Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних




 

 

2018 год

2019 год

2020 год

количество количество %, (+/-) количество %, (+/-)
Всего, в том числе: 96 150 99 382 +3, 4 90 374 -9, 1
особо тяжкие 8 526 8 830 +3, 6 9 463 +7, 2
тяжкие 5 743 6 095 +6, 1 6 228 +2, 2
средней тяжести 12 947 15 559 +20, 2 14 506 -6, 8
небольшой тяжести 68 933 68 898 -0, 1 60 079 -12, 8

 

За последние три года число детей, ставших жертвами преступлений, сократилось на 11, 1% (2020 г. – 94 881; 2019 г. – 107 571; 2018 г. – 106 779).

При этом ежегодно возрастает количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних
(2020 г. – 15 822; 2019 г. – 14 755; 2018 г. – 14 152) и пострадавших от них детей (2020 г. – 11 287; 2019 г. – 11 462; 2018 г. – 11 557).

Осуществляемый органами внутренних дел административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, совершившими наиболее общественно опасные деяния, является действенным инструментом предупреждения рецидивной преступности.

Ежегодно под административный надзор ставится свыше 2 тыс. лиц, освобожденных из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних (2020 г. – 2 291; 2019 г. – 2 311; 2018 г. – 2 487).

Более 90% из них осуждены за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних
(2020 г. – 2 056; 2019 г. – 2 004; 2018 г. – 2 260), а также против половой неприкосновенности не достигших четырнадцатилетнего возраста детей, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (2020 г. – 44; 2019 г. – 18; 2018 г. – 10).

Соответственно в последние три года возросло количество лиц названных категорий, состоящих под административным надзором
(2020 г. – 7 478; 2019 г. – 7 450; 2018 г. – 7 293).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации сформирована система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координирующим органом которой определены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. К решению проблем детства привлекаются общественные институты.

Например, в целях оказания содействия органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в обеспечении защиты прав и законных интересов детей и подростков в Чукотском автономном округе функционируют
27 общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которых входят главы администраций сельских поселений, представители образовательных, медицинских организаций, органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания, а также общественности.

Указанные комиссии помогают муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав округа в работе с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, своевременном выявлении и предупреждении семейного неблагополучия и социального сиротства, а также в проведении мероприятий профилактического характера.

Кроме того, на заседаниях общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся профилактические беседы с родителями, рассматриваются вопросы, связанные с противодействием негативным явлениям в подростковой среде, организацией досуга несовершеннолетних по месту жительства, осуществляются профилактические рейды и акции с участием сотрудников правоохранительных органов, в том числе по местам массового скопления молодежи, семьям, нуждающимся в помощи государства.

Основой организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, является реализация различных региональных программ, совместных комплексных планов, предусматривающих мероприятия по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

С целью комплексного подхода к координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современном обществе в отдельных субъектах Российской Федерации утверждены соответствующие региональные (целевые) программы (Республика Тыва, Чувашская Республика, Красноярский край и другие субъекты Российской Федерации).

В отдельных регионах Российской Федерации подпрограммы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» реализуются в рамках региональных государственных программ по профилактике преступности, правонарушений, в том числе терроризма, экстремизма и противодействия незаконному обороту наркотических средств, укреплению общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению благополучия населения
(Кабардино- Балкарская, Удмуртская и Чеченская республики, республики Адыгея, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайский, Красноярский края, Астраханская, Брянская, Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Саратовская, Тамбовская, Томская, Тюменская области, Еврейская автономная область и другие субъекты Российской Федерации);

региональных программ социального развития, социальной поддержки семей с детьми, социальной поддержки граждан, поддержки материнства и детства (Республики Коми, Северная Осетия-Алания, Пермский край, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Новосибирская, Ярославская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и другие субъекты Российской Федерации);

иных программ: государственных программ «Дети Кубани» (Краснодарский край), «Развитие образования» (Воронежская область), «Завтра начинается сегодня» (Курганская область), подпрограмм «Профилактика асоциального поведения в молодежной среде» и «Молодежь Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области» (Ленинградская область), целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016-2020 годы (Ярославская область).

