Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Мастер светящихся акварелей




Литература

Горький М. Воробьишко. — Л., 1986.

Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М., 1983.

Маршак С. Детки в клетке. — Л., 1984.

Теремок. -Л., 1984.

Чарушин Е. Медвежата. — Л., 1975

Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха. — М., 1978.

Чарушин Е. Шутки- Л., 1984.


МАСТЕР СВЕТЯЩИХСЯ АКВАРЕЛЕЙ

Выбирая для ребенка книгу, мы всегда смотрим, какие в ней картинки. Что такое иллюстрация для малыша? Это особый мир, с помощью которого он познает окружающее, приобщается к изобра­зительному искусству. Иллюстрации должны быть понятны детям, будить в них любознательность, желание знать, о чем говорится в книге, рассказывать о прочитанном и вновь и вновь возвращаться к рисункам и тексту.

Чьи иллюстрации дети любят больше всего? Конечно же, ри­сунки Ю. А. Васнецова и В. В. Лебедева, Е. И. Чарушина и Е. М. Рачева. В одном ряду с именами этих художников стоит и имя Ю. Д. Коровина.

Чтобы понять художника, проникнуть в тайны его творчества, необходимо больше узнать о нем, о его творческом пути. К сожа­лению, литературы о Ювеналии Дмитриевиче Коровине очень мало. Из коротких журнальных статей, рецензий на его иллюстрации мы собрали для себя материал, который помог нам глубже понять и полюбить этого самобытного художника, всего себя отдававшего живописи, графике и книжной иллюстрации.

Какую бы книгу с рисунками Ю. Д. Коровина мы ни взяли, вез­де языком линий, красок живо, ярко, выразительно рассказывается о том, что волнует каждого ребенка.

Вот красочная, притягивающая к себе взгляд книга «Детям» В. Маяковского. Мы рассматриваем ее, любуемся иллюстрациями и не догадываемся, какие трудности испытывал, работая над ней, ху­дожник. «Ни одна книга не ставила мне столько загадок, как В. Маяковского «Детям». Никогда передо мной не вставал так ост­ро вопрос стиля» — так писал Ю. Д. Коровин, вспоминая этот период.

Открывая книгу, мы сразу же знакомимся с поэтом. «Это он написал для вас эти стихи», — как бы говорит художник.

А вот иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо? ». Дети подолгу рассматривают их. Ребенку близок и понятен образ главного героя, созданный художником.

А на этих страницах — рисунки к произведению «Что ни стра­ница, то слон, то львица». Художник так изобразил животных, что, когда мы закрываем книгу, у нас остается ощущение, что мы на самом деле побывали в зоопарке. Как выразительно, используя целую гамму цветов и оттенков, нарисовал Ювеналии Дмитриевич льва! Это действительно царь зверей. Некоторые дети даже боятся его. Так же рельефно, образно нарисовал художник других животных: ламу-дочку и ламу-маму, зебру, слонов, крокодила, верблюда, обезьяну, белочек. Сколько динамики в каждом рисунке! А какие характеры, позы, мимика!

В книгу В. Маяковского «Детям» входит и стихотворение «Конь-огонь». Через свои иллюстрации художник знакомит нас с маленьким героем, который мечтает о лошади—лихом кавалерий-


Рис. 23. Ю. Коровин. Стихотворение В. Маяковского «Конь-огонь»


Рис. 24. Ю. Коровин. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

ском скакуне. Много ярких цветов использует Коровин в этих ри­сунках, но основным является красный цвет, цвет огня. Фигуры очень динамичны — все герои показаны в движении (рис. 23). Осо­бенно любят рассматривать эти иллюстрации мальчики. Многие говорят, что тоже хотят быть кавалеристами.

А вот мы открываем страницы со стихотворением «Кем быть? », и перед нами появляются мальчик и его отец. Главный герой еще мал, он катается на деревянной лошадке, но уже задумывается над очень серьезным вопросом — «кем быть? ». И каждый ребенок узнает себя в образе этого малыша.

Художник вместе с писателем вводит нас в мир, принадлежа­щий людям разных профессий: столярам и плотникам, инженерам и слесарям, врачам и летчикам и др. Переворачивая страницы кни­ги, дети знакомятся с особенностями всех этих профессий. Люди, изображенные на рисунках, так увлечены своим делом, что у детей


сразу же возникает желание поскорее вырасти и трудиться так же радостно и творчески.

Одна книга, а заключен в ней целый мир. И помог открыть этот мир детям Ювеналий Дмитриевич Коровин!

Перед нами другая книга. Написал ее Г. Ладонщиков, а иллю­страции нарисовали Ю. Д. Коровин и В. Тарасенко. Называется эта книга «Цирк». Открыв ее, мы вместе с детьми попадаем в особую страну, где всегда захватывающе интересно, где нет груст­ных лиц, где царят улыбки и смех. Дети с увлечением рассматри­вают рисунки, а потом обязательно начинают играть в цирк. Кто-то становится зрителем, кто-то клоуном, кто-то жбнглером, кто-то фокусником. Ведь теперь даже тот, кто не был в настоя­щем цирке, знает о нем очень много благодаря рисункам худож­ников!

