Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья




В Российской Федерации более 1, 25 млн обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и более 700 тыс. детей-инвалидов.

Реализация политики Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью продолжает формироваться по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных образовательных организаций.

Включение детей с ОВЗ и с инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года во всех регионах созданы межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России,
в 2020 году в Российской Федерации в системе образования функционировали 6 040 подобных служб (2019 г. – 4 040 служб), общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 450 тыс., что почти в 2 раза больше, чем в 2019 году. Это свидетельствует о возросшей востребованности данных услуг, а также об эффективности проводимой информационно-просветительской работы. При этом количество очных обращений заметно преобладает: их число более чем в 4 раза превышает количество заочных обращений (368 487 и 90 307 обращений, соответственно).

Наибольшее количество служб ранней коррекционной помощи функционируют на базе дошкольных образовательных организаций (4 240
или 70, 2%), на базе общеобразовательных организаций действуют 1 399 таких служб (23, 16%), остальные службы открыты на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и иных организаций, в том числе организаций дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций.

По данным региональных информационных систем доступности дошкольного образования, передаваемых в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. из 7 411 645 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 544 518 детей (7, 3%) являются детьми с ОВЗ и (или)
детьми-инвалидами. В целом по сравнению с 2019 годом численность детей указанных категорий, посещающих дошкольные образовательные организации, практически не изменилась в процентном соотношении.

В 2020 году в Российской Федерации функционировали 18 019 групп комбинированной направленности, что на 670 групп (3, 86%) больше, чем в 2019 году (2019 г. – 17 349 групп); групп компенсирующей направленности – 26 124, что на 1 429 групп (5, 79%) больше, чем в 2019 году (24 695 групп).

Вместе с тем наибольшая численность детей, получающих дошкольное образование, наблюдалась в группах компенсирующей направленности – 383 931 ребенок с ОВЗ и 23 279 детей-инвалидов, в группах комбинированной направленности – 92 197 детей с ОВЗ и 4 213 детей-инвалидов, в группах оздоровительной направленности – 5 269 обучающихся с ОВЗ и 361 ребенок-инвалид, наименьшая численность – в группах присмотра и ухода (без реализации образовательной программы) и в семейных группах – 193 ребенка с ОВЗ и 149 детей-инвалидов.

Сохраняется тенденция к выбору родителями (законными представителями) групп компенсирующей направленности, в которых создана развивающая коррекционная среда, соответствующая особым образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечено необходимое психолого-педагогическое сопровождение.

Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (потребность), по состоянию
на 1 января 2021 г. составляет 2 543 человека (на 1 января 2020 г. – 3 338 детей). В целом по стране в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях зафиксировано 25 132 свободных места. Такая ситуация сложилась ввиду того, что дошкольные образовательные организации, имеющие свободные места, как правило, не входят в число выбранных родителями по разным причинам, в том числе из-за удаленности от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», направленного на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, в 2020 году за получением услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей обратилось более 1, 3 млн граждан, которым оказано более 2, 119 млн услуг 163 организациями-грантополучателями из 67 субъектов Российской Федерации.

Основным специальным условием для качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в школе является использование специальных образовательных программ, специальных учебников. В 2020 году ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по заказу Минпросвещения России продолжена разработка и апробация примерных «рабочих» адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ.

По заказу Минпросвещения России проведена разработка рукописей специальных учебников, учебных пособий и методических пособий
к ним для педагогических работников. Для оптимизации процедуры разработки и издания специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ОВЗ с 2021 года ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» будет продолжена работа по разработке макетов учебников на основе разработанных ранее рукописей, а также разработка новых рукописей учебников, учебных пособий.

Инклюзивно в 2020 году обучались 370 566 человек с ОВЗ (из них 87 679 также имеют статус ребенка-инвалида) и 102 077 детей-инвалидов, что на 4, 01% обучающихся с ОВЗ и 7, 02% детей-инвалидов, соответственно, больше, чем в 2019 году. В отдельных классах в 2020 году получали образование 363 503 обучающихся с ОВЗ (из них 139 346 обучающихся детей-инвалидов) и 2 023 ребенка-инвалида.

При этом с 2019 года практически не изменилось количество специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ОВЗ, оно составило 18 629, в них 159 932 обучающихся с ОВЗ (из них 40 239 обучающихся детей-инвалидов) и 461 ребенок-инвалид.