В целях исполнения мероприятий, предусмотренных межведомственным комплексом мер, разработаны региональные межведомственные комплексы дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведены мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проанализирован опыт деятельности региональных систем образования, обеспечивающих позитивное стимулирование образовательных организаций на проведение индивидуальной профилактической работы и иное.

Минпросвещения России обобщена поступившая от субъектов Российской Федерации информация о принимаемых мерах по предупреждению деструктивных движений и криминальных субкультур среди несовершеннолетних.

Так, по сведениям, представленным субъектами Российской Федерации в большинстве регионов (78 регионов) мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, формированию ответственного поведения, чувства патриотизма, толерантного отношения к окружающим реализуются в рамках региональных программ, при этом в 10 субъектах Российской Федерации разработаны тематические программы (подпрограммы): «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае», «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в Чувашской Республике», «Профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма в Амурской области на 2014-2020 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма в Сахалинской области».

Организовано повышение профессионального уровня педагогических работников, работающих с детьми, информирование их о новых деструктивных проявлениях, актуальных рисках и угрозах субъектов Российской Федерации путем проведения курсов повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, включающие тематические блоки: «Технология дерадикализации и организация профилактической работы по предупреждению терроризма в образовательных организациях», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и стратегии работы с «трудными» детьми»; обучающих семинаров для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с привлечением узких специалистов, представителей правоохранительных органов, медицинских организаций, а также совещаний по вопросам профилактики «скулшутинга», экстремизма среди несовершеннолетних с участием руководителей, педагогических работников образовательных организаций, представителей антитеррористических комиссий, сотрудников правоохранительных органов.

В 69 субъектах Российской Федерации приняты дополнительные меры по разработке методических рекомендаций, буклетов, памяток, информационных материалов по предупреждению вовлечения детей в экстремистские группы, религиозные секты, например, «Обеспечение безопасности образовательных организаций в случаях возникновения кризисных ситуаций, связанных с вооруженными нападениями (скулшутингом)».

В целях выявления несовершеннолетних с пониженным иммунитетом к деструктивному воздействию, склонных к агрессии, аддикции, противоправному поведению, суицидальным проявлениям в регионах разрабатываются маркеры деструктивного поведения несовершеннолетних, проводится ежеквартальный анализ динамики показателей (Амурская область), проводятся социологические исследования вовлечения молодежи в деятельность организаций деструктивной направленности (Калужская область).

Для предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, в большинстве регионов подготовлены и реализуются межведомственные комплексные планы (комплексы мер) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, а также наркомании, алкоголизма, других форм аддиктивного поведения; защите прав несовершеннолетних, предупреждению жестокого обращения с детьми, предупреждению детского травматизма.

Особое внимание при разработке региональных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации уделялось межведомственному взаимодействию.

К примеру, в Алтайском крае в 2020 году утвержден Комплексный план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов развитию региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы, реализован Межведомственный план работы по профилактике антивитального поведения среди несовершеннолетних в Алтайском крае на 2019-2020 годы.

В целях формирования навыков самостоятельного проживания у воспитанников организаций для детей-сирот, создания условий для их успешной социальной адаптации утвержден Комплекс мер Иркутской области на 2020-2021 годы «Семейное будущее». Объем привлеченного в виде гранта финансирования из средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил 17 592, 3 тыс. рублей, из них в 2020 году освоено 6 761, 7 тыс. рублей.

К примеру, в рамках названного комплекса в 5 учреждениях социального обслуживания созданы консультативные пункты внедрения технологии наставничества над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в 3 учреждениях – технологии «Профессиональное кураторство над несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации», в 15 учреждениях – сформированы межведомственные мобильные выездные бригады.

Кроме того, 2 учреждения обеспечены мебелью, бытовой техникой, пастельными принадлежностями для открытия кризисных квартир для обеспечения временного проживания малообеспеченных семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в 3 учреждениях оборудованы группы дневного пребывания для детей из малоимущих семей, 8 учреждений оснащены оборудованием для создания различных мастерских (парикмахерская, вязальная, швейная, обувная).

Также в Благотворительном фонде «Оберег» созданы парикмахерская, маникюрная и педикюрная мастерские, на базе ОГБУДДО «Учебно­методический центр развития социального обслуживания» создан ресурсный центр, обеспечивающий формирование банков эффективных технологий оказания социальной помощи малоимущим семьям с детьми, тиражирование технологий.

