Поддержка одаренных детей
С целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса в 2019-2020 гг. осуществлялась государственная поддержка талантливой молодежи. Продолжено предоставление субсидии Фонду «Талант и успех» Фонд является оператором по предоставлению грантов Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, в том числе в области искусств и спорта, поступившим на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Объем бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета Фонду на указанные цели, в 2020 г. составил 1 195, 4 млн рублей (кассовое исполнение – 1 195, 4 млн рублей или 100%), в 2019 г. – 955, 8 млн рублей (кассовое исполнение – 786, 1 млн рублей или 96, 5%). Также Фонд осуществляет выплаты премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам – членам сборных команд Российской Федерации, сформированных в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, и тренерам, осуществлявшим их подготовку. Объем бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета Фонду на указанные цели, в 2020 г. составил
В 2019-2020 гг. по всей России были проведены масштабные мероприятия для молодежи в рамках работы Форумов: Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» Цель Форумов – создание условий для самореализации молодых людей и формирование молодежных профессиональных сообществ. В Форумах приняли участие талантливые молодые люди почти из всех субъектов Российской Федерации, а также иностранных государств. В рамках Форумов прошли тематические смены, целью которых было формирование у молодого поколения привычек и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни, эффективной физической активности. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Росмолодежи на проведение мероприятий для молодежи, составил в 2020 г. 1 406, 0 млн рублей (кассовое исполнение – 1 393, 0 млн рублей или 99%), В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование создается сеть региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 2019-2020 гг. 27 субъектам Российской Федерации выделены на конкурсной основе субсидии в общем объеме 6, 64 млрд рублей на создание соответствующих региональных центров.
Указанные региональные центры организуют взаимодействие Приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 715 Данные о победителях и призерах мероприятий, включенных в перечень мероприятий, содержатся в государственном информационном ресурсе о лицах, проявивших выдающиеся способности. Дети, включенные в данный государственный информационный ресурс, могут претендовать на государственные гранты и особые условия при поступлении в организации высшего образования, а также могут принимать участие в образовательных программах для одаренных детей и особо значимых мероприятиях, в том числе в дистанционной форме. На конец 2020 года в указанном государственном информационном ресурсе содержится 284, 5 тыс. достижений (2019 г. – 197, 9 тыс.;
Действенным механизмом выявления одаренных детей и молодежи является Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации, участие в которой принимает более 7 млн учащихся 4-11 классов. Обучающиеся общеобразовательных организаций из Российской Федерации принимают участие в 8 Международных олимпиадах – по математике, химии, физике, биологии, географии, информатике, астрономии и естественно-научная олимпиада юниоров (для обучающихся до 15 лет). Российская Федерация является одним из безусловных лидеров по числу завоеванных наград в целом и по числу золотых медалей в частности. Сборные команды Российской Федерации ежегодно входят в шестерку сильнейших стран мира. Так, в 2020 году сборная Российской Федерации завоевала 28 медалей (19 золотых, 9 серебряных), в 2019 году – 37 медалей (21 золотая, 15 серебряных, 1 бронзовая), в 2018 году – в 38 медалей Ведущая роль в раскрытии таланта каждого ребенка, его развитии Одновременно Минпросвещения России обеспечивает организационную и финансовую поддержку системы чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», которые являются одним из направлений развития конкурсного движения. Финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – это самые масштабные в России и одни из самых масштабных в мире соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений в возрасте
Количество компетенций и конкурсантов региональных и отборочных чемпионатов ежегодно увеличивается. Так, за последние 4 года количество конкурсантов и компетенций региональных чемпионатов увеличилось практически в 2 раза (со 118 компетенций и 15 951 конкурсанта в чемпионатном цикле 2017-2018 гг. до 202 компетенций и 33 005 конкурсантов в чемпионатном цикле 2020 г. ). Количество компетенций и участников Финала национального чемпионата также ежегодно растет. Так, произошел рост с 90 компетенций и 1, 1 тыс. участников в 2018 году, до 130 компетенций и более чем 3 тыс. участников в 2020 году. В период с 6 по 21 сентября 2020 года в дистанционно-очном формате прошел финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» В национальном первенстве приняли участие более 2 800 человек Таким образом, финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2020 года стал самым масштабным за все 8 лет проведения не только в России, но и во всем мире. Выявление и поддержка одаренных детей в раннем возрасте в области различных видов искусств является одной из главных задач системы детских школ искусств (далее – ДШИ). В 2020 году, по данным федерального статистического наблюдения, в Российской Федерации функционировало 5 037 государственных ДШИ, в том числе 4 782 – в ведении органов управления культурой, 225 – в ведении органов управления образованием, В ДШИ на начало 2020-2021 учебного года обучалось 1 757 713 одаренных детей, в том числе 10 909 детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Из общего числа обучающихся ДШИ 862 267 человек обучалось по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (рост на 8% по сравнению с началом 2019-2020 учебного года), в том числе 852 242 человек (98, 8%) осваивало программы за счет бюджетных средств. По общеразвивающим программам в ДШИ обучалось 895 446 человек, в том числе 693 669 человек (77, 4%) – за счет бюджетных средств.