Кроме того, в 2020 году в системе общего образования функционировало 28 625 специальных (коррекционных) классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучались 203 571 обучающийся с ОВЗ (из них 99 107 имеют также статус ребенка-инвалида) и 1 562 ребенка-инвалида. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 2, 43%, а численность обучающихся в
них – на 0, 51%.

Одним из механизмов сохранения и развития сети отдельных общеобразовательных организаций является мероприятие федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках которого с 2019 года обновляется их инфраструктура и содержание образования. В 2020 году в реализации мероприятия приняло участие 130 отдельных общеобразовательных организаций из 81 субъекта Российской Федерации (2019 г. – 239 организаций).

Для развития инклюзивного образования с 2011 по 2020 год реализовывалось мероприятие государственной программы «Доступная среда», в рамках которой количество инклюзивных организаций дошкольного образования составило 8 072 или 21, 8% от общего числа организаций дошкольного образования (2020 г. – 318 организаций;
2019 г. – 327 организаций), аналогичных общеобразовательных
организаций – 10 106 или 28% от общего числа общеобразовательных организаций (2020 г. – 131; 2019 г. – 139).

Ежегодно уменьшается число тех, кто не обучался в общеобразовательных организациях. В 2020 году насчитывалось 8 342 таких ребенка в возрасте 7-18 лет, что на 2, 4% меньше, чем в 2019 году. Из общего количества детей 1 406 (16, 8%) являются детьми с ОВЗ, а 1 988 (23, 8%) – детьми-инвалидами.

Наибольшая численность таких детей отмечается в Челябинской области (1 352 человека), Иркутской области (421 человек), Ростовской области (395 человек) и Краснодарском крае (373 человека). При этом такие дети отсутствуют в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Алтайском и Хабаровском краях, Воронежской и Саратовской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе.

Минпросвещения России совместно с Минтрудом России в 2020 году продолжило работу по обеспечению права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в организациях социальной защиты, на получение образования – от организации своевременного обследования на психолого-медико-педагогической комиссии до обеспечения образования в максимально близко территориально расположенной к детским домам-интернатам системы социальной защиты образовательной организации.

В соответствии с мониторингом, проведенным Минпросвещения России в 2020 году, численность лиц, проживающих в детских домах-интернатах, составила 17 037 человек, что на 15, 1% больше, чем в 2019 году. При этом увеличилась численность совершеннолетних лиц, проживающих в детских домах-интернатах, – с 3 419 до 4 144 человек (на 21, 2%). Численность несовершеннолетних, проживающих в детских домах-интернатах, в 2020 году составила 12 923 человека. Детские дома-интернаты отсутствуют в 7 субъектах Российской Федерации: Республике Коми, Чеченской Республике, г. Севастополе, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Всем несовершеннолетним лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано обследование психолого-медико-педагогическими комиссиями, обеспечена возможность получения образования как в стенах детских домов-интернатов, так и непосредственно в образовательных организациях, обеспечивается подвоз в близлежащие образовательные организации.

Для обеспечения права на получение общего образования, профессионального обучения совершеннолетними лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе проживающими в психоневрологических интернатах, продолжена реализация плана устранения нарушений, выявленных контрольно-надзорными органами в ходе проверки деятельности психоневрологических интернатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой
17 октября 2019 г. № 9501п-П12.

По результатам мониторинга исполнения указанного плана, в котором приняли участие все субъекты Российской Федерации, установлено, что нарушений в сфере обеспечения образованием воспитанников детских домах-интернатах не выявлено. Контрольно-надзорные мероприятия в сфере образования в отношении детских домов-интернатов в 2020 году не проводились в 9 субъектах Российской Федерации: Республиках Алтай, Бурятия и Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Белгородской, Курской, Тамбовской и Пензенской областях, Еврейской автономной области.

Кроме того, Минтрудом России совместно с Минпросвещения России
и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализуется комплекс мер по повышению эффективности функционирования механизмов реализации соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, проживающих в детских домах-интернатах, а также детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях качественного улучшения их жизни, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой 9 сентября 2020 г. № 8379п-П12).

