Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поддержка одаренных детей




С целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса в 2019-2020 гг. осуществлялась государственная поддержка талантливой молодежи.

Продолжено предоставление субсидии Фонду «Талант и успех»
(далее по тексту подраздела – Фонд), целью деятельности которого является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших одаренность, в том числе в таких областях, как искусство, спорт, естественнонаучные дисциплины, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Фонд является оператором по предоставлению грантов Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, в том числе в области искусств и спорта, поступившим на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Объем бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета Фонду на указанные цели, в 2020 г. составил 1 195, 4 млн рублей (кассовое исполнение – 1 195, 4 млн рублей или 100%), в 2019 г. – 955, 8 млн рублей (кассовое исполнение – 786, 1 млн рублей или 96, 5%).

Также Фонд осуществляет выплаты премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам – членам сборных команд Российской Федерации, сформированных в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, и тренерам, осуществлявшим их подготовку. Объем бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета Фонду на указанные цели, в 2020 г. составил
57, 8 млн рублей (кассовое исполнение – 57, 8 млн рублей или 100%),
в 2019 г. – 59, 6 млн рублей (кассовое исполнение – 59, 6 млн рублей или 100%).

В 2019-2020 гг. по всей России были проведены масштабные мероприятия для молодежи в рамках работы Форумов: Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов»
(г. Солнечногорск, Московская область), Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» (Республика Крым), Всероссийский молодежный образовательный Дальневосточный форум «Восток»
(г. Владивосток), Международный молодежный образовательный форум «Евразия» (Оренбургская область), Северо-Кавказский молодежный форум «Машук» (Ставропольский край).

Цель Форумов – создание условий для самореализации молодых людей и формирование молодежных профессиональных сообществ. В Форумах приняли участие талантливые молодые люди почти из всех субъектов Российской Федерации, а также иностранных государств. В рамках Форумов прошли тематические смены, целью которых было формирование у молодого поколения привычек и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни, эффективной физической активности.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Росмолодежи на проведение мероприятий для молодежи, составил в 2020 г. 1 406, 0 млн рублей (кассовое исполнение – 1 393, 0 млн рублей или 99%),
в 2019 г. – 1 328, 0 млн рублей (кассовое исполнение – 1 281, 3 млн рублей или 96, 5%).

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование создается сеть региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 2019-2020 гг. 27 субъектам Российской Федерации выделены на конкурсной основе субсидии в общем объеме 6, 64 млрд рублей на создание соответствующих региональных центров.

Указанные региональные центры организуют взаимодействие
с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети,
в целях создания индивидуальной образовательной траектории (социального лифта), тьюторской поддержки для каждого одаренного ребенка, включающую индивидуальную работу молодым талантом по формированию и развитию его познавательных интересов, профессиональную ориентацию по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда и содействие в трудоустройстве после окончания обучения. Работа названных региональных центров охватывает три направления: «Наука», «Искусство» и «Спорт».

Приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 715
(в редакции от 31 мая 2021 г. ) на 2020/21 учебный год утвержден перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, включающий 820 мероприятий (в 2019/20 учебном году – 287 мероприятий; в 2018/19 учебном году – 267 мероприятий).

Данные о победителях и призерах мероприятий, включенных в перечень мероприятий, содержатся в государственном информационном ресурсе о лицах, проявивших выдающиеся способности. Дети, включенные в данный государственный информационный ресурс, могут претендовать на государственные гранты и особые условия при поступлении в организации высшего образования, а также могут принимать участие в образовательных программах для одаренных детей и особо значимых мероприятиях, в том числе в дистанционной форме.

На конец 2020 года в указанном государственном информационном ресурсе содержится 284, 5 тыс. достижений (2019 г. – 197, 9 тыс.;
2018 г. – 119 тыс. ), принадлежащих 164, 8 тыс. детей, из которых по направлению «Наука» – 229, 0 тыс. достижений, принадлежащих 123, 0 тыс. детей, «Искусство» – 18, 8 тыс. достижений, принадлежащих 15, 0 тыс. детей, «Спорт» – 36, 8 тыс. достижений, принадлежащих 26, 9 тыс. детей.

Действенным механизмом выявления одаренных детей и молодежи является Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации, участие в которой принимает более 7 млн учащихся 4-11 классов.

Обучающиеся общеобразовательных организаций из Российской Федерации принимают участие в 8 Международных олимпиадах – по математике, химии, физике, биологии, географии, информатике, астрономии и естественно-научная олимпиада юниоров (для обучающихся до 15 лет).

Российская Федерация является одним из безусловных лидеров по числу завоеванных наград в целом и по числу золотых медалей в частности. Сборные команды Российской Федерации ежегодно входят в шестерку сильнейших стран мира. Так, в 2020 году сборная Российской Федерации завоевала 28 медалей (19 золотых, 9 серебряных), в 2019 году – 37 медалей (21 золотая, 15 серебряных, 1 бронзовая), в 2018 году – в 38 медалей
(22 золотые, 14 серебряные, 2 бронзовые).

Ведущая роль в раскрытии таланта каждого ребенка, его развитии
и дальнейшей самореализации принадлежит педагогам. В 2020 году 2 631 педагог, работающий с одаренными детьми, прошёл повышение квалификации на базе Образовательного Центра «Сириус».

Одновременно Минпросвещения России обеспечивает организационную и финансовую поддержку системы чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», которые являются одним из направлений развития конкурсного движения. Финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – это самые масштабные в России и одни из самых масштабных в мире соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений в возрасте
от 16 до 22 лет, а также с 2015 года – школьников в возрасте 16 лет и младше (участников направления WorldSkills Juniors). Проведению Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» предшествуют региональные чемпионаты и отборочные соревнования.

