Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми




Государственная семейная политика в Российской Федерации представляет собой систему задач и мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Принимались меры по совершенствованию законодательства в сфере опеки и попечительства, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе проживающих в замещающих семьях.

Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используемый для целей применения Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дополнен категорией «дети-сироты».

В целях реализации норм Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», как уже отмечалось ранее, приказом Минпросвещения России от 15 июня 2020 г. № 300 введен в действие новый порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Продолжена деятельность по реализации поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина от 3 сентября 2017 г. № Пр-1738 в части разработки межведомственной рабочей группой, сформированной на площадке Минпросвещения России с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и правозащитников, проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей».

Усилия государства в 2020 году были направлены на урегулирование проблем межведомственного механизма экстренного реагирования при выявлении фактов нахождения несовершеннолетних в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью, в рамках реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
Т. А. Голиковой от 10 декабря 2020 г. № ТГ-П8-16256.

Кроме того, данная проблематика прорабатывается на площадке созданной решением подкомитета по гражданскому праву и семейному праву Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 ноября 2020 года межведомственной рабочей группы с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях выработки консолидированной позиции по проекту федерального закона о поправках в Семейный кодекс Российской Федерации.

В 2020 году обновлено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Предусмотрено направление представительствами сведений о кандидатах в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также данных об иностранной организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, обеспечивает предоставление информации в Минпросвещения России. Увеличен срок действия рекомендательного письма компетентного органа государства, выдавшего лицензию (или другой документ) или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению до 3 лет.

Профилактика семейного неблагополучия, как один из основных факторов, способствующих повышению уровня защищенности детей, является ведущим приоритетным направлением деятельности МВД России и его территориальных органов.

По-прежнему более половины преступлений в отношении несовершеннолетних совершается их родителями или иными законными представителями (2020 г. – 52, 6%; 2019 г. – 55, 1%; 2018 г. – 54, 9%).

На фоне сокращения их количества (2020 г. – 47 514; 2019 г. – 54 720; 2018 г. – 52 780), в том числе особо тяжких (2020 г. – 956; 2019 г. – 957;
2018 г. – 1 012), средней тяжести (2020 г. – 274; 2019 г. – 327; 2018 г. – 261), небольшой тяжести (2020 г. – 45 850; 2019 г. – 53 015; 2018 г. – 51 122), возросло число тяжких преступлений (2020 г. – 434; 2019 г. – 421;
2018 г. – 385).

Положительная динамика зарегистрирована по преступлениям, совершенным опекунами (2020 г. – 40; 2019 г. – 43; 2018 г. – 36) и попечителями (2020 г. – 0; 2019 г. – 3; 2018 г. – 4).

В 2020 году потерпевшими признаны 94 881 несовершеннолетний (2019 г. – 107 571; 2018 г. – 106 779).

Удалось повысить безопасность наиболее незащищенных категорий детей, не допустив увеличения числа ставших жертвами преступлений детей- сирот (2020 г. – 304; 2019 г. – 360; 2018 г. – 222) и детей, оставшихся без попечения родителей (2020 г. – 3 105; 2019 г. – 3 847; 2018 г. – 3 563).

В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводится профилактическая работа в отношении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), не исполняющих обязанности по воспитанию детей. На конец 2020 года на учете в органах внутренних дел состояло 128 090 родителей или иных законных представителей несовершеннолетних данной категории (2019 г. – 127 004; 2018 г. – 127 850).

К административной ответственности в 2020 году привлечены 480 579 лиц (2019 г. – 488 939; 2018 г. – 507 620), в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию детей в соответствии с частью 1 статьи 5. 35 КоАП РФ – 438 494 лица(2019 г. – 436 005; 2018 г. – 454 635), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии с частью 2 статьи 6. 10 КоАП РФ – 568 (2019 г. – 539; 2018 г. – 507), за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака в соответствии с частью 2 статьи 6. 23
КоАП РФ – 260 (2019 г. – 247; 2018 г. – 242).

В отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в 2020 году возбуждено 1 288 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьей 156 УК РФ (2019 г. – 1 491 дело; 2018 г. – 1 579 дел).

