5. Состояние питания детей
Рынок детского питания сегментируется по виду продукции и по возрасту потребителя и подразделяется на: плодоовощные консервы детские (включая соки для детей), сухие продукты детского питания на злаковой основе, сухие молочные смеси (включая кисломолочные для детей раннего возраста), жидкие и пастообразные молочные продукты для детей раннего возраста, продукты и консервы мясные детские. Обеспеченность населения доступным и качественным детским питанием в необходимом объеме является стратегически важным фактором для продовольственной безопасности страны и формирования здоровья населения. В целях увеличения объемов производства отечественного детского питания и повышения уровня локализации производств, Минсельхозом России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, реализуется комплекс мер государственной поддержки, включая предоставление льготных кредитов как на закупку сырья, так и на строительство реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение предприятий, а также компенсацию части прямых понесенных затрат на создание предприятий по производству детского питания. Реализация данных мер положительно сказывается на объемах производства. По данным Росстата в 2020 году производство продукции для детского питания составило: продукции переработки фруктов и овощей для детского питания – 4 136, 4 муб. (миллион условных банок) (темп роста 102, 7% к уровню 2019 г. ); продукция для детского питания на зерновой основе – 28, 5 тыс. т (темп роста 143, 4% к уровню 2019 г. );
продукция мясная для детского питания, в том числе из мяса птицы – 23, 5 тыс. т (темп роста 122, 9% к уровню 2019 г. ); продукции молочной для детского питания – 319, 5 тыс. т (темп роста 99, 9% к уровню 2019 г. ). Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и в первую очередь в образовательных организациях. Задача обеспечить бесплатным горячим питанием обучающихся Во исполнение поставленной задачи принят Федеральный закон Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня
Роспотребнадзором разработаны санитарно-эпидемиологические правила СанПиН2. 3/2. 4. 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», которые содержат требования, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически полноценного питания детей и которыми предусмотрена обязанность образовательной организации по созданию условий для организации питания детей, в том числе лечебного и профилактического питания детей с хроническими заболеваниями. В качестве методического инструмента реализации субъектами Российской Федерации требований санитарных норм и правил СанПиН2. 3/2. 4. 3590-20 Роспотребнадзором разработаны и утверждены методические рекомендации МР 2. 4. 0179-20 «Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организациях», Финансовое обеспечение государственных гарантий по горячему питанию вышеназванной категории обучающихся осуществляется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (далее – государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»). Начиная с 2020 года, в федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственной программы субъекта Российской Федерации на указанные цели. В 2020 году бюджетам субъектов Российской Федерации
С учетом проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации проекта, Минпросвещения России подготовило и направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования: разъяснения об организации горячего питания, в том числе о подходах методические рекомендации о формах организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование С 1 сентября 2020 г. около 7, 3 млн учащихся 1-4 классов во всех общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации стали получать бесплатное горячее питание. Государственная поддержка перехода на бесплатное горячее питание за счет средств федерального бюджета осуществляется в зависимости от создания в общеобразовательных организациях необходимой инфраструктуры, оснащения ее соответствующим оборудованием, в соответствии с установленными требованиями. В целях организации контроля готовности пищеблоков и столовых общеобразовательных организаций на соответствие требованиям Роспотребнадзора, его территориальными органами осуществляется мониторинг за условиями и качеством предоставления горячего питания в образовательных организациях. Учитывая значимость поставленной задачи, создание необходимой инфраструктуры и оснащение образовательных организаций соответствующим оборудованием проводится в субъектах Российской Федерации в планово-опережающем режиме.
В целях реализации послания Президента Российской Федерации Реализация мер по созданию условий для обеспечения обучающихся начальной школы, бесплатным горячим питанием позволила решить вопросы по созданию необходимых условий в 1 918 общеобразовательных организациях и с начала 2020/21 учебного года обеспечить всех обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, горячим питанием, за исключением обучающихся Во всех субъектах Российской Федерации обеспечен 99% охват горячим питанием обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, и практически во всех школах при исследовании готовых блюд установлен достаточный состав в них витаминов и микронутриентов. Показатели охвата горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций в период 2012-2020 гг. имели позитивную динамику по всем возрастным группам. В 2020 году показатель охвата горячим питанием всех обучающихся составил 92%, что на 7% выше данного показателя 2012 года. Приоритетной формой организации горячего питания школьников является завтрак. Охват школьников двухразовым горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2020 году составил 25%. Роспотребнадзором, как и прежде, осуществлялся контроль за обеспечением качественного питания обучающихся, получающих начальное общее образование. В 2020 году проверено более 12 500 общеобразовательных организаций, из которых нарушения требований законодательства были выявлены в 70% школ, в которых обучаются школьники 1-4 классов. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлялись факты необоснованной замены блюд, исключения из питания детей отдельных видов продуктов, нарушения технологии приготовления блюд, несоответствия температуры горячих блюд, занижения массы порций выдаваемых горячих блюд. В 31% школ от числа проверенных были выявлены нарушения режимных вопросов на пищеблоке. Результаты исследований готовых блюд, отобранных в организациях для детей и подростков, свидетельствуют, что за период 2012-2020 гг. сократился удельный вес проб готовых блюд, несоответствующих нормативным требованиям, по микробиологическим показателям на 1%, показателям калорийности и химического состава – на 2, 7%.
В целом по Российской Федерации удельный вес проб, не соответствующих требованиям по калорийности и химическому составу, в общеобразовательных организациях в 2020 году составил 5%. Удельный вес готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, в общеобразовательных организациях в целом по Российской Федерации составил 2%. В рамках национального проекта «Демография» в 2020 году Роспотребнадзором создана система мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, внедренная уже в 24 пилотных территориях, в которых проведены исследования качества, безопасности и востребованности школьного питания, изучены особенности питания детей в школе и дома, стереотипы пищевого поведения и пищевых привычек у детей. Всего социологическим опросом охвачено порядка 15 тыс. обучающихся и их родителей из 2 800 общеобразовательных организаций. В настоящее время основными вопросами организации бесплатного горячего питания остаются контроль качества предоставляемой услуги и продуктов питания. В рамках постоянно действующего мониторинга проводятся еженедельные совещания Оперативного штаба по организации горячего питания с участием представителей всех субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзора, Общероссийского народного фронта. Для оперативного реагирования на проблемы при организации горячего питания организована работа региональных горячих линий и федеральной горячей линии Минпросвещения России, на которую за период с 24 августа 2020 г. поступило 2 648 обращений, из которых 2 450 обращений поступило от родителей обучающихся (законных представителей), что составляет 93%. Наиболее часто задаваемые вопросы от родителей (законных представителей) касаются качества предоставляемого питания. С 17 сентября 2020 г. также организован прием обращений от родителей на портале «Госуслуги» В целом на портал уже поступило более 24 318 обращений и 50% из них содержат положительные отзывы о предоставляемом питании По данным отчетов о достижении значений результатов использования субсидии на реализацию мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|