Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное образование




В 2020 году в Российской Федерации функционировало 3 611 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, из них: 3 273 профессиональных образовательных организаций; 338 образовательных организаций высшего образования.

Общий контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования – 3 336, 3 тыс. человек (2019 г. – 3 119, 7 тыс. человек; 2018 г. – 3 006, 4 тыс. человек), прием в 2020 году составил 1 114, 1 тыс. человек (2019 г. – 1 042, 1 тыс. человек; 2018 г. – 990, 1 тыс. человек).

За отчетный период в субъектах Российской Федерации проведена следующая работа по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста:

определены координаторы кадрового обеспечения экономики
регионов – «единое окно» по выстраиванию модели кадрового обеспечения, организации межведомственного взаимодействия и вовлечения бизнеса в подготовку кадров;

созданы региональные координационные советы по кадровому обеспечению – площадки принятия ключевых решений по кадровому обеспечению экономики в регионе;

утверждены перечни отраслей и компетенций в качестве приоритетов кадрового обеспечения экономики регионов;

определены 8 регионов-наставников кадрового обеспечения (Республика Татарстан, Хабаровский край, Белгородская, Новосибирская, Самарская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская области), которые осуществляют мероприятия по передаче лучших практик.

В субъектах Российской Федерации сформировано экспертное сообщество из представителей органов исполнительной власти, образовательных организаций и бизнеса – более 2 500 человек, принявших участие в более чем 50 мероприятиях. Для поддержки экспертного сообщества функционирует база знаний wikiregstandard. ru.

Дальнейшая реализация ключевых элементов регионального стандарта продолжается в виде сопровождения реализации региональных дорожных карт проекта, поддержки экспертного сообщества, совместной разработки механизма по совершенствованию моделей кадрового обеспечения экономики субъектов Российской Федерации.

В 2020 году начата реализация проекта по синхронизации региональных систем среднего профессионального образования и кадровых потребностей экономики субъектов Российской Федерации.

Минпросвещения России разработана система показателей, позволяющих оценить степень соответствия системы среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации потребностям экономики регионов. Сводный показатель синхронизации состоит из показателей, охватывающих различные формы сотрудничества организаций с предприятиями, развитие материально-технической базы и кадрового состава, трудоустройство выпускников, участие в федеральных мероприятиях по обеспечению экономики кадрами, соответствие устанавливаемых контрольных цифр приема запросам рынка труда. Такая система позволяет субъекту Российской Федерации оценить проблемные моменты в обеспечении синхронизации и принять соответствующие управленческие решения.

По итогам первого этапа синхронизации определен уровень синхронизации каждого из субъектов Российской Федерации, который позволяет сопоставить результаты регионов и определить их проблемные моменты в обеспечении синхронизации. Высокий уровень синхронизации продемонстрировали 16 субъектов Российской Федерации, средний – 60 субъектов Российской Федерации, низкий – 9 субъектов Российской Федерации.

В 10 «пилотных» регионах (Республика Татарстан, Ставропольский край, Волгоградская область, Воронежская, Иркутская области, Кемеровская область – Кузбасс, Московская, Новгородская, Свердловская, Тюменская области) при прогнозировании потребности кадров учитывают потребность малого и среднего предпринимательства.

В целях получения сведений о доле трудоустройства выпускников, среднем уровне заработной платы, количестве индивидуальных предпринимателей и географическом распределении трудоустроенных выпускников в 2020 году проведен мониторинг трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования.

Согласно результатам мониторинга, в целом по Российской Федерации уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций по программам среднего профессионального образования составил 58, 15%. Наибольшая доля трудоустроенных выпускников наблюдается в Чукотском автономном округе (81, 16%), Архангельской (67, 36%) и Нижегородской (67, 2%) областях. Наиболее востребованы выпускники среднего профессионального образования по образовательным программам: «Фармация» (81, 26%), «Образование и педагогические науки» (76, 42%), «Сестринское дело» (73, 77%).

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» к концу 2020 года созданы и функционируют 29 центров опережающей профессиональной подготовки в 29 субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Татарстан и Северная Осетия – Алания, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Новгородская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Тюменская области, г. Санкт-Петербург.

Среди субъектов Российской Федерации, в которых созданы
и функционируют центры опережающей профессиональной подготовки,
есть регионы, где располагаются районы Крайнего севера и местности, приравненные к районам Крайнего севера.

Еще одним значимым мероприятием федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» является предоставление грантов на обновление материально-технической базы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

За 2019-2020 гг. мастерские открыты в 80 регионах: в 2020 году получателями грантов в форме субсидии стали 160 образовательных организаций (774 мастерские) из 70 регионов страны (2019 г. – 159 организаций (800 мастерских) из 65 регионов) с общим объемом финансирования из федерального бюджета – 4, 39 млрд рублей
(2019 г. – 3, 0 млрд рублей).

По итогам конкурсного отбора на 2021 год отобрано 168 образовательных организаций (700 мастерских) из 70 регионов с общим объемом финансирования из федерального бюджета – 4, 35 млрд рублей.

Минпросвещения России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования при непосредственном участии образовательных организаций, работодателей и экспертов Ворлдскиллс Россия обеспечивается работа по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

В соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. № 434, в 2020 году приказами Минпросвещения России утверждено 14 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям: 05. 02. 01 Картография, 05. 02. 02 Гидрология, 18. 01. 01 Лаборант по физико-механическим испытаниям, 18. 02. 07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров, 18. 02. 09 Переработка нефти и газа, 26. 01. 05 Электрорадиомонтажник судовой, 26. 02. 01 Эксплуатация внутренних водных путей, 26. 02. 02 Судостроение, 26. 02. 03 Судовождение, 26. 02. 04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов, 26. 02. 05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26. 02. 06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, 36. 02. 01 Ветеринария, 54. 02. 01 Дизайн (по отраслям).