Крайней мерой реагирования в случае злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей является лишение родительских прав. В 2020 году по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, родительских прав лишены 3 932 лица (2019 г. – 4 791; 2018 г. – 5 154).

Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К примеру, на протяжении более шести лет в Краснодарском крае реализуются постановления краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 24 октября 2014 г. № 3/8 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайного происшествия с несовершеннолетним» и от 24 октября 2014 г. № 3/9
«Об утверждении порядка по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края».

В целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями и заменяющими их лицами по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, организации обмена информацией, свидетельствующей о таких фактах, на территории Забайкальского края действует совместный приказ прокуратуры Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства здравоохранения, Министерства образования, науки и молодежной политики, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 19 декабря 2017 г. № 129/537/19/70/26/624/40/2090.

Работа с неблагополучными семьями в Калужской области организована в соответствии с утвержденным постановлением региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 6 июля 2018 г. № 9 Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с беспризорными, безнадзорными несовершеннолетними, а также несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В субъектах Российской Федерации накоплен опыт реализации инновационных социальных программ, направленных на организацию работы по своевременному выявлению семейного неблагополучия, в том числе на его ранних стадиях, установлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства.

Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом выработки эффективных способов решения проблемы семейного неблагополучия, а также социальной поддержки и улучшения положения детей.

Названные задачи эффективно реализуются в рамках областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016-2021 годы. К примеру, в 2020 году проведены областные мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей, ответственного родительства, в том числе фотоконкурс «В объективе – Семья», губернаторские елки для детей из многодетных, неполных, малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с общим охватом более
10 тыс. семей с несовершеннолетними детьми. Действуют областные семейные клубы: социально-реабилитационный клуб для семей с детьми-инвалидами «Шаг навстречу» и досугово-образовательный клуб для замещающих семей «Семья друзей», основной целью которых является привлечение детей и их родителей (законных представителей) к активному и равному участию в культурной жизни области, раскрытию творческого потенциала семьи, налаживанию детско-родительских отношений.

Кроме того, за счет средств областной программы 216 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также 2 семьям, в которых одновременно родились 3 детей, оказана адресная материальная помощь на сумму 18, 668 млн рублей.

В целях обеспечения семьям и детям Калужской области дифференцированной поддержки, доступности и качества социального обслуживания, повышения привлекательности имиджа семьи с детьми как показателя стабильности и успешности общества, формирования ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, института семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется государственная программа «Семья и дети Калужской области», объем финансирования которой на 2019-2024 годы составляет 18, 604 млрд рублей.

Большое внимание уделяется оздоровлению семей, лечению от алкогольной и наркотической зависимостей родителей, их социально-трудовой реабилитации в рамках мероприятия «Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». В 2020 году помощь оказана 583 гражданам.

В рамках подпрограммы «Профилактика и преодоление семейного и детского неблагополучия» государственной программы «Семья и дети Камчатки» реализуются мероприятия, направленные на модернизацию учреждений, работающих с семьями и подростками; разработку, апробацию и внедрение новых методов и технологий работы; организацию реабилитационного и содержательного досуга несовершеннолетних, вовлечение в общественно-полезную деятельность; информационное и методическое обеспечение социальных инноваций (обобщение и распространение опыта работы).

Мероприятия программы носят разноплановый характер и предусматривают проведение различных социальных конкурсов, антинаркотических и антиалкогольных массовых мероприятий и акций, обеспечение работы детского телефона доверия, издание и распространение справочно-информационных бюллетеней, памяток, брошюр, создание цикла теле- и радиопередач, изготовление и размещение социальной рекламы, оснащение организаций социального обслуживания оборудованием для организации досуга, укрепление материально-технической базы организаций, работающих с детьми. В 2020 году на реализацию программы израсходовано 6, 72 млн рублей.

Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при осуществлении деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отдельных регионах Российской Федерации сформированы соответствующие координирующие органы.

