Занятие на тему «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина»
(с детьми 5 лет) Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др. ), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным. Материал: портрет Е. И. Чарушина, книги Чарушина «Мед- Рис. 21. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Медвежата» вежата», «Воробьишко» (на каждого ребенка), эстампы «Медвежонок», «Лисенок», «Орленок» (у воспитателя). Предварительная работа. Чтение книг Е. И. Чарушина и рассматривание его рисунков. Ход занятия Воспитатель предлагает детям рассмотреть книги Е. И. Чарушина с его иллюстрациями. Спрашивает, кто автор текстов и рисунков. Затем демонстрирует портрет художника, рассказывает: «Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке. Там же прошло его детство. Мальчик очень любил животных, и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок. Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Женя мог часами наблюдать за их поведением, привычками. Все ему было в их жизни интересно. Вот и начал мальчик зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так появилось другое сильное увлечение — рисование. Когда Женя вырос, он выучился на художника и стал рисовать замечательные рисунки из жизни животных. Рисунки Чарушина не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери как живые». Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации из книги Е. И. Чарушина «Медвежата» (рис. 21). Вначале педагог показывает медвежат, которые изображены на обложке, говорит, что они ему очень нравятся: такие у зверят мягкие ушки, мохнатая шерстка,
Рис. 22. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Друзья» серьезные мордочки и толстые пятки; один малыш усердно сосет молоко из бутылочки. Педагог просит детей рассказать про второго медвежонка. Если возникает необходимость, помогает заметить, что малышу тоже хочется молочка, да никак не удается его получить. Поэтому медвежонок и тянется к своему товарищу, будто просит поделиться лакомством. Воспитатель спрашивает, какими средствами художник дает понять, что медвежата самые главные на этой картинке (Чарушин нарисовал медвежат крупно, во весь лист). Далее дети отвечают, на вопросы, понравились ли им медвежата и почему, хотели ли бы они поиграть со зверятами. Затем педагог просит рассказать, с помощью каких художественных средств автор рисунка предупреждает нас о том, что из этих хорошеньких медвежат вырастут хищные звери. Воспитатель показывает еще одну иллюстрацию из книги: медвежата разбирают трубу на крыше. Они полностью поглощены этим занятием: один малыш выламывает кирпичи и спускает их по крыше вниз, с наслаждением вслушиваясь в шум, который производит; другой помогает ему, высунув от старания язык. Дети рассказывают о зверятах, после чего воспитатель зачитывает соответствующие отрывки из книги. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Лисенок» (рис. 22). Спрашивает, нравится ли им этот малыш и почему, как чувствует себя лисенок в лесу и как об этом рассказывав^ художник. Затем дети дают описание лисенка. Воспитатель привлекает их Если дети затрудняются с ответом, воспитатель объясняет, что с помощью этой детали Чарушин подчеркивает, как неуютно и страшно лисенку одному в лесу.
Далее дети рассматривают картину «Олененок». Воспитатель просит сказать, что это за животное, и кратко описать, каким изобразил его художник. Дети рассказывают, что олененок совсем маленький, беспомощный и слабый, с трудом стоит на ногах. Они у него разъезжаются во все стороны. Педагог вызывает у детей желание помогать малышу, опекать его. Заканчивает занятие воспитатель рассказом о том, что художник-иллюстратор Е. И. Чарушин мечтал, чтобы все дети любили животных и заботились о них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|