Очень интересно показал Коровин сказочный мир в иллюстра­циях к сказкам «Царевна-лягушка», «Терешечка», «Сестрица Але­нушка и братец Иванушка». Фантастическое и реальное здесь тесно переплетено. Очень волнуют детей иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенно силь­ное впечатление производит рисунок, на котором изображена Але­нушка, тонущая в болоте: голова девочки уже не видна и только поднятые над водой руки как бы взывают о помощи (рис. 24). Дети сочувствуют героям, хотят помочь им. После просмотра иллюстраций мы слышали такое высказывание ребенка: «Не плачь, Аленушка, я найду другой ручеек. Напою козленочка, и он станет мальчи­ком». Таким образом, работы художника формируют у детей не только эстетические, но и нравственные чувства.

В иллюстрациях к русской народной сказке «Царевна-лягушка» Коровин так выразительно передает мимику персонажей, что порою кажется, что они живые. Вот выткала Василиса ковер, да такой, что глаз не оторвешь (рис. 25). Удивлен царь, широко раскрыл глаза, смотрит не мигая. Вот Баба Яга лежит на печи, нес длинный, зубы в разные стороны торчат (рис. 26). Не боят­ся дети Бабу Ягу. Знают, что обязательно одолеет ее Иван-царевич.

«Терешечка» — очень добрая, лиричная сказка о чудесном прев­ращении деревянной колодки в мальчика. Художник создал такой милый, светлый образ героя, что у всех детей Терешечка вызывает симпатию, сочувствие. Изображая добро, художник использует яр­кие и пастельные акварели (рис. 27). Зло он рисует темными красками. Носительница зла — Баба Яга в этой сказке совсем другая — страшная, безобразная. И поэтому победа над ней кажет­ся детям еще дороже.

Своеобразно композиционное построение иллюстраций в этой книге. Вот Баба Яга как бы входит в иллюстрацию, а что будет дальше — секрет. Вот Терешечка выходит из иллюстрации, а что бу­дет дальше — тоже секрет. И откроется он тому, кто умеет вни­мательно слушать и смотреть.

Много интересных рисунков создал Ю. Д. Коровин к произведе-


Рис. 25. Ю. Коровин. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»


Рис. 26. Ю. Коровин. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

ниям С. Маршака. Художник проиллюстрировал стихотворения «Почта», «Мастер-ломастер», «Где тут Петя, где Сережа? », «Хоро­ший день», «Мяч» и др.

«Может, это непедагогично (это на первый взгляд), но для меня в произведении главный герой — автор. Литературные герои — только ответвление его души, ума, фантазии», — писал Ю. Д. Коро­вин. С этих позиций и надо подходить к его работам.

Рассматривая иллюстрации к произведению «Почта» (рис. 28), мы попадаем то в Москву, то в чопорную Англию, то в жаркую Бра­зилию. Мы мчимся на поезде, летим на самолете, плывем на паро­ходе и даже едем на оленях. А когда, проделав длинный интересный путь, снова возвращаемся в Москву, то радуемся вместе с Борисом Житковым, получившим это удивительное письмо. Художник изо-


бразил на конверте так много необычных почтовых марок, штемпе­лей, что при виде письма каждому ребенку хочется получить такое же. Рисунки в этой книге все яркие, красочные. В них много света, большое количество интересных деталей, которые помогают малышу лучше понять текст.

Рис. 27. Ю. Коровин. Русская народная сказка «Терешечка»


Иллюстрации к книге С. Маршака «Мастер-ломастер» открыва­ют перед нами мир большой дружной семьи: тут и бабушка, и де­душка, и сестры, и братья. Художник вводит и такие персонажи, которых нет у писателя. Вот, например, кошка. Мастер-ломастер так забивает гвозди, что животное убегает от него со всех ног (рис. 29). Коровин не следует за текстом буквально. Его


Рис. 28. Ю. Коровин. Стихотворение С. Маршака «Почта»

рисунки рассказывают о том, что было, и о том, что будет. Вот разведет мастер-ломастер самовар и начнет «чинить» велосипед. А может быть, будет строить для него гараж. Книга проиллюстри­рована художником с большим юмором. Он очень зорко вгляды­вается в героя, пытаясь найти в нем и хорошие качества. Мы понимаем, что мальчику стыдно из-за того, что у него ничего не получается.

На первой странице книги «Хороший день» мы видим большой красивый букет сирени, освещенный солнцем. И вот вместе с ху­дожником, поэтом и их героями мы отправляемся на прогулку по городу: едем в автобусе, в легковой автомашине, в метро, гуляем по улицам, стреляем в тире. Затем ходим по зоопарку. Вот очень серьезный, задумчивый слон. Обычно дети говорят, что слон хочет


Рис. 29. Ю. Коровин. Стихотворение С. Маршака «Мастер-ломастер»

есть: поест свеклу и повеселеет. При виде пони малыши начинают рассказывать, как они с родителями были в зоопарке и тоже ката­лись на пони. Прогулка понравилась герою произведения. Нравится она и детям.

