Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних




11. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В целях обеспечения благополучного и защищенного детства, как одного из национальных приоритетов Российской Федерации, в рамках Десятилетия детства в 2020 году субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализован комплекс организационных, практических мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание дружественного к ребенку правосудия, улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ
«О молодежной политике в Российской Федерации», которым урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики в Российской Федерации, определены цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации. К молодежи, молодым гражданам отнесена социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих российское гражданство.

В целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработан и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р соответствующий план на 2021-2025 годы.

В 2020 году продолжена межведомственная работа по реформированию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 2020 году завершена реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р (далее – Концепция развития системы профилактики) совместно с планом мероприятий
на 2017-2020 годы по ее реализации, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, а также предусматривающей основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях создания условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Усилия государства были направлены на повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, актуализацию реализуемых механизмов в профилактической работе и выработку новых, а также реформирование действующей нормативной правовой базы.

Для дальнейшей реализации намеченных целей приняты меры по пролонгированию сроков реализации Концепции развития системы профилактики на период до 2025 года путем внесения соответствующих изменений в указанную Концепцию и утверждения плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее выполнению.

Протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2021 г. № 25 утвержден межведомственный комплекс дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы, направленный на устранение недостатков в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В рамках его реализации при участии заинтересованных ведомств подготовлены и направлены в регионы более 15 материалов рекомендательного, методического, информационно-справочного характера:

рекомендации, включающие алгоритмы действий для педагогов и родителей, обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет»;

рекомендации по организации работы классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике новых видов подростковой токсикомании и употребления никотинсодержащей продукции с учетом возможного обратного эффекта от превентивной деятельности в виде возникновения у ребенка нездорового интереса;

совместное методическое письмо Минпросвещения России, Минобрнауки России и МВД России об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска»;

методические рекомендации, подготовленные по итогам проведения анализа представленных сведений о положительном опыте деятельности региональных систем образования, обеспечивающих позитивное стимулирование образовательных организаций на проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися и их семьями и иные.

В целях совершенствования деятельности в сфере детства принимались меры по обеспечению повышения квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По инициативе Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам для консолидации действий, направленных на усиление адресной работы с несовершеннолетними, Минпросвещения России на базе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по программе, разработанной
АНО «Россия – страна возможностей», организован цикл семинаров-совещаний для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с общим охватом 700 человек из 30 субъектов Российской Федерации.

Сохраняют актуальность вопросы совершенствования информационной безопасности детей в целях минимизации рисков десоциализации, развития девиантного и противоправного поведения детей, включая применение насилия и проявление жестокости, совершение действий, представляющих угрозу жизни или здоровью, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид, иные виды противоправного поведения или преступлений.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 530-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена обязанность владельцев социальных сетей препятствовать распространению в социальных сетях информации в противоправных целях, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при распространении информации в социальных сетях, осуществлять мониторинг социальных сетей в целях выявления информации, запрещенной к распространению.

Владелец социальной сети должен разместить в социальной сети правила ее использования и обеспечивать рассмотрение обращений пользователей социальной сети в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

Кроме того, владельцу социальной сети предоставляется возможность обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для оценки соответствия выявленной в процессе осуществления мониторинга либо полученной в результате рассмотрения обращения информации требованиям законодательства Российской Федерации, в случае если владелец социальной сети не может самостоятельно дать такую оценку.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 511-Ф3 введена административная ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению, порядка удаления указанной информации.

Так, непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством, влечет по общему правилу наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на юридических лиц – от 800 тыс. до 4 млн рублей. Неудаление владельцем сайта (информационного ресурса) информации или интернет-страницы, если обязанность по удалению предусмотрена законодательством, влечет по общему правилу наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на юридических лиц – от 800 тыс. до 4 млн. рублей.

Непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступак информационному ресурсу или сайту, на которых размещена информация, содержащая призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, если обязанность по принятию указанных мер предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на должностных лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; на юридических лиц – от 3 млн до 8 млн рублей.

Неудаление владельцем сайта или информационного ресурса информации или интернет-страницы, содержащих призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на должностных лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; на юридических лиц – от 3 млн до 8 млн рублей.

