Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие на тему «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»




(с детьми 6 лет)

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством В. М. Кона­шевича; учить выделять средства выразительности, передающие ха­рактер героя; воспитывать интерес к творчеству художника.

Материал: книги А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями В. Конашевича, И. Бруни, Б. Дехтерева.

Предварительная работа. Чтение сказок А. С. Пушкина; организация выставки в книжном уголке на тему «Сказки А. С. Пушкина».


Ходзанятия

Воспитатель читает отрывки из «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», дети называют, из какого произведения тот или иной фрагмент.

Затем педагог показывает иллюстрации Конашевича, на кото­рых изображены царевна и царевна Лебедь (рис. 35). Спраши­вает, один ли автор у этих рисунков и как это доказать (на всех иллюстрациях изображения людей, складки одежды выполнены тон­кой линией).

После того как дети самостоятельно рассмотрят рисунки, воспитатель задает вопрос, знают ли они этого художника и как они догадались, что это иллюстрации Конашевича.

Рис. 35. В. Конашевич. «Сказка о царе Салтане... » А. Пушкина


Рис. 36. В. Конашевич. «Сказка о мертвой царевне... » А. Пушкина


Рис. 37. Б. Дехтерев. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина

Воспитатель предлагает детям назвать героев сказки, изобра­женных на рисунках. Помогает сравнить царевну и царевну Лебедь. Отмечает внешнее сходство и непохожесть характеров: молодая царевна — кроткая, во всем ее облике видятся нерешительность, застенчивость, а царевна Лебедь уверена в себе, смотрит смело и держится хозяйкой. Подчеркивает общую для обеих царевен чер­ту— доброту. Спрашивает, как она передана художником.

Сравнивая созданные художником образы носителей злых сил, педагог помогает детям понять, как В. М. Конашевич сумел выразить свое отношение к этим героям: у мачехи из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» злое выражение лица. Она не хочет верить в возвращение царевны. Когда царица увидела, что девушка жива и здорова, у нее перекосилось от злобы лицо (рис. 36). У персонажей другой сказки нет такой открытой злобы в глазах. Они боятся расплаты и просят, чтобы их простили. Они готовы валяться в ногах у тех, кому причинили зло, лишь бы их не наказали. Но их состояние объясняется тем, что сестры почув­ствовали, что сила на стороне добра в лице царевны Лебедь.

Далее педагог читает отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке». Показывает иллюстрации В. Конашевича, Б. Дехтерева, И. Бруни


Рис. 38. В. Конашевич. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина

Рис. 39. И. Бруни. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина




 


(фамилии художников Б. Дехтерева и И. Бруни не называются). Предлагает сравнить рисунки. Подводит детей к выводу, что образы старика у В. Конашевича и Б. Дехтерева внешне чем-то по­хожи.

Но у Дехтерева одежда у старика получше, борода и волосы в порядке (рис. 37), а у Конашевича старик выглядит более заброшенным и несчастным. Одежонка на нем еле держится (рис. 38).

А что на рисунках Бруни? Хорошо живет дед-рыбак: и одежда у него справная, и лапти на ногах; есть лодка, сети около дома навешаны. Прямо-таки зажиточный дед. Да и по лицу видно — не голодает (рис. 39). Поэтому даже удивительно, что у такого хо­зяина и избушка старая, и корыто разбитое. Воспитатель дает де­тям возможность самостоятельно поразмышлять и высказаться по поводу этих рисунков.

Очень важно, чтобы дети поняли, что у каждого художника свое видение, что в своих рисунках он выражает свои чувства, свое отношение к героям произведения. Поэтому и рисунки к одной и той же сказке (рассказу или др. ) получаются разными.

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстра­ции и рассказать, как они относятся к старику и старухе. Просит показать иллюстрации, которые им больше всего понравились, а также рисунки, которые, по их мнению, наиболее точно отражают содержание сказки Пушкина.

Заканчивая занятие, педагог спрашивает у детей, что нового они узнали о Конашевиче. Еще раз отмечает высокое мастерство ху­дожника. На конкретных примерах показывает, как метко изобра­жал Конашевич добро и зло, какие гуманистические мотивы свой­ственны его рисункам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...