Одной из эффективных форм такой работы является проведение специализированных мероприятий на федеральном («Дети России») и региональном уровнях («Несовершеннолетние», «Лидер», «Неформал», «Условник», «Повтор», «Беглец», «Подворотня», «Шанс», «Каникулы», «Ученик», «Забота», «Алкоголь», «АлкоСтоп», «Без наркотиков», «Притон», «Хмель», «Выбери жизнь без наркотиков», «Нет сигарете! Мы за здоровый образ жизни! », «Контакт», «Пульс», «Дети и правопорядок», «Правосознание», «Закон и порядок», «Жить по закону», «Территория безопасности», «Забота о будущем», «Сельский патруль», «Дети улиц», «Улица без нарушений», «Полицейский Дед Мороз», «Опека», «Встреча», «Территория безопасности», «День профилактики», «Наша жизнь – в наших руках! », «Неделя безопасного поведения детей в сети Интернет», «Отчим», «Подросток», «Жилой сектор», «Надзор», «Быт», «Подворье», «Семья», «Безнадзорные дети», «Насильник», «Жизнь без опасности», «Защита детства», «Ночной правопорядок», «Ночной патруль», «Вечерний город», «Детство без обид и унижений», «Остановим насилие против детей», «Помоги пойти учиться» и др. ).

Приоритетом профилактической деятельности является правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, предупреждение асоциальных явлений в среде обучающихся несовершеннолетних.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и в целях формирования единого пространства психологической поддержки во всех образовательных организациях Минпросвещения России в 2020 году разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, которые включают в себя описание целевых групп детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях реализуются программы адресной психологической помощи, открытый реестр рекомендуемых программ психологической помощи, открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в школе.

Согласно данным статистического наблюдения, за последние три года численность педагогов-психологов в системе общего образования увеличилась на 8, 6% (с 25 557 человек в 2018/19 учебном году до 27 965 человек в 2020/21 учебном году).

В целях оптимизации взаимодействия между Минпросвещения России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профессиональным сообществом педагогов-психологов, а также для формирования единого пространства психологического сопровождения в системе образования действует институт главных внештатных педагогов-психологов. Главные внештатные педагоги-психологи осуществляют свою деятельность в каждом субъекте Российской Федерации и в федеральных округах. Осуществляя, в том числе координирующую функцию, главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Российской Федерации способствуют формированию единого пространства психологического сопровождения обучающихся в региональном образовательном пространстве.

Минпросвещения России в 2019 году проведен анализ информации, представленной руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, о мероприятиях, направленных на просвещение родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах особенностей психофизического развития ребенка.

Представленные сведения свидетельствуют, что в каждом регионе регулярно проводятся мероприятия, адресованные родительской общественности: родительские собрания по темам профилактики зависимостей, деструктивного поведения детей, обеспечения информационной безопасности и формирования ответственного поведения в социальных сетях;

родительские форумы, клубы «Школа ответственного родителя»; образовательные форумы с возможностью консультирования родителей педагогами-психологами.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при участии центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, образовательных центров разработаны и направлены в образовательные организации информационные материалы (буклеты, памятки, видеоролики) для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам формирования конструктивных отношений с ребенком, профилактики отклоняющегося поведения.

Одной из первостепенных задач профилактики является создание благоприятных, гуманных условий для полноценного развития и социализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, в том числе детей и подростков с девиантным поведением, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы. Медиация и восстановительный подход являются действенным инструментом для решения задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и коррекции в работе с детьми и подростками.

В ряде субъектов Российской Федерации медиативные технологии эффективно применяются в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Например, сотрудниками ЦВСНП ГУ МВД России по Волгоградской области с 2016 года разработана и активно реализуется Программа челночной восстановительной медиации между несовершеннолетними правонарушителями и пострадавшими от их действий «Письмо обидчика пострадавшему о заглаживании вреда». Данная работа организована во взаимодействии с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в части рассмотрения письма обидчика к пострадавшему и получения ответа. Во всех случаях достигнуты положительные результаты.

Опыт по реализации профилактических возможностей центров с использованием медиативных технологий получил поддержку в Алтайском и Пермском краях, Липецкой области.

В субъектах Российской Федерации развиваются технологии создания дружественного к ребенку правосудия.

