Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем оказанной медицинской помощи в стационарных условиях




Объем оказанной медицинской помощи в стационарных условиях

и размер ее финансирования по профилям медицинской помощи, оказываемой детям

 

Профиль медицинской помощи

2019 год

2020 год

случаев госпитализации объем финансирования, руб. случаев госпитализации объем финансирования, руб.
Педиатрия 1 086 076 28 765 563 672 746 364 23 352 105 361
Детская кардиология 51 129 1 934 483 263 36 991 1 697 636 249
Детская онкология 37 559 5 883 942 878 41 120 8 012 420 410
Детская урология-андрология 117 478 4 269 965 126 92 160 3 651 794 736
Детская хирургия 339 799 9 689 566 171 286 427 9 427 332 714
Детская эндокринология 59 597 2 823 826 346 47 437 2 562 913 196
Стоматология детская 7 995 210 844 122 6 285 173 404 728

 

Об итогах реализации федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» национального проекта «Здравоохранение»

В 2020 году в рамках федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказании медицинской помощи детям» (далее по тексту подраздела – федеральный проект) национального проекта «Здравоохранение» продолжалась реализация мероприятий по развитию материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций, включающие в себя мероприятия по дооснащению детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, подведомственных субъектам Российской Федерации, современными медицинскими изделиями и созданию в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающие комфортность пребывания детей.

Финансовое обеспечение федерального проекта за счет средств федерального бюджета составило на 2020 год 17 309, 8 млн рублей
(2019 г. – 12 414, 2 млн рублей).

Основной целью федерального проекта является снижение младенческой смертности к 2024 году до 4, 5 случая на 1 тыс. родившихся детей.

Как уже отмечалось ранее, показатель младенческой смертности за 2020 год достиг абсолютного минимума и составил по Российской Федерации 4, 5 на 1 тыс. родившихся живыми (плановое значение – 4, 9
на 1 тыс. родившихся живыми), что на 8, 2% ниже в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.

Основные показатели федерального проекта по развитию детского здравоохранения, свидетельствующие о повышении качества и доступности медицинской помощи детям – смертность детей в возрасте 0-4 года и
0-17 лет. Данные показатели в целом по Российской Федерации демонстрируют хорошую динамику снижения с опережением целевых значений. Показатель смертности детей в возрасте 0-4 года за 2020 г. составил 5, 5 на 1 тыс. родившихся живыми, что на 8, 3% ниже в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., показатель смертности детей в возрасте 0-17 лет за 2020 г. составил 44, 6 на 100 тыс. детей соответствующего возраста, что на 8, 2% ниже в сравнении с 2019 г.

С целью достижения показателей в рамках федерального проекта проводятся мероприятия по обеспечению доступности и созданию современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям в детских поликлиниках, детских поликлинических отделениях и детских больницах.

Более 2 700 (98, 3%) детских поликлиник/поликлинических отделений субъектов Российской Федерации дооснащены медицинскими изделиями
и реализовали организационно-планировочные решения внутренних пространств. Закуплено 19 668 единиц медицинских изделий, в том числе
6 012 единиц отечественного производства (30, 6%).

Крайне важное и социально значимое мероприятие федерального проекта – строительство и реконструкция детских больниц. За 2019-2020 гг. введено в эксплуатацию 6 детских больниц, продолжается строительство/реконструкция 15 детских больниц. В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 6 детских больниц. К 2024 году будет построено/реконструировано 34 детские больницы/ корпуса.

Проводится обучение специалистов в области в области перинатологии, неонатологии и педиатрии в симуляционных центрах. За 2020 год обучено более 20, 5 тыс. специалистов.

Получили медицинскую помощь в период беременности, родов
и в послеродовый период, в том числе за счет родовых сертификатов –
2 674 187 женщин.

С целью сохранения репродуктивного здоровья подростков увеличен охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15-17 лет до 71, 2%, от подлежащих осмотрам.

Профилактические медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних

Профилактические медицинские осмотры детей всех возрастных категорий проводятся ежегодно по алгоритму, который предусматривает различный набор врачей-специалистов и исследований с учетом анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различных возрастных периодах.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. № 514н утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.

Число детей, прошедших профилактические медицинские осмотры (диспансеризацию – отдельные категории), на протяжении последних лет значительно увеличилось – с 14, 1 млн в 2013 году до 27, 0 млн в 2019 году.

