Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению. Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), стала одним из самых серьезных вызовов за последнее время. При этом ограничительные меры стимулировали распространение альтернативных форматов деятельности профильных специалистов. Так, распространение получили практика перевода в дистанционный формат подготовки и отбора кандидатов в приемные родители, организации знакомств и общения с воспитанниками; временного размещения воспитанников в семьях сотрудников учреждений, широкого круга родственников, волонтеров, а также в семьи граждан, стоящих на учете органов опеки и попечительства. В целом пандемия и ввод ограничительных мер в очередной раз актуализировали важность межведомственного взаимодействия и активизации разнообразных ресурсов для поддержки семей, использования адресного и индивидуального подхода.
Минпросвещения России в течение 2020 года обеспечена деятельность субъектов Российской Федерации по проведению в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися, нацеленной на предупреждение аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних, формирование у них положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, осознанного поведения. В адрес заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав направлены методические рекомендации по разработке межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних, в которых содержатся, в том числе предложения по определению целей, задач, исполнителей, а также содержания, объема и целевых показателей эффективности реализации указанной межведомственной программы. Минпросвещения России в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Также разработана и размещена в открытом доступе памятка для родителей по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних «Памятка для родителей. Быть чуткими к подростку! Как предотвратить беду? ». Как уже отмечалось ранее, в 2020 году во всех субъектах Российской Федерации была продолжена реализация межведомственных комплексов дополнительных мер, направленных на совершенствование эффективности работы организаций и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на 2018-2022 годы, основные мероприятия которых направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Минпросвещения России, Минтрудом России, МВД России и Минздравом России направлено совместное письмо в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных на исключение необоснованной госпитализации несовершеннолетних перед их помещением в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В рамках реализации утвержденного 27 декабря 2019 года Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства на период до 2021 года, в целях дифференциации выявления причин социального сиротства обновлена форма федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приказ Росстата от 19 января 2021 г. № 7). Кроме того, осуществлена работа по составлению (формированию) распределенного реестра на базе портала Десятилетия детства Минпросвещения России и тиражированию управленческих и социальных практик с доказанной эффективностью, направленных на профилактику семейного неблагополучия. В целях оказания помощи специалистам, работающим с семьями с детьми и занимающимся проблемой профилактики социального сиротства, Минпросвещения России разработана Технологическая карта по организации работы с родителями, лишенными родительских прав, а также ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах. Технологическая карта представляет собой примерный алгоритм мероприятий по реинтеграции ребенка в кровную семью, который предлагается использовать при организации работы, в том числе в случаях оставления родителями своего ребенка в родильном доме (отделении) либо иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или аналогичной организации, а также в случаях отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Технологическая карта направлена в субъекты Российской Федерации для дальнейшего руководства в работе.
Численность детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель, в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократилась на 15% и составила 18 622 человека. В 2020 году по сравнению с 2019 годом на 12% уменьшилась численность детей, у которых ограничены в правах оба родителя или единственный родитель (2020 г. – 7 728 человек; 2019 г. – 8 739 человек). Также за 2020 год на 10% сократилась численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью, в порядке, предусмотренном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, и составила 1 772 человека. Таким образом, учитывая положительную динамику, принимаемые Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры обеспечивают поэтапное решение задач по сохранению кровной семьи, а в случае, если это противоречит интересам ребенка, по устройству на воспитание в другую семью. Благодаря принятым решениям, по итогам 2020 года количество случаев жестокого обращения с детьми-сиротами сократилось на 37% по сравнению с данными по итогам 2019 года (2020 г. – 44; 2019 г. – 70). В 2020 году в Минпросвещения России создана межведомственная рабочая группа по разработке концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в состав которой вошли представители Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Минтруда России,
Разрабатываемой концепцией совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан предполагается, в том числе формирование единой терминологии с учетом международных стандартов и ратифицированных Российской Федерации международных конвенций в области защиты прав детей и семьи; проведение ревизии полномочий органов опеки и попечительства и их классификация; отграничение полномочия в сфере опеки и попечительства от иных полномочий в сфере защиты прав несовершеннолетних или касающихся реализации их прав, которые должны находиться в компетенции иных органов власти или организаций; исключение формирования хаотичного и постоянно расширяющегося перечня полномочий органов опеки и попечительства; расширение перечня полномочий, которые органы опеки и попечительства могут передавать уполномоченным организациям (образовательным, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги). Кроме того, данная задача решается в ходе реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации, утвержденной Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России в 2020 году. Реализация мероприятий данной «дорожной карты» позволит, в том числе: наиболее эффективно обеспечивать выработку и реализацию единой государственной политики региона в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе помещенных под надзор организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить управление всеми организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, через единый орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Реализация мероприятий указанной «дорожной карты» приведет к более эффективному управлению организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, последовательной реабилитационной работе с ребенком на разных этапах жизни, отсутствию необходимости перевода детей при достижении определенного возраста из одного учреждения в другое.
Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Одна из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объединение усилий по предупреждению противоправного и антиобщественного поведения несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому поведению, по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По итогам 2020 года в Российской Федерации действует 2 836 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе 85 региональных и 2 751 – территориальная (2019 г. – 2 839 комиссий, в том числе 85 региональных, 2 754 территориальных (муниципальных); В 2020 году проведено 3 заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которых рассмотрены следующие вопросы: о мерах по профилактике новых видов подростковой токсикомании о принимаемых мерах для защиты прав несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных организациях; о реализации комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних; о совершенствовании законодательства Российской Федерации о совершенствовании деятельности органов и организаций о мерах по предупреждению распространения деструктивных движений и криминальных субкультур среди несовершеннолетних; о результатах мониторинга практики организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам изучения межведомственными рабочими группами деятельности указанных комиссий и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; о результатах работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам 2020 года и плане В целях совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 г. № 120 в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав внесены изменения, устанавливающие приоритет профилактической работы, конкретизированы требования к их составам, в том числе включение в состав комиссий должностных лиц органов (организаций), уполномоченных на принятие соответствующих решений. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав дополнено нормами по совершенствованию организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации в части обмена информацией при выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, а также конкретизации содержания такой работы, ведения учета несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах ведомственного учета. В целях обеспечения возможностей приобретения новых компетенций ответственными секретарями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и специалистами, обеспечивающими деятельность указанных комиссий, Минпросвещения России совместно с ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при участии ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» организовано проведение двух обучающих вебинаров: по актуальным вопросам правоприменительной практики; а также по вопросам координации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, помещенными в специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых приняли участие 447 специалистов. Ключевые проблемы и эффективные практики, способствующие обновлению формата превентивной деятельности комиссий с учетом рисков и вызовов современной среды, рассмотрены в рамках VII Всероссийского совещания на тему: «Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором приняли участие более 500 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Опыт профилактической деятельности был представлен Алтайским, Ставропольским и Красноярским краями, Иркутской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Свердловской, Тамбовской и Тульской областями, Ямало-Ненецким автономным округом, На дискуссионных площадках указанного совещания обсуждались пути реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; вопросы применения технологий проектной деятельности, предупреждения деструктивного поведения несовершеннолетних; формы организации межведомственного взаимодействия при формировании ведомственных «профилактических учетов» в современном контексте; опыт профилактической деятельности региональных отделений общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Деятельность по внедрению новых подходов в профилактическую деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав опирается на лучшие практики, сохранившие свою актуальность, традиции неравнодушного оперативного решения вопросов оказания помощи ребенку, преодоления неблагополучия семей, работы по предупреждаю асоциального поведения несовершеннолетних.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|