В 2020 году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляли: 11 715 учителей-дефектологов, из них 6 561 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 11 009, из них 6 181 в дошкольных образовательных организациях), 50 152 учителя-логопеда, из них 35 009 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 49 219, из них 33 696 в дошкольных образовательных организациях), 46 021 педагог-психолог, из них 18 853 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 44 823, из них 18 056 в дошкольных образовательных организациях), 20 262 социальных педагога, из них 1 499 – в дошкольных образовательных организациях (2019 г. – 19 947, из них 1 384 в дошкольных образовательных организациях), 5479 тьюторов (2019 г. – 4 129), а также 914 ассистентов (помощников) (2019 г. – 697).

По сравнению с 2019 годом численность специалистов, осуществляющих психолого-педагогической сопровождение, увеличилась незначительно. Вместе с тем потребность в квалифицированных кадрах дефектологического профиля в 2020 году составляла более 10 тыс. специалистов.

В настоящее время численность обучающихся в педагогических образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, по направлениям подготовки специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
с ОВЗ и с инвалидностью, составляет 41 179 человек, из которых 8 620 человек завершили обучение в 2020 году.

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов по работе с детьми с ОВЗ, с инвалидностью за счет федеральных средств в 2020 году курсы повышения квалификации проведены для более 13 000 человек (2019 г. – более 6 500 человек; 2018 г. – более 5 000 человек) из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий и представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В иных обучающих мероприятиях (вебинары, семинары, мастер-классы) приняли участие более 20 тыс. работников образования.

Кроме того, в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» разработана и утверждена распоряжением Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-76 Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, которая определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического сопровождения повышения квалификации, а также переподготовки педагогических работников и управленческих кадров в целях развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.

Для оказания логопедической помощи обучающимся Минпросвещения России разработано и утверждено в 2020 году Положение о логопедической помощи.

Также Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России ведется работа по модернизации системы подготовки специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части унификации содержания основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Несмотря на создание в субъектах Российской Федерации условий
для получения образования в образовательных организациях сохраняется высокая численность обучающихся на дому. На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались 95 717 детей с ОВЗ (из них 70 553 также имеют статус ребенка-инвалида) и 15 241 ребенок-инвалид, что на 3, 3% обучающихся с ОВЗ больше и на 2, 74% детей-инвалидов меньше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционный формат работы и организовывать реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом система образования столкнулась с рядом проблем: отсутствие компьютерного оборудования у обучающихся и у педагогических работников; неготовность педагогических работников к работе в дистанционном формате, в том числе из-за отсутствия компетенций.

Кроме того, при организации дистанционного образования на первый план вышла сложность (в некоторых случаях – невозможность) предоставления в полном объеме коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ. В этой связи Минпросвещения России предпринят ряд дополнительных мер по организации общего образования детей с ОВЗ и с инвалидностью при переходе на дистанционный формат обучения из-за ограничительных мер в связи с пандемией. С целью организационно-методической поддержки организации дистанционного общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», подведомственного Минпросвещения России, создан соответствующий раздел (https: //ikp-rao. ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/), на котором размещаются разрабатываемые методические и информационные материалы, в том числе обучающие видеоматериалы, для педагогов и родителей.

Минпросвещения России также организовано взаимодействие
со специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующими вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, по организации дистанционного обучения указанной категории обучающихся; на регулярной основе проводятся вебинары для специалистов, на которых в том числе субъектами
Российской Федерации транслируется положительный опыт по созданию
моделей дистанционного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с пунктом 3 Особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 2020 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 842 (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 842), вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 г. проводятся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г. ) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе при наличии у них действительных результатов ЕГЭ.

В 2020 году единый государственный экзамен по русскому языку сдавали 6 094 участника с ОВЗ, по математике – 3 055.

Согласно данным мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ (далее по тексту
подраздела – мониторинг), который ежегодно проводит Минобрнауки России, в 2020 году в Российской Федерации по программам высшего образования обучались 27 495 инвалидов и лиц с ОВЗ, что составляет около 0, 71% от общей численности студентов.

Наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью обучаются по программам бакалавриата – 71, 22% (2019 г. – 67, 73%). По программам специалитета обучаются 23, 11% от числа лиц с ОВЗ и инвалидностью
(2019 г. – 25, 11%). Программы магистратуры и аспирантуры менее востребованы: в магистратуре обучаются 5, 65% от числа всех студентов с ОВЗ и инвалидностью (2019 г. – 6, 91%), в аспирантуре – 0, 62% от общего числа обучающихся по образовательным программам аспирантуры. Всего в настоящее время студенты с инвалидностью и ОВЗ обучаются по 395 направлениям подготовки из 471 (83, 86%) (2019 г. – 67, 03%).