Количество компетенций и конкурсантов региональных и отборочных чемпионатов ежегодно увеличивается. Так, за последние 4 года количество конкурсантов и компетенций региональных чемпионатов увеличилось практически в 2 раза (со 118 компетенций и 15 951 конкурсанта в чемпионатном цикле 2017-2018 гг. до 202 компетенций и 33 005 конкурсантов в чемпионатном цикле 2020 г. ).

Количество компетенций и участников Финала национального чемпионата также ежегодно растет. Так, произошел рост с 90 компетенций и 1, 1 тыс. участников в 2018 году, до 130 компетенций и более чем 3 тыс. участников в 2020 году.

В период с 6 по 21 сентября 2020 года в дистанционно-очном формате прошел финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы»
(WorldSkills Russia) (далее по тексту подраздела – Чемпионат, мероприятие).

В национальном первенстве приняли участие более 2 800 человек
из 83 субъектов Российской Федерации, а также юниоры и иностранные конкурсанты. Экспертное сообщество представили более 700 человек. Студенты и школьники соревновались по 130 компетенциям, соответствующие 7 блокам профессий: строительство и строительные технологии, информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, производство и инженерные технологии, сфера услуг, транспорт и логистика, образование.

Таким образом, финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2020 года стал самым масштабным за все 8 лет проведения не только в России, но и во всем мире.

Выявление и поддержка одаренных детей в раннем возрасте в области различных видов искусств является одной из главных задач системы детских школ искусств (далее – ДШИ). В 2020 году, по данным федерального статистического наблюдения, в Российской Федерации функционировало 5 037 государственных ДШИ, в том числе 4 782 – в ведении органов управления культурой, 225 – в ведении органов управления образованием,
5 частных ДШИ.

В ДШИ на начало 2020-2021 учебного года обучалось 1 757 713 одаренных детей, в том числе 10 909 детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Из общего числа обучающихся ДШИ 862 267 человек обучалось по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (рост на 8% по сравнению с началом 2019-2020 учебного года), в том числе 852 242 человек (98, 8%) осваивало программы за счет бюджетных средств. По общеразвивающим программам в ДШИ обучалось 895 446 человек, в том числе 693 669 человек (77, 4%) – за счет бюджетных средств.

В 2020 году из 269 517 одаренных детей, завершивших обучение в ДШИ, 14 822 человека продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях (училищах и колледжах) и вузах культуры и искусств.

В целях повышения качества обучения, совершенствования учебно-методического обеспечения в ДШИ, распространения опыта лучших практик работы с одаренными детьми в области искусств в 2020 году при финансовой поддержке Минкультуры России обеспечен выпуск учебно-методических пособий для реализации учебных предметов дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств по предметам «Сольфеджио» (1-2, 5-6 классы), «Слушание музыки» (1-3 классы), «Рисунок», «Живопись» (2-й год обучения), включающие текстовые, нотные, иллюстративно-художественные и аудиоматериалы. Также изданы разработанные при поддержке Минкультуры России учебные пособия по предметам «Живопись» и «Рисунок» (1-й год обучения), интерактивное пособие «Сольфеджио: 7 класс». Кроме того, разработаны примерные программы нового поколения по учебным предметам «Работа в материале» (Керамика, Резьба по дереву, Роспись по дереву) дополнительных предпрофессиональных программ в области декоративно-прикладного искусства нового поколения.

Все печатные и интерактивные учебно-методические пособия, а также примерные программы разработаны в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ с привлечением ведущих преподавателей, имеющих многолетний опыт преподавания учебных предметов в образовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств.

В 2020 году Федеральным ресурсным информационно-аналитическим центром художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных (далее – ФРИАЦХО) и издательством «Просвещение» проведен цикл бесплатных вебинаров для преподавателей ДШИ, посвященных особенностям содержания и практикам применения новейших учебных пособий «Живопись» и «Рисунок».

Успешные практики выявления и работы с одаренными детьми и возможности обмена педагогическим опытом в современных условиях обсуждались в рамках Международной конференции «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики», организованной 12-13 ноября 2020 г. при поддержке Минкультуры России (свыше 350 участников, свыше 4 000 зрителей онлайн-трансляций).

В целях совершенствования практики выявления одаренных детей и поддержки талантливой молодежи в 2020 году были проведены свыше 300 всероссийских и международных смотров и соревнований – творческих школ, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, выставок. Особое место среди мероприятий, направленных на развитие системы детского творческого образования, поддержку ДШИ, преподавателей и учащихся, выявление эффективных практик работы с детьми в области различных видов искусств, занимают ежегодные Общероссийские конкурсы Минкультуры России: «Молодые дарования России» (2 349 юных учащихся ДШИ, училищ и колледжей искусств из 74 субъектов Российской Федерации), «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель детской школы искусств» (148 ДШИ и 124 преподавателя ДШИ).

Привлечению большого количества одаренных детей в ДШИ способствует продолжающаяся реализация в регионах национального проекта «Культура», в рамках которого в 2020 году 258 ДШИ и 43 училищ искусств в 41 регионе Приволжского, Сибирского, Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов получили новые музыкальные инструменты, специализированное оборудование для учебных классов и залов, учебную и методическую литературу для пополнения библиотечных фондов образовательных организаций.

В 2020 году также продолжена работа по повышению кадрового потенциала работников сферы культуры и искусств. В рамках национального проекта «Культура» 26 тыс. работников культуры, в том числе преподавателей ДШИ, училищ и вузов культуры и искусств, повысили квалификацию в 11 Центрах непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры с применением дистанционных технологий, использование которых значительно расширяет диапазон охвата реализацией программ вне зависимости от территориальной удаленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...