Так, в Архангельской области в соответствии с Соглашением о межведомственном сотрудничестве от 21 мая 2019 года осуществляется взаимодействие областного суда, региональных СУ СК России, УМВД России и УФСИН России.

Участники Соглашения в своей деятельности руководствуются рядом региональных нормативных актов: Порядком взаимодействия субъектов программы примирения по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, Регламентом взаимодействия субъектов программы примирения обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, Порядком взаимодействия субъектов программ примирения по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, Порядком взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях.

В 2020 году четырьмя учреждениями социального обслуживания Архангельской области и автономной некоммерческой организацией «Центр по работе с гражданами в сложной жизненной ситуации «Доверие» осуществлено досудебное, в период расследования уголовного дела, сопровождение 119 несовершеннолетних, преступивших закон (2019 г. – 179; 2018 г. – 125).

ГУ МВД России по г. Москве профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете в ИДИ, организована с привлечением специалистов отделения реинтеграции Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возрождение» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Центр «Возрождение» осуществляет индивидуальное психолого­педагогическое, социальное и правовое сопровождение подростков- правонарушителей, в ходе которого проводится:

полная диагностика личности несовершеннолетнего (психолого-медико-педагогический консилиум);

коррекция детско-родительских отношений (индивидуальные и семейные психологические консультации, проведение групповых лекций, индивидуальных бесед, психологических тренингов с родителями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью устранения факторов, им способствующих);

социально-педагогические занятия;

привлечение к участию в добровольческом движении путем реализации программ, направленных на развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания;

организация досуга, в том числе семейного (привлечение к социально- одобряемым формам досуга, возможность позитивной самореализации);

организация профессионального самоопределения (профориентационные тренинги) и занятости несовершеннолетних.

Кроме того, специалисты центра «Возрождение» привлекаются к работе с лицами, отбывающими наказание в Можайской воспитательной колонии, в контексте программы «Школа подготовки к освобождению». Работа по программе начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы. Специалисты дважды в месяц выезжают в колонию для проведения обучающих педагогических и психологических тренингов для воспитанников колонии, проводят индивидуальные беседы, направленные на подготовку к жизни в открытой среде. Работа ведется с семьями заключенных с привлечением местных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: и некоммерческих организаций.

Организовано постпенитенциарное сопровождение освобожденных из колоний. При этом в целях профилактики правонарушений и ресоциализации участников криминальных ситуаций на базе центра «Возрождение» функционирует Городская служба примирения, в состав которой входят ведущие специалисты восстановительных программ. В 2020 году социальную реабилитацию прошли 246 подростков.

Проекты комплексного индивидуального сопровождения, вступивших в конфликт с законом несовершеннолетних, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, эффективно реализуются и в Республике Алтай, Алтайском, Забайкальском, Пермском краях, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Липецкой, Тамбовской, Тюменской областях.

Например, на территории Пермского края подростку, освобожденному из воспитательной колонии, специалистами Центра социальной помощи семье и детям совместно с представителями заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом его интересов реализуется комплекс мер по трудовому и бытовому устройству, организации досуга, а также по восстановлению документов. Кроме того, на каждого такого несовершеннолетнего разрабатывается индивидуальная программа реабилитации с включением мероприятий по работе с подростком.

При организации досуга ранее судимых несовершеннолетних сотрудниками ЦДЛ основной акцент ставится на их вовлечение в занятия спортом, туризмом, физической культурой. Данная работа в крае проводится в рамках реализации проектов «Волшебный мяч», «Краски спорта», инициаторами которых выступает некоммерческая организация «Федерация мини-футбола Пермского края».

В Ивановской области с 1 июля 2020 года в рамках сотрудничества с Ивановским областным отделением общественной организации ветеранов органов внутренних дел России и внутренних войск России стартовал проект «Будь в форме», ставший победителем конкурса Президентских грантов.

Проект направлен на профилактику противоправного поведения, социализацию несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, путем привлечения их к занятиям физической культуры и спорту.

В 2020 году в мероприятиях задействовано 40 подучетных подростков, с которыми дважды в неделю организованы занятия в секциях «Футбол» и «Самбо».

Одной их эффективных форм профилактики повторных правонарушений и преступлений является развитие института наставничества в органах внутренних дел над несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в ПДН.