Положительно зарекомендовал себя многолетний опыт работы созданного Указом Губернатора Иркутской области от 14 июня 2011 г.
№ 153-уг Координационного совета при Губернаторе по вопросам профилактики социального сиротства, предотвращения жестокого обращения с детьми на территории региона. Деятельность Координационного совета по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей Курской области, а также созданных во всех муниципальных образованиях координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, позволяет обеспечить предоставление необходимой социальной помощи семьям и детям указанной категории, сопровождение семей до выхода из кризисной ситуации.

По сигналам о детском неблагополучии в 2020 году координационными советами индивидуальная профилактическая работа организована в отношении 2 878 таких семей, проведено более 6 тыс. профилактических бесед, оказано содействие в лечении от алкогольной зависимости 216 гражданам, трудоустроено 316 родителей, в защиту прав детей подано 104 иска в судебные органы, принято участие в более 3 тыс. судебных заседаниях по вопросам семьи и детей.

На основе межведомственного взаимодействия разрабатываются и реализуются комплексные планы мероприятий в данной области.

Эффективным механизмом оказания помощи детям и родителям, разрешения семейных конфликтов, экстренного реагирования на случаи насилия и жестокого обращения с детьми является созданный в 2010 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Единый общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122.

Так, в Астраханской области действующей на базе ГСКУ АО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток» службой «Детский телефон доверия» в 2020 году рассмотрено 5 200 обращений, в том числе связанных с нарушением прав детей (2019 г. – 8 543; 2018 г. – 14 517). В Брянской области в 2020 году на телефон доверия поступило 6, 5 тыс. обращений (2019 г. – 7 486; 2018 г. – 8 438), преобладающее большинство обратившихся – дети и подростки
(2020 г. – 3 257; 2019 г. – 3 559; 2018 г. – 5 082).

МВД России ежегодно организуется проведение в территориальных органах МВД России Общероссийской социальной акции «Полиция на страже детства», приуроченной к Международному дню детского телефона доверия, нацеленной на профилактику семейного неблагополучия, оказание помощи и поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Каждое поступившее на детский телефон доверия обращение принимается к рассмотрению. Обратившимся по телефону гражданам даются разъяснения по вопросам, касающимся правовых аспектов регулирования детско-родительских, семейных и иных отношений, в отдельных случаях - оказывается экстренная психологическая и другая помощь с привлечением компетентных специалистов субъектов системы профилактики.

Подразделениями по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области в 2020 году организована благотворительная акция «Вирус добра», направленная на сбор и доставку продуктов питания для детей из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Региональной общественной организацией по содействию в поиске пропавших детей и взрослых «ЯрСпас» создан оперативный штаб по координации помощи семьям с детьми, организована «горячая линия», на которую поступали обращения, нуждающихся в помощи, и тех, кто хочет помочь. Сотрудниками органов внутренних дел во взаимодействии с волонтерами «ЯрСпаса» сформированные продуктовые наборы адресно переданы в нуждающиеся семьи. Помощь оказана 553 семьям, воспитывающим 1 341 ребенка.

Успешному решению задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики с целью предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних способствует создание во многих субъектах Российской Федерации банка данных таких детей и семей (далее по тексту подраздела – банк данных).

Например, в Архангельской области Банк данных формируется на протяжении более 10 лет в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 7 декабря 2010 г. № 373-пп «Об утверждении Положения о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, и Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области».

Благодаря системной работе субъектов системы профилактики за последние три года сократилось количество выявленных семей, находящихся в социально опасном положении (2020 г. – 745; 2019 г. – 625; 2018 г. – 768), и фактов жестокого обращения с детьми (2020 г. – 38; 2019 г. – 60;
2018 г. – 37).

Наиболее эффективной формой реализации межведомственного взаимодействия в сфере защиты детей от насилия стало проведение совместных специализированных мероприятий.

