отражает ключевые направления государственной политики в сфере дошкольного образования на ближайшие
два года и в долгосрочной перспективе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...