Вместе с тем в соответствии с приказом Минпросвещения России
от 17 декабря 2020 г. № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» внесены изменения в 45 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Их актуализация обусловлена необходимостью выполнения требований Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные государственных образовательные стандарты среднего профессионального образования подлежат приведению в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами. Перечень соответствующих профстандартов представлен в приложении к каждому федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Также в стандартах, как и в федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по ТОП-50, учтены требования международных стандартов, указаны требования к результатам освоения образовательной программы, педагогическим работникам, материально-технической базе. В рамках государственной итоговой аттестации вводится обязательный демонстрационный экзамен.

Одновременно федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании в связи с принятием федеральных законов от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и
от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

На проекты федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования получены экспертные заключения с оценкой соответствия содержащихся в них требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) от Совета по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса, в машиностроении, в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, в отрасли судостроения и морской техники, на морском и внутреннем водном транспорте, агропромышленного комплекса, в области издательского дела, полиграфического производства, индустрии красоты; от Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям с оценкой на соответствие профессиональным стандартам. Также проекты федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования утверждены на Совете Минпросвещения России по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования.

С 2016 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. в систему среднего профессионального образования внедрена новая процедура оценки качества практической подготовки – демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в рамках государственной итоговой аттестации.

Проведение демонстрационного экзамена предусмотрено федеральным проектом «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Начиная с 2017 года, федеральным оператором по реализации указанного мероприятия является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». С 2021 года федеральным оператором является автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства «Ворлдскиллс» (далее – АНО «Агентство «Ворлдскиллс»).

Демонстрационный экзамен позволяет оценить готовность выпускника
к профессиональной деятельности, поскольку предусматривает выполнение практических заданий в условиях, максимально приближенных
к производственным. Оценку на экзамене осуществляют эксперты от работодателей, что не только обеспечивает объективность и независимость оценки, а также позволяет работодателям отобрать будущих сотрудников, а студентам предоставляет возможность трудоустроиться практически на этапе выпуска из колледжа. В 2020 году в число экспертов вошли представители крупных государственных корпораций, таких, как ГК «Росатом» и
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», которые также ежегодно осуществляют подбор персонала по итогам демонстрационного экзамена из числа выпускников профильных специальностей.

Кроме указанных преимуществ, демонстрационный экзамен позволил комплексно оценить состояние качества системы среднего профессионального образования и определить точки роста, связанные с совершенствованием материально-технического оснащения, повышением квалификации педагогических работников, а также актуализацией подходов по формированию содержания образования.

Таким образом, данный механизм является на сегодняшний день инструментом управления качеством среднего профессионального образования.

За четыре года процедуру демонстрационного экзамена прошли около
200 тыс. студентов и выпускников образовательных организаций практически по всем профессиям и специальностям за исключением специальностей медицины и сферы культуры.

В 2020 году доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, составила 7, 53%. Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, в 2020 году составила 21, 96%.

Всего по итогам 2020 года демонстрационный экзамен сдал
66 061 обучающийся из 1 494 образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 85 субъектах Российской Федерации.

Начиная с 2019 года, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» осуществляется реализация проекта «Билет в будущее». В целях повышения эффективности его реализации в 2020 году и в соответствии с обновленным содержанием данного проекта создана третья версия платформы (версия 3. 0) https: //bilet. worldskills. ru.

Проект «Билет в будущее» учитывает, как особенности региональной экономики, так и ключевые направления развития профессий, появления перспективных, в том числе цифровых профессий и компетенций. Таким образом, проект опирается как на существующие потребности экономики субъектов Российской Федерации, так и отдельных отраслей экономики всей страны. В 2020 году реализация проекта «Билет в будущее» осуществлена в 80 субъектах Российской Федерации.

Общая численность новых школьников, зарегистрированных на платформе проекта, составила 1 030 971 человек (2019 г. – 986 302 человека), из которых онлайн-диагностику (профориентационное тестирование) прошли 651 159 школьников (2019 г. – 545 180 школьников), а в практических мероприятиях проекта различных форматов приняли участие 166 014 школьников.

Итоговые рекомендации автоматически формируются для всех участников проекта, прошедших минимум 1 онлайн-диагностику и посетивших минимум 1 практическое мероприятие любого уровня и формата. Общее количество участников, получивших рекомендации в 2020 году, составило 166 014 человек.

Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования –формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – КЦП). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Минобрнауки России выполняет государственную гарантию: не менее чем
800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет имеют право обучаться в образовательных организациях высшего образования за счет средств федерального бюджета.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, КЦП распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.

Объем и структура КЦП формируются с учетом потребности в квалифицированных кадрах на основе предложений, полученных от субъектов Российской Федерации и центров ответственности, в качестве которых выступают федеральные органы, работодатели и Минобрнауки России.

При планировании общего объема КЦП учитываются такие показатели, как задачи по реализации национальных проектов, запросы субъектов Российской Федерации, эффективность трудоустройства, потенциал образовательной сети, спрос населения.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июня 2020 г. № 889 утверждены Особенности порядка и критерии дополнительного распределения КЦП по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2020 году.

Приказом Минобрнауки России от 31 июля 2020 г. № 847 на 2020/2021 учебный год дополнительно установлено 11 433 места.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...