Так, в Свердловской области по итогам проведения семинара по вопросу «Формы и методы работы шефов-наставников» (22 ноября 2019 г. ) региональным ГУ МВД России разработана и направлена для внедрения в деятельность территориальных подразделений Инструкция по организации индивидуальной профилактической работы шефов-наставников.

В Инструкции изложены цели и задачи наставничества, направления и методы работы шефов, права и обязанности наставников, в том числе по организации свободного времени и досуга, развитию культурных и духовных ценностей, привлечению к занятию спортом, поддержанию связей с семьями подопечных.

Шефы назначаются из числа сотрудников и руководителей территориальных органов МВД России, способных своими деловыми качествами и личным примером оказать положительное влияние на подучетных подростков.

Наставники проводят с подростками индивидуальную профилактическую работу, направленную на формирование законопослушного поведения, создание позитивных жизненных установок, направленных на преодоление негативного отношения к окружающему миру и на осознанный отказ от собственных асоциальных проявлений.

Сотрудником полиции ОМВД России по г. Березовскому оказано содействие в трудоустройстве подшефного подростка, проживающего в малообеспеченной семье. В ОМВД России по Артинскому району наставником с целью организации досуговой занятости, развития увлечения подопечного резьбой по дереву приобретены набор специальных инструментов «Зубр» и настольная игра «Русь Великая».

Положительное влияние на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних оказывает взаимодействие ГУ МВД России по
г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области с городским Центром социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», который внедряет на территории северной столицы социальные проекты и программы в сфере профилактики асоциального поведения молодежи, проведению социально-воспитательной работы с несовершеннолетними, преступившими закон. В 2020 году проведено 579 совместных мероприятий. Каждый второй, состоящий на учете в полиции подросток (1 421 из 2 628), патронируется специалистами Центра, которыми оказывается юридическая, психологическая, социальная помощь, а также принимаются меры к трудоустройству несовершеннолетних.

МВД России совместно с общественными организациями, волонтерскими движениями, благотворительными фондами, научным сообществом проработан вопрос наращивания усилий по вовлечению несовершеннолетних в общественные объединения правоохранительной направленности, иные молодежные и детские объединения, в том числе Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

Развитие детских общественных объединений, в том числе правоохранительной направленности, является одной из перспективных форм предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, гражданского, патриотического и гуманитарного воспитания подрастающего поколения.

МВД России особое внимание уделяется популяризации движения правоохранительной направленности «Юный друг полиции» (далее – ЮДП), деятельность которого нацелена на профилактику правонарушений, повышение правосознания детей и подростков, развитие у них чувства социальной ответственности, а также на раннюю профессиональную ориентацию.

В марте 2020 года в территориальные органы МВД России направлен обзор об опыте регионов по организации данного детского движения и уже по итогам 2020 года в участие в ЮДП было вовлечено свыше 3, 3 тыс. несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Наиболее активно проведена работа в Республике Татарстан (301 несовершеннолетний), Вологодской (476 несовершеннолетних), Кемеровской (100 несовершеннолетних), Московской (690 несовершеннолетних), Ростовской (113 несовершеннолетних), Саратовской (275 несовершеннолетних) областях.

По инициативе УМВД России по Владимирской области мероприятия по созданию и функционированию детских отрядов правоохранительной направленности включены в межведомственный комплекс дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Томской области развиваются отряды правоохранительной направленности «Юный страж порядка», в работе которых принимают участие более 500 человек. Создание таких отрядов предусмотрено на базе общеобразовательных организаций области.

На текущий период отряды юных полицейских сформированы во всех субъектах Российской Федерации. Перспективным инструментом реализации стратегии воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей российского общества является РДШ.

Вовлечение детей в социальные практики, которые используются в работе РДШ, позволяет ребенку проявлять свою активность в положительном русле, тем самым предупреждая социально опасные формы поведения. Ресурсные центры РДШ созданы в большинстве регионов и данная площадка успешно используется территориальными органами МВД России. По итогам 2020 года ряды движения пополнились
3 682 несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел.

Большое внимание в работе РДШ уделяется военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданской ответственности школьников за судьбу страны, укреплению чувства сопричастности к великой истории Отечества, воспитанию гражданина России.