Так, в Алтайском крае ежегодно проходят профилактические мероприятия, нацеленные на своевременное выявление детей, проживающих в неблагоприятных семейных условиях, попавших в трудную жизненную ситуацию. В октябре 2020 года в ходе межведомственной профилактической операции «Малыш» обследовано 3 694 семьи «группы риска», воспитывающих детей до 6 лет, выявлено и поставлено на учет 46 семей, находящихся в социально опасном положении, к административной ответственности, в том числе за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей привлечены 164 родителя, направлено на лечение к наркологу 156 родителей. В ходе проведения операции 2 828 семьям оказана адресная поддержка, включая обеспечение финансовой помощи на общую сумму 254, 1 тыс. рублей (115 семей), проведение консультаций (2 787 семей), выдачу продуктовых наборов (131 семья), одежды и обуви (273 семьи).

В Амурской области в целях предупреждения совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия, выявления родителей, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей, отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними, в ноябре 2020 года в детских учреждениях области организована целевая профилактическая операция «Нет насилию! », в рамках которой проведены анкетирование по выявлению фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, конкурс детских рисунков «Дети против жестокости», рейды, беседы, консультации с родителями «Как не стать жертвой преступления», «Насилие в семье: виды, формы, последствия», «Административная и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний в отношении несовершеннолетних».

В период проведения целевой профилактический операции «Нет насилию! » состоялась акция «Синяя лента», напоминающая взрослым о том, что детей нужно защищать и оберегать от любого посягательства на их жизнь и здоровье, проводится уже четвертый раз. В 2020 году ее участниками стали 910 человек, 496 из которых дети.

В Республике Коми с родителями из семей, в которых имели место факты насилия в отношении детей, на базе 22 учреждений социального обслуживания населения реализуется аудиовизуальная технология по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними «Детство без слез». Суть технологии заключается в создании и закреплении у родителей на эмоциональном уровне крайне негативного отношения к любым проявлениям физического или психологического насилия над детьми посредством аудиовоздействия. В 2020 году технология применялась в отношении 1 178 человек. Также в 9 социальных учреждениях продолжена реализация технологии «Ремень – брюкам, разговор – ребенку», направленная на предотвращение жестокого обращения с несовершеннолетними, оптимизацию детско-родительских отношений, комплексное сопровождение семей с детьми, пострадавшими от семейного насилия. В 2020 году ее участниками стали 326 несовершеннолетних и
86 родителей (законных представителей).

Для своевременного принятия мер реагирования по фактам неблагополучной обстановки в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, нарушения их прав и законных интересов в ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия органов внутренних дел с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения (женскими консультациями, детскими поликлиниками, травматологическими пунктами), образования, социальной защиты населения. Создаются межведомственные службы, способные в оперативном режиме оказать помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Например, в Липецкой области действуют «социальные патрули с участием представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, которые коллегиально посещают семьи с детьми, в том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Аналогичные службы экстренного реагирования функционируют в Республике Коми, Краснодарском, Хабаровском краях, Владимирской, Курганской, Омской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и во многих других субъектах Российской Федерации.

В ряде регионов Российской Федерации, в частности в Республике Алтай, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Владимирской, Томской областях, применяются технологии создания мобильных социальных служб «Мобильная лаборатория», «Социальный автобус», «Мобильный экспресс», «Игровой автобус – доступная помощь семье и детям», «Мобильная бригада», «Скорая социальная служба», нацеленных на обеспечение доступности социальных услуг в отдаленных населенных пунктах со слаборазвитой инфраструктурой и транспортным обеспечением, служба сопровождения семей, страдающих алкогольной зависимостью.

Во многих регионах Российской Федерации, например, Республике Татарстан, Камчатском крае, Брянской, Владимирской, Омской, Тюменской и Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется проект «Социальная участковая служба», который позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при выявлении семей на ранних стадиях неблагополучия, и осуществлять комплексный подход к оказанию семье помощи по выходу ее из трудной жизненной ситуации.

Например, в Новгородской области мобильной службой «Скорая семейная помощь» в 2020 году проведено 1 062 плановых выезда и 228 экстренных. Специалистами службы обследовано 1 648 семей, в которых проживает 3 509 детей.

В Алтайском крае в комплексном центре социального обслуживания населения города Бийска организована выездная мобильная группа детской правовой службы «Точка опоры», которая работает на территории шести районов (Быстроистокский, Зональный, Красногорский, Петропавловский, Солтонский и город Белокуриха).