Финансирование вузами статей расходов, связанных с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ по сравнению с данными 2019 года выросло на 16, 01% и составило 2 млрд рублей (2019 г. – 1, 7 млрд рублей). Средние расходы одного вуза на эти цели увеличились по сравнению с предыдущим годом на 5, 58%.

В целях организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Минобрнауки России в октябре 2020 года направлено письмо в адрес образовательных организаций высшего образования, содержащее соответствующие Методические рекомендации, в том числе рекомендации по особенностям организации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» системной мерой поддержки для развития условий инклюзивного высшего образования является организация деятельности сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования
(далее – РУМЦ). С 2016 года партнерская сеть 21 РУМЦ поступательно объединила более 560 вузов-партнеров.

Деятельность РУМЦ направлена на профориентацию и комплексное сопровождение образовательного процесса. Профориентационная работа с инвалидами молодого возраста в части инклюзивного высшего образования ведется по таким направлениям, как организация работы «горячих линий» по вопросам приема и обучения (с 1 июля по 2 октября 2020 г. ), экспертное сопровождение «карт доступности» вузов-партнеров сетью РУМЦ, распространение методических рекомендаций и информационных материалов. Кроме того, на постоянной основе функционирует «горячая линия» на портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования в рамках проекта РУМЦ.

Сетью РУМЦ были разработаны и распространены по вузам-партнерам «Программа профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ» и Методические рекомендации по ее реализации, которые позволяют вузам учитывать в своей деятельности нозологический подход в работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ, внедрять актуальные формы и инструменты профессионального ориентирования и мотивирования.

При этом зафиксирован рост числа вузов, которые внедряют в свою работу специальные программы профориентации для обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, иных нозологических групп.

Наиболее распространенными формами профориентационной работы, реализованными вузами в 2020 году, являлись индивидуальное профконсультирование более чем 1 700 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (760 образовательных организаций или 82% от общего количества вузов), психологическое тестирование абитуриентов и студентов из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ (50% вузов), групповое консультирование (тренинги) инвалидов и лиц с ОВЗ на базе организаций, реализующих программы (полного) общего и среднего профессионального образования (46% вузов). Всего в указанных мероприятиях приняли участие 2 800 обучающихся образовательных организаций общего (полного) и профессионального образования, 90% из которых протестированы в вузах сети РУМЦ и вузах-партнерах.

Обеспечение занятости и трудоустройства выпускников-инвалидов является актуальной задачей деятельности образовательных организаций высшего образования. Результаты мониторинга показали, что программы содействия трудоустройству выпускников-инвалидов все шире применяются в вузах Российской Федерации. В сравнении с результатами 2019 года, количество вузов, использующих данные программы, увеличилось на 4, 07%.

Численность выпускников-инвалидов, использующих программы постдипломного сопровождения, выросла по сравнению с 2019 годом на 26, 06%. Практически во всех федеральных округах выросла численность выпускников-инвалидов, использующих данную программу. К примеру, в Южном и Дальневосточном федеральных округах их численность возросла почти в два раза. По итогам 2019/2020 учебного периода образовательными организациями было подготовлено 3920 выпускников с ОВЗ и инвалидностью, что составило 0, 48% от общего числа выпускников
(2019 г. – 0, 53%). В течение календарного года после завершения обучения из числа выпускников с ОВЗ и инвалидностью трудоустроилось 2 163 человека, что составляет 55, 18% от числа выпускников данной группы
(2019 – 52, 29%). Таким образом, доля трудоустроенных выпускников из числа инвалидов в сравнении с данными 2019 года выросла на 2, 89%.

90 образовательных организаций высшего образования (8, 09% от опрошенных) трудоустроили непосредственно у себя в вузах 202 выпускника-инвалида (9, 34% от числа выпускников-инвалидов, трудоустроенных в течение календарного года).

Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и Минтрудом России разработан и утвержден примерный регламент межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов и организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству. Регламент устанавливает гарантированный объем бесплатных профориентационных услуг, структурируя и упорядочивая региональные схемы межведомственного и межуровневого взаимодействия, при этом не предусматривает дополнительного финансового обременения регионов.