На территории Ленинградской области 93 школьных объединения входят в состав регионального отделения РДШ, участниками которого стали более 14, 5 тыс. школьников. Представители РДШ участвуют в добровольческой и экологической деятельности, в работе школьных музеев, краеведческих и поисковых мероприятиях, помогают в организации и проведении крупных международных событий.

Лидирующее положение по количеству вовлеченных в свои ряды подростков занимает Всероссийское военно-патриотическое детско-юношеское общественное движение «Юнармия», с которым МВД России в соответствии с протоколом об основных направлениях взаимодействия
от 28 декабря 2018 года налажено тесное сотрудничество.

В большинстве регионов территориальными органами МВД России проведена работа по заключению соглашений с местными штабами «Юнармии» о взаимодействии по организации совместных мероприятий в информационной, правовой, военно-патриотической, социальной и спортивной направленности для несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

По сведениям территориальных органов МВД России, за истекший год в юнармейское движение вовлечено свыше 12 тыс. (12 621 или 59, 6% от общего количества (21 167) вовлеченных в общественные объединения) подучетных подростков. Юнармейцы участвуют в социальных проектах, творческих фестивалях и конкурсах, экологических и гуманитарных акциях, туристических и краеведческих походах по историческим и памятным местам.

Так, отряды «Юнармии» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются активными участниками и организаторами мероприятий, посвященных Дням воинской славы и памятным датам. Подростки участвуют в акциях «Миллион добрых дел», «Помоги пойти учиться», «Письмо солдату», «Юнармеец – Спасатель».

В Свердловской области в ходе профилактического мероприятия «Комендантский патруль» юнармейцами на территории г. Алапаевска распространялись памятки «Комендантский час», «Личная безопасность», «Поведение на воде».

В Белгородской области участие в юнармейском движении 134 подучетных (15, 4% от общего числа состоящих на профучете), которое в регионе представлено 811 отрядами численностью 18 тыс. подростков, осуществляется посредством встреч сотрудников полиции и представителей «Юнармии» с родителями трудных подростков.

Положительно зарекомендовала себя практика организации военно- патриотической занятости подучетных подростков в летний период. Впервые летом 2019 года 713 несовершеннолетних приняли участие в летних юнармейских сменах, в 2020 году – 134 несовершеннолетних.

В фокусе пристального внимания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей.

В целях оказания правовой помощи несовершеннолетним и их родителям, обучения правилам безопасного поведения, профилактики дорожно-транспортного травматизма, негативного влияния информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте МВД России функционирует «Детская страница» – «Полиция – детям».

На сайте размещена информация о телефонах горячей линии и служб спасения, представлены такие рубрики, как «Памятки для детей», «Интерактивный проект от Госавтоинспекции», «Пятерка безопасности», «Не дай себя обмануть», «Делай безопасное селфи», «Энциклопедия для детей», «Безопасный Интернет детям», «Новостная рубрика «Правовая помощь детям», «Полицейская Азбука», «МВД России ВКонтакте: игровые приложения».

В рубрике «Правовая помощь детям» представлена новостная страница «Полиция на страже детства», где регулярно публикуются материалы о профилактических мероприятиях, проводимых сотрудниками органов внутренних дел в детских аудиториях.

Кроме того, для использования в практической деятельности сотрудников полиции предлагаются методические материалы для организации профилактической работы с несовершеннолетними (памятки, макеты).

В официальных аккаунтах МВД России в социальных медиа организовано размещение информационного контента (видеороликов, памяток, инфографических материалов), направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних, в том числе:

памятка, разъясняющая действия в случае пропажи человека, разработанная совместно с Национальным центром помощи пропавшим и пострадавшим детям;

профилактический видеоролик о правилах безопасного поведения в лесу; видеоролик-победитель конкурса социальной рекламы «Спасем жизнь вместе», предостерегающий детей и подростков от распространения наркотиков;

профилактический видеоролик о безопасности дорожного движения для детей в преддверии Дня знаний;

видеоролик с сотрудниками ПДН о важности внимания к детям; тематический имиджевый ролик для соцмедиа, подготовленный ко Дню защиты детей;

видеоролик о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и гибели детей на дорогах;

видеоролик по профилактике выпадения детей из окон, подготовленный совместно с телестудией «Петровка, 38».

Подобные стра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...