В Астраханской области продолжилось развитие службы мобильных бригад с участием священнослужителей Ахтубинской, Астраханской и Камызякской Епархий. В 2020 году организовано 339 выездов, которыми охвачены 2 708 взрослых и 4 989 детей.

Важным направлением деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми является оказание помощи жертвам семейно-бытового насилия.

Например, в Красноярском крае для оказания помощи матерям с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию либо подвергшимся жестокому обращению в семье, на базе краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания «Центр семьи «Березовский», «Центр семьи «Шарыповский», «Центр семьи «Ачинский», «Красноярский центр социального обслуживания населения «Родник» функционируют социальные (кризисные) гостиницы на 70 мест. В течение 2020 года социальную помощь в кризисных гостиницах получили
75 несовершеннолетних, 91 женщина и 34 мужчины.

В г. Курске в действующей с 2011 года МБУСОН «Социальная гостиная для оказания помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», целью работы которой является предоставление возможности временного проживания женщинам с детьми, беременным женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, без средств к существованию, юным матерям с детьми и несовершеннолетним беременным, оказавшимся без попечения и средств к существованию. В 2020 году в указанной гостиной временно проживали 22 женщины с детьми, профилактической работой специалистов вне стационара охвачено 315 семей с детьми, из них 131 семья находится на постоянном патронаже, предоставлены консультации юриста – 1 306, психолога – 1 006.

Наряду с этим, на базе социальной гостиной свою деятельность осуществляет психологический женский клуб «Луч надежды». С января 2020 года реализуется проект «Семейная гостиная».

В 2020 году в Иркутской области в благотворительном фонде «Оберег» оборудованы 2 отделения временного проживания (пребывания) детей и женщин с детьми, пострадавших от насилия в семье или оказавшихся в социально-опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения. Проведено оснащение 2-х учреждений социального обслуживания оборудованием и мебелью для создания кризисных квартир для временного проживания (пребывания) детей и женщин с детьми, пострадавших от насилия в семье или оказавшихся в социально-опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения.

Решению задач по сохранению кровной семьи, профилактике социального сиротства способствует оказание медицинской помощи семьям, где родители страдают алкоголизмом и наркоманией.

Свою эффективность в социально-реабилитационном восстановлении зависимых от алкоголя пациентов в отдельных субъектах Российской Федерации показала программа «Точка трезвости».

В Вологодской области продолжена реализация начатой в сентябре 2019 года программы «Точка трезвости», направленной на реабилитацию лиц с алкогольной зависимостью. Целевой группой являются родители (матери), находящиеся на грани лишения родительских прав в связи с алкогольной зависимостью. Лечение проводится на базе двух областных наркологических диспансеров № 1 и № 2 курсами до полугода и включает в себя комплекс методик по психоэмоциальному воздействию и применение новейших фармакологических разработок. В настоящее время в этой программе участвуют 25 человек.

В областном наркологическом диспансере № 1 внедрена и успешно реализуется модель комплексной медико-психолого-социальной реабилитации родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами («НЕзависимый родитель»).

Министерством социальной защиты населения и Министерством здравоохранения Хабаровского края продолжена работа по выполнению плана совместных мероприятий по оказанию социально-медицинской помощи семьям с детьми, страдающим от алкогольной зависимости. За отчетный период помощь получили 450 человек. Дальнейшее сопровождения таких семей осуществляется специализированными службами, в которых действуют группы помощи и объединяющие родителей клубы по интересам.

В отдельных субъектах Российской Федерации (Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Чукотском автономном округе) особое внимание уделяется поддержке малоимущих граждан и семей, которая осуществляется посредством предоставления государственной социальной помощи на основании социальных контрактов.

Например, в Чукотском автономном округе с 2014 года реализуется пилотный проект, направленный на оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта в виде предоставления социального пособия (ежемесячного или единовременного) и социальных услуг на срок от трех месяцев до одного года. Ежемесячная помощь оказывается в размере 4 тыс. рублей, размер единовременного социального пособия семье определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом (до 50 тыс. рублей на семью).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...