В 2020 году в условиях угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 432, в субъектах Российской Федерации были приостановлены профилактические медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних.

В дальнейшем по мере стабилизации ситуации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции каждого субъекта Российской Федерации, проведение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации) несовершеннолетних в ряде регионов было возобновлено.

В 2020 году охват профилактическими медицинскими осмотрами несовершеннолетних в целом по Российской Федерации составил 68, 4%
(18, 0 млн детей).

По результатам профилактических медицинских осмотров дети распределены по следующим группам здоровья: I группа – 26, 7%; II группа – 56, 3%; III группа – 13, 9%; IV группа – 0, 7%; V группа – 2, 4%.

Таким образом, преобладающее число детей (85-86%) не имеют хронических заболеваний (I и II группы здоровья). Вместе с тем до 15% детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения.

Также в соответствии с приказами Минздрава России от 11 апреля
2013 г. № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» и от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» ежегодно проводится углубленная диспансеризация наиболее незащищенной группы детей.

По итогам 2020 года охват диспансеризацией составил:

пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – 80% (распределены по следующим группам здоровья: I группа – 6, 7%; II группа – 35, 9%;
III группа – 30, 9%; IV группа – 5, 5%; V группа – 21, 6%);

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, – 76% (распределены по следующим группам здоровья: I группа – 12, 7%; II группа – 55, 4%; III группа – 26, 6%;
IV группа – 1, 2%; V группа – 4, 1%).

Охрана здоровья детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями

Особое внимание государства уделяется категории детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ впервые закреплено определение редкого (орфанного) заболевания.

К редким (орфанным) заболеваниям относятся заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения, характеризующиеся хроническим прогрессирующим течением, приводящие
к сокращению продолжительности жизни больного или его пожизненной инвалидизации. Также законодательно предусмотрено регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и их лекарственным обеспечением.

Проблема редких (орфанных) заболеваний особенно актуальна для педиатрии, так как 2/3 редких болезней проявляются в раннем детском возрасте. В 65% случаев редкие (орфанные) заболевания имеют тяжелое инвалидизирующее течение, в 50% – ухудшенный прогноз для жизни, в 35% являются причиной смерти в течение первого года жизни, в 10% – в возрасте
1-5 лет, в 12% – в возрасте 5-15 лет.

В рамках информационно-аналитической системы Минздрава России создана подсистема «Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности» (далее по тексту подраздела – Федеральный регистр).

В настоящее время в Федеральный регистр внесены данные о более
17, 9 тыс. пациентов с 17 редкими (орфанными) заболеваниями, из них более 8, 3 тыс. детей.

Количество лиц, включенных в Федеральный регистр, регулярно изменяется в связи с выявлением новых пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а также исключением пациентов из Федерального регистра в связи с изменением диагноза или со смертью больного.

Минздравом России в постоянном режиме проводится работа по верификации данных Федерального регистра, по результатам которой субъектами Российской Федерации вносятся необходимые изменения и дополнения в региональные сегменты Федерального регистра.

В обращении к гражданам Российской Федерации 23 июня 2020 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин сообщил об изменении
с 1 января 2021 г. ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год. Дополнительные доходы предусматривается направлять на лечение детей, страдающих тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарственных препаратов, в том числе не зарегистрированных на территории Российской Федерации, медицинских изделий и технических средств реабилитации.

В этой связи издан Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2021 г. № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра».

На обеспечение целей работы указанного Фонда Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме: на 2021 год – 60 000 млн рублей, на 2022 год – 64 096, 4 млн рублей, на 2023 год – 68 559, 8 млн рублей.

Охрана здоровья детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается увеличение общего числа
детей-инвалидов. На 1 января 2021 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 19 «Сведения о детях-инвалидах», составило 621, 1 тыс. детей-инвалидов
(2019 г. – 605, 8 тыс. детей-инвалидов; 2018 г. – 586, 9 тыс. детей-инвалидов; 2017 г. – 568, 5 тыс. детей-инвалидов).

По данным федеральной статистической отчетности по форме № 7-Д (собес) «Сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет», число детей, впервые признанных инвалидами, в 2020 году уменьшилось до 70 тыс. человек (2019 г. – 76, 5 тыс. человек; 2018 г. – 73, 9 тыс. человек; 2017 г. – 76, 1 тыс. человек).

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов, обучение родителей данной категории детей и их активное участие в реабилитационном процессе являются приоритетными направлениями государственной политики.