Одним из профориентационных мероприятий является национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в рамках которого соревнования проводятся отдельно для трех категорий – школьники, студенты и специалисты, а с 2021 года начинается работа с дошкольниками.

В 2020 году в VI Национальном чемпионате приняли участие команды
81 субъекта Российской Федерации за исключением Республики Алтай, Амурской, Архангельской областей и Еврейской автономной области, что было обусловлено сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией
(2019 г. – 84 субъекта Российской Федерации).

В соревнованиях по 77 компетенциям VI Национального чемпионата приняли участие 2000 участников (что на 35% больше, чем в 2019 году, и
в 7 раз больше, чем в 2015 году), в том числе 1 095 студентов, 612 школьников, 293 специалиста из 81 субъекта Российской Федерации.

С 2020 года прорабатывается вопрос предоставления сертификатов победителям Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» на право получения дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей, приобретения специализированных технических средств реабилитации.

Еще одним направлением для решения вопроса профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, с инвалидностью является их вовлечение в обучение по дополнительным общеобразовательным программам, в рамках которого обучающиеся получают представления о компетенциях профессий и специальностей.

В рамках реализации мероприятия «Билет в будущее» федерального
проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» разработана типовая модель профориентационной работы для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью 6-11 классов,
в ее апробации в 2020 году приняли участие 8744 школьника с ОВЗ различных нозологических групп из 56 субъектов Российской Федерации.

В 2020 году осуществлена разработка и адаптация профориентационных методик для диагностики выбора профессиональных сфер и направлений, исходя из интересов обучающихся 6-11 классов, каждая из которых учитывает особенности по 8 нозологическим группам (общие заболевания, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушение интеллекта, расстройства аутистического спектра) для трех возрастных групп: 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Также доработаны существующие версии онлайн-диагностик оценки готовности обучающихся разных возрастных групп к осознанному выбору будущей профессии «Как ты выбираешь профессию? » с учетом специфики обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью 5 нозологической группы (нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата, общие заболевания, задержка психического развития) для трех возрастных групп: 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Численность обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций с ОВЗ, с инвалидностью, прошедших такую онлайн-диагностику, составляет 3 289 человек.

В 2020 году ключевым форматом практических мероприятий проекта стала профессиональная проба. В ходе профессиональной пробы участники проекта выполняли реальные рабочие операции, относящиеся к конкретной профессиональной компетенции. Практические мероприятия в формате проб
по актуальным профессиональным компетенциям были разделены на очные
и онлайн-форматы и проводились под руководством квалифицированных наставников по соответствующей компетенции. Всего практические мероприятия в 2020 году посетили 2 236 обучающихся с особенностями развития.

По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, доступного, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, к концу 2020 года нарастающим итогом создано: 135 детских технопарков «Кванториум» в 80 субъектах Российской Федерации и 85 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов, 30 ключевых центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования, 71 центр цифрового образования детей «IT–куб».

В целях аккумулирования научной, экспертной, консультационно-методической деятельности в сфере образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» продолжил функционировать федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и с инвалидностью.

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ занимается проведением научно-методических мероприятий по вопросам работы лиц с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью различных нозологических групп, разработкой программно-методического обеспечения деятельности организаций и специалистов, осуществляющих образование и сопровождение указанной категории обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, проявивших выдающиеся способности.

Также консультационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации в развитии региональных систем образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью в 2020 году продолжили осуществлять созданные на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России и Минобрнауки России, 4 федеральных ресурсных центра:

по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»);

по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения (на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»);

по развитию системы комплексного сопровождения детей
с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (на базе ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»);

по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»).

По данным Минтруда России, анализ статистических данных в динамике за период 2018-2020 годов показал, что количество полученных информационных форм об исполнении индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов), содержащих мероприятия по общему и профессиональному образованию, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, рекомендованных при предыдущем освидетельствовании:

существенно уменьшилось в 2019 году в сравнении с 2018 годом в отношении инвалидов старше 18 лет, однако в 2020 году увеличилось почти в 2 раза относительно ситуации 2019 года;

в отношении детей-инвалидов в динамике за 2018-2020 годы отмечается снижение количества информационных форм с 71 080 в 2018 году
до 58 582 в 2020 году.

Таким образом, в Российской Федерации продолжается работа по развитию качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, учитывающего особые образовательные потребности указанных категорий обучающихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...