В 2020 году из 269 517 одаренных детей, завершивших обучение в ДШИ, 14 822 человека продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях (училищах и колледжах) и вузах культуры и искусств. В целях повышения качества обучения, совершенствования учебно-методического обеспечения в ДШИ, распространения опыта лучших практик работы с одаренными детьми в области искусств в 2020 году при финансовой поддержке Минкультуры России обеспечен выпуск учебно-методических пособий для реализации учебных предметов дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств по предметам «Сольфеджио» (1-2, 5-6 классы), «Слушание музыки» (1-3 классы), «Рисунок», «Живопись» (2-й год обучения), включающие текстовые, нотные, иллюстративно-художественные и аудиоматериалы. Также изданы разработанные при поддержке Минкультуры России учебные пособия по предметам «Живопись» и «Рисунок» (1-й год обучения), интерактивное пособие «Сольфеджио: 7 класс». Кроме того, разработаны примерные программы нового поколения по учебным предметам «Работа в материале» (Керамика, Резьба по дереву, Роспись по дереву) дополнительных предпрофессиональных программ в области декоративно-прикладного искусства нового поколения. Все печатные и интерактивные учебно-методические пособия, а также примерные программы разработаны в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ с привлечением ведущих преподавателей, имеющих многолетний опыт преподавания учебных предметов в образовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств. В 2020 году Федеральным ресурсным информационно-аналитическим центром художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных (далее – ФРИАЦХО) и издательством «Просвещение» проведен цикл бесплатных вебинаров для преподавателей ДШИ, посвященных особенностям содержания и практикам применения новейших учебных пособий «Живопись» и «Рисунок». Успешные практики выявления и работы с одаренными детьми и возможности обмена педагогическим опытом в современных условиях обсуждались в рамках Международной конференции «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики», организованной 12-13 ноября 2020 г. при поддержке Минкультуры России (свыше 350 участников, свыше 4 000 зрителей онлайн-трансляций). В целях совершенствования практики выявления одаренных детей и поддержки талантливой молодежи в 2020 году были проведены свыше 300 всероссийских и международных смотров и соревнований – творческих школ, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, выставок. Особое место среди мероприятий, направленных на развитие системы детского творческого образования, поддержку ДШИ, преподавателей и учащихся, выявление эффективных практик работы с детьми в области различных видов искусств, занимают ежегодные Общероссийские конкурсы Минкультуры России: «Молодые дарования России» (2 349 юных учащихся ДШИ, училищ и колледжей искусств из 74 субъектов Российской Федерации), «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель детской школы искусств» (148 ДШИ и 124 преподавателя ДШИ). Привлечению большого количества одаренных детей в ДШИ способствует продолжающаяся реализация в регионах национального проекта «Культура», в рамках которого в 2020 году 258 ДШИ и 43 училищ искусств в 41 регионе Приволжского, Сибирского, Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов получили новые музыкальные инструменты, специализированное оборудование для учебных классов и залов, учебную и методическую литературу для пополнения библиотечных фондов образовательных организаций. В 2020 году также продолжена работа по повышению кадрового потенциала работников сферы культуры и искусств. В рамках национального проекта «Культура» 26 тыс. работников культуры, в том числе преподавателей ДШИ, училищ и вузов культуры и искусств, повысили квалификацию в 11 Центрах непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры с применением дистанционных технологий, использование которых значительно расширяет диапазон охвата реализацией программ вне зависимости от территориальной удаленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|