Уменьшению численности детей-инвалидов и более полной интеграции этой категории детей в общество способствует внедрение в практику диагностики и лечения больных детей высоких медицинских технологий, позволяющих рано активизировать пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.

Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предоставляемых Конституцией Российской Федерации.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусматриваемых федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, путевками на санаторно-курортное лечение, поездками к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

Охрана здоровья детей в домах ребенка

По состоянию на 31 декабря 2020 года в Российской Федерации функционировали 136 домов ребенка на 10 629 мест, в которых воспитывалось 6 166 детей, в том числе 3 067 детей, оставшихся без попечения родителей, и 120 детей-сирот (2019 г. – 139 домов ребенка на 11 098 мест, в которых воспитывалось 7 059 детей, в том числе 3 140 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 114 детей-сирот; 2018 г. – 145 домов ребенка на 11 671 место, в которых воспитывалось 7 524 ребенка, в том числе 3 504 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них 113 детей-сирот). Среди детей, поступающих в дома ребенка в 2020 году,
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 49, 2% (2019 г. – 43, 7%; 2018 г. – 45, 2%).

Доля детей первого года жизни в 2020 году составила 24, 0%
(2019 г. – 25, 0%; 2018 г. – 26, 2%), причем среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 49, 3% (2019 г. – 44, 4%;
2018 г. – 47, 1%).

Удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка
в 2020 году составил 18, 3% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (2019 г. – 18, 6%; 2018 г. – 19, 4%; 2017 г. – 20, 4%).

Анализ данных профилактических осмотров показал, что на протяжении последних лет по-прежнему недостаточно внимания уделяется алиментарно-зависимым заболеваниям. На стабильно высоком уровне держится число детей с расстройствами питания. В 2020 году удельный вес детей с расстройствами питания составил 25, 8% от числа всех воспитанников
(2019 г. – 23, 7% от числа всех воспитанников; 2018 г. – 23, 5% от числа всех воспитанников), а среди детей первого года жизни – 28, 5%
(2019 г. – 26, 5%; 2018 г. – 30, 0%).

Вместе с тем остается высокой доля воспитанников, отстающих в физическом развитии (2020 г. – 36, 3% от общего числа всех воспитанников; 2019 г. – 33, 0% от общего числа всех воспитанников; 2018 г. – 36, 8% от общего числа всех воспитанников) и отстающих в психическом развитии
(2020 г. – 55, 5% от общего числа всех воспитанников; 2019 г. – 58, 4% от общего числа всех воспитанников; 2018 г. – 61, 8% от общего числа всех воспитанников).

В структуре заболеваемости, как и в предыдущие годы, ведущие места занимают болезни органов дыхания, доля которых в 2020 году составила 26, 4% (2019 г. – 31, 0%; 2018 г. – 31, 2%); болезни нервной системы – 18, 0% (2017 г. – 16, 8%; 2018 г. – 16, 3%); врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 10, 3% (2019 г. – 9, 9%;
2018 г. – 10, 6%).

Число детей, взятых на диспансерное наблюдение в течение 2020 года с диагнозом, установленном впервые в жизни, составило 5 595 детей или 90, 7% от общего числа воспитанников (2019 г. – 7 053 ребенка или 99, 9%; 2018 г. – 94, 8%), из них 52, 1% – дети, оставшиеся без попечения родителей, от общего числа детей, взятых под диспансерное наблюдение
(2019 г. – 47, 5%; 2018 г. – 47, 8%), из которых 14, 0% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, – дети-инвалиды (2019 г. – 15, 4%;
2018 г. – 17, 5%).

Число детей, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, в 2020 году составило 3 576 (2019 г. – 4 648 детей; 2018 г. – 4 541 ребенок), из них – 2 057 (57, 5%) детей, оставшихся без попечения родителей (2019 г. – 2 502 ребенка или 53, 8%, 2018 г. – 2 147 детей или 47, 3%) и 543 ребенка-инвалида или 15, 1% (2019 г. – 687 или 14, 7% детей-инвалидов; 2018 г. – 647 детей-инвалидов или 14, 2%).

Специализированную медицинскую помощь в 2020 году получили 3 518 (98, 4%) от общего числа нуждающихся (2019 г. – 4 621 (99, 4%) детей от общего числа нуждающихся; 2018 г. – 4 517 (99, 5%), в том числе:
535 детей-инвалидов (98, 5%) (2019 г. – 682 ребенка-инвалида или 99, 3%; 2018 г. – 646 детей-инвалидов (99, 9%).

