Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В Российской Федерации более 1, 25 млн обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и более 700 тыс. детей-инвалидов. Реализация политики Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных образовательных организаций. Включение детей с ОВЗ и с инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года во всех регионах созданы межведомственные службы ранней помощи. По данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России, Наибольшее количество служб ранней коррекционной помощи функционируют на базе дошкольных образовательных организаций (4 240
По данным региональных информационных систем доступности дошкольного образования, передаваемых в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. из 7 411 645 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 544 518 детей (7, 3%) являются детьми с ОВЗ и (или) В 2020 году в Российской Федерации функционировали 18 019 групп комбинированной направленности, что на 670 групп (3, 86%) больше, чем в 2019 году (2019 г. – 17 349 групп); групп компенсирующей направленности – 26 124, что на 1 429 групп (5, 79%) больше, чем в 2019 году (24 695 групп). Вместе с тем наибольшая численность детей, получающих дошкольное образование, наблюдалась в группах компенсирующей направленности – 383 931 ребенок с ОВЗ и 23 279 детей-инвалидов, в группах комбинированной направленности – 92 197 детей с ОВЗ и 4 213 детей-инвалидов, в группах оздоровительной направленности – 5 269 обучающихся с ОВЗ и 361 ребенок-инвалид, наименьшая численность – в группах присмотра и ухода (без реализации образовательной программы) и в семейных группах – 193 ребенка с ОВЗ и 149 детей-инвалидов. Сохраняется тенденция к выбору родителями (законными представителями) групп компенсирующей направленности, в которых создана развивающая коррекционная среда, соответствующая особым образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечено необходимое психолого-педагогическое сопровождение. Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (потребность), по состоянию
В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», направленного на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, в 2020 году за получением услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей обратилось более 1, 3 млн граждан, которым оказано более 2, 119 млн услуг 163 организациями-грантополучателями из 67 субъектов Российской Федерации. Основным специальным условием для качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в школе является использование специальных образовательных программ, специальных учебников. В 2020 году ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по заказу Минпросвещения России продолжена разработка и апробация примерных «рабочих» адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ. По заказу Минпросвещения России проведена разработка рукописей специальных учебников, учебных пособий и методических пособий Инклюзивно в 2020 году обучались 370 566 человек с ОВЗ (из них 87 679 также имеют статус ребенка-инвалида) и 102 077 детей-инвалидов, что на 4, 01% обучающихся с ОВЗ и 7, 02% детей-инвалидов, соответственно, больше, чем в 2019 году. В отдельных классах в 2020 году получали образование 363 503 обучающихся с ОВЗ (из них 139 346 обучающихся детей-инвалидов) и 2 023 ребенка-инвалида.
При этом с 2019 года практически не изменилось количество специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ОВЗ, оно составило 18 629, в них 159 932 обучающихся с ОВЗ (из них 40 239 обучающихся детей-инвалидов) и 461 ребенок-инвалид. Кроме того, в 2020 году в системе общего образования функционировало 28 625 специальных (коррекционных) классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучались 203 571 обучающийся с ОВЗ (из них 99 107 имеют также статус ребенка-инвалида) и 1 562 ребенка-инвалида. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 2, 43%, а численность обучающихся в Одним из механизмов сохранения и развития сети отдельных общеобразовательных организаций является мероприятие федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках которого с 2019 года обновляется их инфраструктура и содержание образования. В 2020 году в реализации мероприятия приняло участие 130 отдельных общеобразовательных организаций из 81 субъекта Российской Федерации (2019 г. – 239 организаций). Для развития инклюзивного образования с 2011 по 2020 год реализовывалось мероприятие государственной программы «Доступная среда», в рамках которой количество инклюзивных организаций дошкольного образования составило 8 072 или 21, 8% от общего числа организаций дошкольного образования (2020 г. – 318 организаций; Ежегодно уменьшается число тех, кто не обучался в общеобразовательных организациях. В 2020 году насчитывалось 8 342 таких ребенка в возрасте 7-18 лет, что на 2, 4% меньше, чем в 2019 году. Из общего количества детей 1 406 (16, 8%) являются детьми с ОВЗ, а 1 988 (23, 8%) – детьми-инвалидами. Наибольшая численность таких детей отмечается в Челябинской области (1 352 человека), Иркутской области (421 человек), Ростовской области (395 человек) и Краснодарском крае (373 человека). При этом такие дети отсутствуют в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Алтайском и Хабаровском краях, Воронежской и Саратовской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе.