Повышенная административная ответственность предусмотрена за повторное совершение указанных административных правонарушений.

С целью совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных устройств, прозу пирующих аэрозоль, пар или дым в целях их вдыхания пользователем, а также кальянов с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 303-Ф3 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В частности, действие Федерального закона от 23 февраля 2013 г.
№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» распространено на никотинсодержащую продукцию. Введены понятия «кальян», «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость», «пищевая никотинсодержащая продукция», «потребление никотинсодержащей продукции» и «устройства для потребления никотинсодержащей продукции».

Никотинсодержащей продукцией признаются изделия, не предназначенные для употребления в пинту, которые содержат никотин или его производные, включая соли никотина, и предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания (например, изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0, 1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья). К указанной продукции не относятся зарегистрированные медицинские изделия и лекарственные средства, пищевая продукция, содержащая никотин в натуральном виде, и табачные изделия. Запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов в помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.

Также предусматривается, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от рекламы никотинсодержащей продукции. К мероприятиям по охране здоровья обучающихся отнесены профилактика и запрещение потребления никотинсодержащей продукции.

Запрещается вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления никотинсодержащей продукции, продажа пищевой, жевательной, сосательной и нюхательной никотинсодержащей продукции, продажа несовершеннолетнему никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Соответствующие изменения внесены в статью 6. 23 (Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции), части 2 и 3 статьи 14. 53 (Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции) КоАП РФ.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, отнесена информация, способная вызвать у них желание употребить никотинсодержащую продукцию. Допускаемой к обороту информационной продукцией для детей от 12 лет может быть признана продукция, содержащая оправданное жанром или сюжетом эпизодическое упоминание (без демонстрации) никотинсодержащей продукции, если содержится указание на опасность ее потребления.

Кроме того, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 278-Ф3 ужесточена административная ответственность за продажу насвая, снюса и иной запрещенной никотинсодержащей продукции.

Так, оптовая или розничная продажа насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, а также табака сосательного (снюса) теперь влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 тыс. до 20 тыс. рублей (ранее – от 2 тыс. до 4 тыс. рублей); на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей
(ранее – от 7 тыс. до 12 тыс. рублей); на юридических лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей (ранее – от 40 тыс. до 60 тыс. рублей).

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов или устройств для потребления никотинсодержащей продукции теперь влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей (ранее – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей); на должностных лиц – от 40 тыс. до 70 тыс. рублей (ранее – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей); на юридических
лиц – от 150 тыс. до 300 тыс. рублей (ранее – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей).

Значительное внимание в прошедшем году уделено совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасности детей на дорогах.

В частности, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 1527 и от 26 октября 2020 г. № 1742 введены новые требования к организованной перевозке группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении. Уточняется, что уведомление об организованной перевозке группы детей в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту подается до начала первой из указанных в нем перевозок.

Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей, и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.

Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки, включающий в том числе:

детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);

сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;

медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.

Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список лиц, находящихся в автобусе.

Одним из требований к водителям автобусов является стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2-х лет.

В соответствии с приказом МВД России от 14 сентября 2020 г. № 642 сокращен срок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами. Уточняется, что при организованной перевозке группы детей одним или двумя автобусами уведомление подается не позднее
48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее
24 часов до начала перевозки в городском и пригородном сообщениях. Ранее уведомление подавалось не позднее 2-х дней до дня планируемой перевозки.

Уведомление в отношении нескольких планируемых организованных перевозок групп детей по одному и тому же маршруту подается не позднее 48 часов до начала первой перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала первой перевозки в городском и пригородном сообщениях.

Также расширяется перечень сведений, указываемых в уведомлении, в котором указываются:

время начала и окончания перевозки;

номер и дата регистрации лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами, наименование лицензирующего органа;

сведения о маршруте перевозки с указанием пункта отправления, промежуточных пунктов посадки (высадки) (если имеются) детей, работников и физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, пункта прибытия, а также мест остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха при многодневных поездках в междугородном сообщении;

сведения о стаже работы водителя в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца (ранее - не менее 1 года из последних 3 календарных лет).