Число детей, нуждающихся в ВМП, составило 221 (2019 г. – 234 ребенка; 2018 г. – 288 детей), из них 111 детей-инвалидов (2019 г. – 118 детей-инвалидов; 2018 г. – 153 ребенка-инвалида).

ВМП получили 176 детей или 79, 6% (2019 г. – 205 детей или 87, 6%; 2018 г. – 243 ребенка (84, 4%); в том числе 92 ребенка-инвалида (2019 г. – 106 детей-инвалидов или 89, 8%; 2018 г. – 135 детей-инвалидов (88, 2%).

Число детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, составило 7 764 (2019 г. – 9 401 ребенок; 2018 г. – 9 799 детей), из них 4 387 детей, оставшихся без попечения родителей; 2018 г. – 4 497 детей, оставшихся без попечения родителей, и 846 детей-инвалидов (2019 г. – 1 066 детей-инвалидов; 2018 г. – 1 134 ребенка-инвалида).

В 2020 году 7 734 ребенка от числа нуждающихся или 99, 6% получили медицинскую реабилитацию (2019 г. – 9 390 детей или 99, 9%; 2018 г. – 9 783 ребенка или 99, 8%), в том числе 845 детей-инвалидов или 100% от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов (2019 г. – 1 066 детей-инвалидов или 100% от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов; 2018 г. – 1 134 ребенка-инвалида или 100% детей от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов).

Лекарственное обеспечение детей

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2021 г. № 323, основанием для включения заболевания в перечень орфанных заболеваний является наличие не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. человек.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Минздрава России, в настоящее время в перечень орфанных заболеваний включено
269 заболеваний.

Независимо от возраста обеспечение лекарственными препаратами лиц с орфанными заболеваниями осуществляется Минздравом России в рамках полномочий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также
о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Это так называемая программа «14 высокозатратных нозологий».

С 2020 года в программу высокозатратных нозологий добавлены две нозологии из перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а именно лиц, больных апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), поскольку обеспечение лекарственными препаратами этих пациентов является одной из наиболее дорогостоящих областей медицинской помощи во всем мире и обеспечение данного контингента больных необходимо осуществлять в полном объеме, независимо от наличия инвалидности. Количество пациентов по двум заболеваниям составляет 1 368 человек, из них 219 детей.

Назначение и отпуск лекарственных препаратов осуществляется в отношении каждого больного персонально в соответствии с данными Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта–Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, стандартами оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), которые являются основой для планирования бюджетных ассигнований на организацию лекарственного обеспечения данной категории больных.

Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц по программе 14 высокозатратных нозологий, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р (приложение № 3).

В перечень высокозатратных нозологий в 2020 году включено
39 международных непатентованных наименований (2018-2019 гг. – 27 международных непатентованных наименований), из них 17 международных непатентованных наименований являются оригинальными лекарственными препаратами, находящимися под патентной защитой (Велаглюцераза альфа, Антиингибиторный коагулянтный комплекс, Даратумумаб, Леналидомид, Натализумаб, Алемтузумаб, Терифлуномид, Такролимус пролонгированного действия, Эверолимус, Адалимумаб, Этанерцепт, Канакинумаб, Тоцилизумаб, Ларонидаза, Идурсульфаза, Галсульфаза).

На закупку лекарственных препаратов по программе 14 высокозатратных нозологий в 2020 году был предусмотрен лимит бюджетных ассигнований в размере 61, 8 млрд. рублей на закупку
39 международных непатентованных наименований.

Кроме того, в 2020 году в субъекты Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан было направлено 50, 5 млрд рублей (иной межбюджетный трансферт в размере 13, 6 млрд рублей и субвенций в размере 36, 9 млрд рублей).

В рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации
по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по состоянию на 21 июня 2021 г. обеспечено 20 141 987 рецептов на сумму 44, 291 млрд рублей, из них 836 852 рецептов на сумму 6, 059 млрд рублей для детей.

Также независимо от наличия статуса инвалида несовершеннолетние граждане Российской Федерации обеспечиваются лекарственными препаратами при установлении диагноза по 36 категориям заболеваний, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 890).  

По состоянию на 21 июня 2021 г. в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации № 890 для обеспечения детского населения лекарственными препаратами выписано 2 862 366 рецептов на сумму 5, 364 млрд рублей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...