Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав




Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), стала одним из самых серьезных вызовов за последнее время.

При этом ограничительные меры стимулировали распространение альтернативных форматов деятельности профильных специалистов. Так, распространение получили практика перевода в дистанционный формат подготовки и отбора кандидатов в приемные родители, организации знакомств и общения с воспитанниками; временного размещения воспитанников в семьях сотрудников учреждений, широкого круга родственников, волонтеров, а также в семьи граждан, стоящих на учете органов опеки и попечительства.

В целом пандемия и ввод ограничительных мер в очередной раз актуализировали важность межведомственного взаимодействия и активизации разнообразных ресурсов для поддержки семей, использования адресного и индивидуального подхода.

Минпросвещения России в течение 2020 года обеспечена деятельность субъектов Российской Федерации по проведению в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися, нацеленной на предупреждение аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних, формирование у них положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, осознанного поведения.

В адрес заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав направлены методические рекомендации по разработке межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних, в которых содержатся, в том числе предложения по определению целей, задач, исполнителей, а также содержания, объема и целевых показателей эффективности реализации указанной межведомственной программы.

Минпросвещения России в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Также разработана и размещена в открытом доступе памятка для родителей по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних «Памятка для родителей. Быть чуткими к подростку! Как предотвратить беду? ».

Как уже отмечалось ранее, в 2020 году во всех субъектах Российской Федерации была продолжена реализация межведомственных комплексов дополнительных мер, направленных на совершенствование эффективности работы организаций и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на 2018-2022 годы, основные мероприятия которых направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минпросвещения России, Минтрудом России, МВД России и Минздравом России направлено совместное письмо в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных на исключение необоснованной госпитализации несовершеннолетних перед их помещением в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В рамках реализации утвержденного 27 декабря 2019 года Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства на период до 2021 года, в целях дифференциации выявления причин социального сиротства обновлена форма федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приказ Росстата от 19 января 2021 г. № 7). Кроме того, осуществлена работа по составлению (формированию) распределенного реестра на базе портала Десятилетия детства Минпросвещения России и тиражированию управленческих и социальных практик с доказанной эффективностью, направленных на профилактику семейного неблагополучия.

В целях оказания помощи специалистам, работающим с семьями с детьми и занимающимся проблемой профилактики социального сиротства, Минпросвещения России разработана Технологическая карта по организации работы с родителями, лишенными родительских прав, а также ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах. Технологическая карта представляет собой примерный алгоритм мероприятий по реинтеграции ребенка в кровную семью, который предлагается использовать при организации работы, в том числе в случаях оставления родителями своего ребенка в родильном доме (отделении) либо иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или аналогичной организации, а также в случаях отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Технологическая карта направлена в субъекты Российской Федерации для дальнейшего руководства в работе.

Численность детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель, в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократилась на 15% и составила 18 622 человека. В 2020 году по сравнению с 2019 годом на 12% уменьшилась численность детей, у которых ограничены в правах оба родителя или единственный родитель (2020 г. – 7 728 человек; 2019 г. – 8 739 человек).

Также за 2020 год на 10% сократилась численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью, в порядке, предусмотренном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, и составила 1 772 человека.

Таким образом, учитывая положительную динамику, принимаемые Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры обеспечивают поэтапное решение задач по сохранению кровной семьи, а в случае, если это противоречит интересам ребенка, по устройству на воспитание в другую семью.

Благодаря принятым решениям, по итогам 2020 года количество случаев жестокого обращения с детьми-сиротами сократилось на 37% по сравнению с данными по итогам 2019 года (2020 г. – 44; 2019 г. – 70).

В 2020 году в Минпросвещения России создана межведомственная рабочая группа по разработке концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в состав которой вошли представители Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Минтруда России,
АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и некоммерческих организаций.

Разрабатываемой концепцией совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан предполагается, в том числе формирование единой терминологии с учетом международных стандартов и ратифицированных Российской Федерации международных конвенций в области защиты прав детей и семьи; проведение ревизии полномочий органов опеки и попечительства и их классификация; отграничение полномочия в сфере опеки и попечительства от иных полномочий в сфере защиты прав несовершеннолетних или касающихся реализации их прав, которые должны находиться в компетенции иных органов власти или организаций; исключение формирования хаотичного и постоянно расширяющегося перечня полномочий органов опеки и попечительства; расширение перечня полномочий, которые органы опеки и попечительства могут передавать уполномоченным организациям (образовательным, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги).