Минпросвещения России совместно с Минтрудом России в 2020 году продолжило работу по обеспечению права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в организациях социальной защиты, на получение образования – от организации своевременного обследования на психолого-медико-педагогической комиссии до обеспечения образования в максимально близко территориально расположенной к детским домам-интернатам системы социальной защиты образовательной организации. В соответствии с мониторингом, проведенным Минпросвещения России в 2020 году, численность лиц, проживающих в детских домах-интернатах, составила 17 037 человек, что на 15, 1% больше, чем в 2019 году. При этом увеличилась численность совершеннолетних лиц, проживающих в детских домах-интернатах, – с 3 419 до 4 144 человек (на 21, 2%). Численность несовершеннолетних, проживающих в детских домах-интернатах, в 2020 году составила 12 923 человека. Детские дома-интернаты отсутствуют в 7 субъектах Российской Федерации: Республике Коми, Чеченской Республике, г. Севастополе, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Всем несовершеннолетним лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано обследование психолого-медико-педагогическими комиссиями, обеспечена возможность получения образования как в стенах детских домов-интернатов, так и непосредственно в образовательных организациях, обеспечивается подвоз в близлежащие образовательные организации. Для обеспечения права на получение общего образования, профессионального обучения совершеннолетними лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе проживающими в психоневрологических интернатах, продолжена реализация плана устранения нарушений, выявленных контрольно-надзорными органами в ходе проверки деятельности психоневрологических интернатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой По результатам мониторинга исполнения указанного плана, в котором приняли участие все субъекты Российской Федерации, установлено, что нарушений в сфере обеспечения образованием воспитанников детских домах-интернатах не выявлено. Контрольно-надзорные мероприятия в сфере образования в отношении детских домов-интернатов в 2020 году не проводились в 9 субъектах Российской Федерации: Республиках Алтай, Бурятия и Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Белгородской, Курской, Тамбовской и Пензенской областях, Еврейской автономной области.
Кроме того, Минтрудом России совместно с Минпросвещения России В 2020 году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляли: 11 715 учителей-дефектологов, из них 6 561 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 11 009, из них 6 181 в дошкольных образовательных организациях), 50 152 учителя-логопеда, из них 35 009 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 49 219, из них 33 696 в дошкольных образовательных организациях), 46 021 педагог-психолог, из них 18 853 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 44 823, из них 18 056 в дошкольных образовательных организациях), 20 262 социальных педагога, из них 1 499 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 19 947, из них 1 384 в дошкольных образовательных организациях), 5479 тьюторов (2019 г. – 4 129), а также 914 ассистентов (помощников) (2019 г. – 697). По сравнению с 2019 годом численность специалистов, осуществляющих психолого-педагогической сопровождение, увеличилась незначительно. Вместе с тем потребность в квалифицированных кадрах дефектологического профиля в 2020 году составляла более 10 тыс. специалистов. В настоящее время численность обучающихся в педагогических образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, по направлениям подготовки специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов по работе с детьми с ОВЗ, с инвалидностью за счет федеральных средств в 2020 году курсы повышения квалификации проведены для более 13 000 человек (2019 г. – более 6 500 человек; 2018 г. – более 5 000 человек) из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий и представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В иных обучающих мероприятиях (вебинары, семинары, мастер-классы) приняли участие более 20 тыс. работников образования. Кроме того, в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» разработана и утверждена распоряжением Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-76 Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, которая определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического сопровождения повышения квалификации, а также переподготовки педагогических работников и управленческих кадров в целях развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации. Для оказания логопедической помощи обучающимся Минпросвещения России разработано и утверждено в 2020 году Положение о логопедической помощи. Также Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России ведется работа по модернизации системы подготовки специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части унификации содержания основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Несмотря на создание в субъектах Российской Федерации условий В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционный формат работы и организовывать реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом система образования столкнулась с рядом проблем: отсутствие компьютерного оборудования у обучающихся и у педагогических работников; неготовность педагогических работников к работе в дистанционном формате, в том числе из-за отсутствия компетенций. Кроме того, при организации дистанционного образования на первый план вышла сложность (в некоторых случаях – невозможность) предоставления в полном объеме коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ. В этой связи Минпросвещения России предпринят ряд дополнительных мер по организации общего образования детей с ОВЗ и с инвалидностью при переходе на дистанционный формат обучения из-за ограничительных мер в связи с пандемией. С целью организационно-методической поддержки организации дистанционного общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», подведомственного Минпросвещения России, создан соответствующий раздел (https: //ikp-rao. ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/), на котором размещаются разрабатываемые методические и информационные материалы, в том числе обучающие видеоматериалы, для педагогов и родителей. Минпросвещения России также организовано взаимодействие В соответствии с пунктом 3 Особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 2020 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 842 (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 842), вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 г. проводятся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г. ) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе при наличии у них действительных результатов ЕГЭ. В 2020 году единый государственный экзамен по русскому языку сдавали 6 094 участника с ОВЗ, по математике – 3 055. Согласно данным мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ (далее по тексту Наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью обучаются по программам бакалавриата – 71, 22% (2019 г. – 67, 73%). По программам специалитета обучаются 23, 11% от числа лиц с ОВЗ и инвалидностью Финансирование вузами статей расходов, связанных с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ по сравнению с данными 2019 года выросло на 16, 01% и составило 2 млрд рублей (2019 г. – 1, 7 млрд рублей). Средние расходы одного вуза на эти цели увеличились по сравнению с предыдущим годом на 5, 58%. В целях организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Минобрнауки России в октябре 2020 года направлено письмо в адрес образовательных организаций высшего образования, содержащее соответствующие Методические рекомендации, в том числе рекомендации по особенностям организации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» системной мерой поддержки для развития условий инклюзивного высшего образования является организация деятельности сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования Деятельность РУМЦ направлена на профориентацию и комплексное сопровождение образовательного процесса. Профориентационная работа с инвалидами молодого возраста в части инклюзивного высшего образования ведется по таким направлениям, как организация работы «горячих линий» по вопросам приема и обучения (с 1 июля по 2 октября 2020 г. ), экспертное сопровождение «карт доступности» вузов-партнеров сетью РУМЦ, распространение методических рекомендаций и информационных материалов. Кроме того, на постоянной основе функционирует «горячая линия» на портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования в рамках проекта РУМЦ. Сетью РУМЦ были разработаны и распространены по вузам-партнерам «Программа профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ» и Методические рекомендации по ее реализации, которые позволяют вузам учитывать в своей деятельности нозологический подход в работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ, внедрять актуальные формы и инструменты профессионального ориентирования и мотивирования. При этом зафиксирован рост числа вузов, которые внедряют в свою работу специальные программы профориентации для обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, иных нозологических групп. Наиболее распространенными формами профориентационной работы, реализованными вузами в 2020 году, являлись индивидуальное профконсультирование более чем 1 700 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (760 образовательных организаций или 82% от общего количества вузов), психологическое тестирование абитуриентов и студентов из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ (50% вузов), групповое консультирование (тренинги) инвалидов и лиц с ОВЗ на базе организаций, реализующих программы (полного) общего и среднего профессионального образования (46% вузов). Всего в указанных мероприятиях приняли участие 2 800 обучающихся образовательных организаций общего (полного) и профессионального образования, 90% из которых протестированы в вузах сети РУМЦ и вузах-партнерах. Обеспечение занятости и трудоустройства выпускников-инвалидов является актуальной задачей деятельности образовательных организаций высшего образования. Результаты мониторинга показали, что программы содействия трудоустройству выпускников-инвалидов все шире применяются в вузах Российской Федерации. В сравнении с результатами 2019 года, количество вузов, использующих данные программы, увеличилось на 4, 07%. Численность выпускников-инвалидов, использующих программы постдипломного сопровождения, выросла по сравнению с 2019 годом на 26, 06%. Практически во всех федеральных округах выросла численность выпускников-инвалидов, использующих данную программу. К примеру, в Южном и Дальневосточном федеральных округах их численность возросла почти в два раза. По итогам 2019/2020 учебного периода образовательными организациями было подготовлено 3920 выпускников с ОВЗ и инвалидностью, что составило 0, 48% от общего числа выпускников 90 образовательных организаций высшего образования (8, 09% от опрошенных) трудоустроили непосредственно у себя в вузах 202 выпускника-инвалида (9, 34% от числа выпускников-инвалидов, трудоустроенных в течение календарного года). Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и Минтрудом России разработан и утвержден примерный регламент межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов и организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству. Регламент устанавливает гарантированный объем бесплатных профориентационных услуг, структурируя и упорядочивая региональные схемы межведомственного и межуровневого взаимодействия, при этом не предусматривает дополнительного финансового обременения регионов. Одним из профориентационных мероприятий является национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц В 2020 году в VI Национальном чемпионате приняли участие команды В соревнованиях по 77 компетенциям VI Национального чемпионата приняли участие 2000 участников (что на 35% больше, чем в 2019 году, и С 2020 года прорабатывается вопрос предоставления сертификатов победителям Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» на право получения дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей, приобретения специализированных технических средств реабилитации. Еще одним направлением для решения вопроса профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, с инвалидностью является их вовлечение в обучение по дополнительным общеобразовательным программам, в рамках которого обучающиеся получают представления о компетенциях профессий и специальностей. В рамках реализации мероприятия «Билет в будущее» федерального В 2020 году осуществлена разработка и адаптация профориентационных методик для диагностики выбора профессиональных сфер и направлений, исходя из интересов обучающихся 6-11 классов, каждая из которых учитывает особенности по 8 нозологическим группам (общие заболевания, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушение интеллекта, расстройства аутистического спектра) для трех возрастных групп: 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Также доработаны существующие версии онлайн-диагностик оценки готовности обучающихся разных возрастных групп к осознанному выбору будущей профессии «Как ты выбираешь профессию? » с учетом специфики обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью 5 нозологической группы (нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата, общие заболевания, задержка психического развития) для трех возрастных групп: 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Численность обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций с ОВЗ, с инвалидностью, прошедших такую онлайн-диагностику, составляет 3 289 человек. В 2020 году ключевым форматом практических мероприятий проекта стала профессиональная проба. В ходе профессиональной пробы участники проекта выполняли реальные рабочие операции, относящиеся к конкретной профессиональной компетенции. Практические мероприятия в формате проб По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, доступного, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, к концу 2020 года нарастающим итогом создано: 135 детских технопарков «Кванториум» в 80 субъектах Российской Федерации и 85 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов, 30 ключевых центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования, 71 центр цифрового образования детей «IT–куб». В целях аккумулирования научной, экспертной, консультационно-методической деятельности в сфере образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» продолжил функционировать федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и с инвалидностью. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ занимается проведением научно-методических мероприятий по вопросам работы лиц с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью различных нозологических групп, разработкой программно-методического обеспечения деятельности организаций и специалистов, осуществляющих образование и сопровождение указанной категории обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, проявивших выдающиеся способности. Также консультационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации в развитии региональных систем образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью в 2020 году продолжили осуществлять созданные на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России и Минобрнауки России, 4 федеральных ресурсных центра: по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»); по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения (на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»); по развитию системы комплексного сопровождения детей по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»). По данным Минтруда России, анализ статистических данных в динамике за период 2018-2020 годов показал, что количество полученных информационных форм об исполнении индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов), содержащих мероприятия по общему и профессиональному образованию, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, рекомендованных при предыдущем освидетельствовании: существенно уменьшилось в 2019 году в сравнении с 2018 годом в отношении инвалидов старше 18 лет, однако в 2020 году увеличилось почти в 2 раза относительно ситуации 2019 года; в отношении детей-инвалидов в динамике за 2018-2020 годы отмечается снижение количества информационных форм с 71 080 в 2018 году Таким образом, в Российской Федерации продолжается работа по развитию качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, учитывающего особые образовательные потребности указанных категорий обучающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|