Дошкольники очень любят рассматривать иллюстрации Ю. Д. Ко­ровина. Их привлекает необычность изображения. Акварели ху­дожника наполнены светом, как бы светятся изнутри. Детям нра­вится отыскивать в рисунках различные детали, составлять по иллюстрациям свои собственные рассказы, сказки, небылицы. По­знакомившись с рисунками Коровина к стихотворению С. Маршака «Мяч», дети тут же сочинили про то, как они будут капитанами и поплывут в дальние страны, а там встретят крылатых обезьян, которые унесут их на Луну, где их будет ждать Незнайка. Фан-


тазия детей безгранична. А будят эту фантазию рисунки Ю. Д. Ко-^ ровина.

На иллюстрациях к книге С. Михалкова «Дядя Степа» мы видим симпатичного, добродушного молодого человека, такого высокого, что он повсюду привлекает к себе внимание — и на улице, и на стадионе, и на маскараде.

Художник использует яркие, сочные краски, оживляя их темным карандашом. Как выразительно лицо героя! Вот он смущен, когда пожарные благодарят его за помощь. Перелистывая страницы книги, ребенок от рисунка к рисунку знакомится с все новыми эпи­зодами из жизни дяди Степы. Эту книгу дети могут смотреть бесконечно. Им очень нравится обаятельный образ дяди Степы, соз­данный Коровиным.

Много книг для детей проиллюстрировал этот замечательный художник. Выразительные средства в его рисунках очень разно­образны. Акварель сочетается с темной тушью или карандашом. Оригинальны и композиционные решения. Но самое главное в его работах — это игра света и цвета. Он сам писал о том, что ребенок инстинктивно тянется к цветному. Для малыша детская книжка — продолжение игрушек. Она — переход от игры к серьез­ному. Прекрасно зная психологию детей, Коровин создал иллюстра­ции, очень доступные малышам и в то же время пробуждающие в них любознательность.

Для того чтобы дошкольники поняли и полюбили произведения художника, потребовалась большая, кропотливая работа всего педагогического коллектива. Сначала мы подобрали иллюстрации. При этом старались выбирать рисунки большого формата, с четким изображением. Были у нас книги с иллюстрациями Коровина, из­данные в 50, 60, 70 и 80-х гг. Собрать книги нам помогли родители, которые затем безвозмездно подарили их детскому саду. Кроме того, мы обратились в городскую детскую библиотеку и попросили подобрать нам материалы о художниках-иллюстраторах, в частнос­ти о Ю. Д. Коровине. Далее мы разработали перспективный план ознакомления детей с творчеством Ю. Д. Коровина по возрастным группам.

В средней группе мы впервые познакомили детей с рисунками Ю. Д. Коровина во время чтения стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? ». Мы назвали фамилию художника, рассказали, что Коровин иллюстрировал и другие книги. Затем дети еще раз рассмотрели рисунки. При этом мы старались задавать такие вопросы, чтобы дошкольники не просто пересказывали содержание текста и рисунка, но и эмоционально откликались на события, поступки героев.

В дальнейшем в свободное от занятий время мы постоянно возвращались к этим иллюстрациям. Всматриваясь в уже знакомые рисунки, дети с интересом находили в них новые детали; очень быстро они запомнили фамилию художника.

Во время чтения произведения С. Михалкова «Дядя Степа» мы вновь рассматривали с детьми рисунки Ю. Д. Коровина. Дети


узнали манеру художника, вспомнили другую книгу с его иллюст­рациями. На занятии дошкольники с увлечением рассказывали ис­торию дяди Степы по картинкам в книге.

Вне занятий мы предлагали детям сравнивать рисунки Ю. Д. Коровина с работами Ю. А. Васнецова. Объясняли, что у этих мастеров разная художественная манера изображения живот­ных. У Коровина в книге «Что ни страница, то слон, то львица» животные реальные, такие, как в жизни, а у Васнецова все жи­вотные сказочные.

При заучивании стихотворения «Мяч» С. Маршака дети тоже с удовольствием рассматривали иллюстрации художника. Затем они придумывали сказку про кораблик, нарисованный в книге.

К концу года дошкольники уже хорошо узнавали иллюстрации Коровина.

В старшей группе знакомство детей с творчеством Ю. Д. Коро­вина продолжилось. При подготовке к занятию на тему «Почта» мы читали детям стихотворение С. Маршака «Почта» и демонстри­ровали иллюстрации Ю. Д. Коровина. Затем предлагали вспомнить, какие иллюстрации этого художника им уже знакомы. Если дети не справлялись с заданием, мы вновь показывали им иллюстрации.

После чтения детям русской народной сказки «Сестрица Але­нушка и братец Иванушка» мы также показывали детям иллюстра­ции Коровина.

В конце года, весной, мы организовали вечер досуга на тему «Цирк» по книге Г. Ладонщикова «Цирк», иллюстрированной ри­сунками Ю. Д. Коровина и В. Тарасенко. Приводим примерный конспект этого вечера досуга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...