Кроме того, данная задача решается в ходе реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации, утвержденной Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России в 2020 году.

Реализация мероприятий данной «дорожной карты» позволит, в том числе:

наиболее эффективно обеспечивать выработку и реализацию единой государственной политики региона в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе помещенных под надзор организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечить управление всеми организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, через единый орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Реализация мероприятий указанной «дорожной карты» приведет к более эффективному управлению организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, последовательной реабилитационной работе с ребенком на разных этапах жизни, отсутствию необходимости перевода детей при достижении определенного возраста из одного учреждения в другое.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Одна из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объединение усилий по предупреждению противоправного и антиобщественного поведения несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому поведению, по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

По итогам 2020 года в Российской Федерации действует 2 836 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе 85 региональных и 2 751 – территориальная (2019 г. – 2 839 комиссий, в том числе 85 региональных, 2 754 территориальных (муниципальных);
2018 г. – 2 676 комиссий, в том числе 85 региональных, 2 591 территориальных (муниципальных)). Деятельность указанных комиссий обеспечивают 5 542 сотрудника, из них: в региональных комиссиях – 202 специалиста, в территориальных (муниципальных) – 5 340 (2019 г. – 5 320 сотрудников, из них в региональных комиссиях – 192; территориальных (муниципальных) – 5 128); 2018 г. – 5 236 сотрудников, из них в региональных комиссиях – 182; территориальных (муниципальных) – 5 054).

В 2020 году проведено 3 заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которых рассмотрены следующие вопросы:

о мерах по профилактике новых видов подростковой токсикомании
и формах предотвращения их распространения;

о принимаемых мерах для защиты прав несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных организациях;

о реализации комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних;

о совершенствовании законодательства Российской Федерации
по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, систематизации и консолидации нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере;

о совершенствовании деятельности органов и организаций
по предупреждению нарушения прав несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

о мерах по предупреждению распространения деструктивных движений и криминальных субкультур среди несовершеннолетних;

о результатах мониторинга практики организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам изучения межведомственными рабочими группами деятельности указанных комиссий и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

о результатах работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам 2020 года и плане
работы на 2021 год.

В целях совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 г. № 120 в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав внесены изменения, устанавливающие приоритет профилактической работы, конкретизированы требования к их составам, в том числе включение в состав комиссий должностных лиц органов (организаций), уполномоченных на принятие соответствующих решений.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав дополнено нормами по совершенствованию организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации в части обмена информацией при выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, а также конкретизации содержания такой работы, ведения учета несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах ведомственного учета.

В целях обеспечения возможностей приобретения новых компетенций ответственными секретарями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и специалистами, обеспечивающими деятельность указанных комиссий, Минпросвещения России совместно с ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при участии ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» организовано проведение двух обучающих вебинаров: по актуальным вопросам правоприменительной практики; а также по вопросам координации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, помещенными в специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых приняли участие 447 специалистов.

Ключевые проблемы и эффективные практики, способствующие обновлению формата превентивной деятельности комиссий с учетом рисков и вызовов современной среды, рассмотрены в рамках VII Всероссийского совещания на тему: «Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором приняли участие более 500 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Опыт профилактической деятельности был представлен Алтайским, Ставропольским и Красноярским краями, Иркутской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Свердловской, Тамбовской и Тульской областями, Ямало-Ненецким автономным округом,
г. Севастополем.

На дискуссионных площадках указанного совещания обсуждались пути реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; вопросы применения технологий проектной деятельности, предупреждения деструктивного поведения несовершеннолетних; формы организации межведомственного взаимодействия при формировании ведомственных «профилактических учетов» в современном контексте; опыт профилактической деятельности региональных отделений общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Деятельность по внедрению новых подходов в профилактическую деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав опирается на лучшие практики, сохранившие свою актуальность, традиции неравнодушного оперативного решения вопросов оказания помощи ребенку, преодоления неблагополучия семей, работы по предупреждаю асоциального поведения несовершеннолетних.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...