Руководителем подразделения Госавтоинспекции в течение суток после получения уведомления организуется проверка у владельца автобуса или фрахтовщика действительности лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а также наличия сведений об автобусе в реестре лицензий на официальном сайте лицензирующего органа.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом, является поиск путей снижения уровня преступности среди молодежи и повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно статистическим сведениям МВД России, в течение последних 3-х лет подростковая преступность в Российской Федерация сократилась
с 43 553 в 2018 году до 37 771 в 2020 году.

В анализируемом периоде снизился удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общей структуре преступности (2020 г. – 3, 7%; 2019 г. – 3, 9%; 2018 г. – 4%).

Уменьшилось количество тяжких преступлений (2020 г. – 7 728;
2019 г. – 8 010; 2018 г. – 7 748), преступлений средней (2020 г. – 18 860;
2019 г. – 21 517; 2018 г. – 23 484) и небольшой (2020 г. – 9 114;
2019 г. – 9 918; 2018 г. – 10 353) тяжести. В то же время увеличилось число особо тяжких преступных деяний (2020 г. – 2 069; 2019 г. – 2 103;
2018 г. – 1 968).

В 2020 году участниками преступлений стали 33 575 подростков
(2019 г. – 37 953; 2018 г. – 40 860).

За последние три года среди несовершеннолетних, совершивших преступления, значительно снизилась доля учащихся образовательных организаций (2020 г. – 70, 2%; 2019 г. – 74%; 2018 г. – 73, 7%), уменьшился удельный вес подростков, не имеющих постоянного источника дохода
(2020 г. – 0, 6%; 2019 г. – 5%; 2018 г. – 6, 8%).

Сократилось число лиц, не достигших 18 лет, совершивших преступления в составе группы лиц (2020 г. – 659; 2019 г. – 795;
2018 г. – 824), группы лиц по предварительному сговору (2020 г. – 14 961; 2019 г. – 16 991; 2018 г. – 18 596), в составе организованной группы или преступного сообщества (2020 г. – 80; 2019 г. – 96; 2018 г. – 88).

Уменьшилось число подростков, которые в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного (2020 г. – 4 077;
2019 г. – 4 417; 2018 г. – 4 832), а также наркотического опьянения
(2020 г. – 91; 2019 г. – 98; 2018 г. – 164).

В целом по Российской Федерации сохраняется тенденция к снижению числа несовершеннолетних, имевших опыт преступной деятельности и вновь совершивших преступления (2020 г. – 8 643; 2019 г. – 9 357; 2018 г. – 10 035).

Органами внутренних дел совместно с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимаются меры по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, изъятию с улиц безнадзорных детей, их дальнейшему устройству в учреждения для детей, находящихся в социально опасном положении.

В 2020 году в органы внутренних дел доставлено 193 238 несовершеннолетних правонарушителей (2019 г. – 253 259 несовершеннолетних; 2018 г. – 276 811 несовершеннолетний), выявлено
37 907 безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства
(2019 г. – 52 891; 2018 г. – 53 527), из них 26 359 помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2019 г. – 34 809; 2018 г. – 36 032).

В целях предупреждения повторных правонарушений органами внутренних дел в прошедшем году на учет поставлено 129 006 подростков (2019 г. – 144 643; 2018 г. – 141 366).

Согласно статистическим сведениям МВД России, за последние 3 года уменьшилось количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (2020 г. – 90 374; 2019 г. – 99 382; 2018 г. – 96 150), в том числе против жизни и здоровья (2020 г. – 9 365; 2019 г. – 9 913;
2018 г. – 10 864), против собственности (2020 г. – 12 414; 2019 г. – 13 821; 2018 г. – 10 233).

В структуре зарегистрированных преступлений преобладают преступления небольшой тяжести (2020 г. – 66, 5%; 2019 г. – 69, 3%;
2018 г. – 71, 7%).

Наименьшая доля преступных деяний в отношении несовершеннолетних относится к категории тяжких (2020 г. – 6, 9%;
2019 г. – 6, 1%; 2018 г. – 6%).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...