Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!»




Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались! »

(с детьми 6 лет)

Цель: уточнить знания детей об изобразительных особенностях иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам; учить детей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией) пере­давать в рисунке образы птиц.


Рис. 62. Е. Рачев. Ненецкая народная сказка «Лисица, птичка и ворон»


Материал: гуашь, тонированная бумага.

Предварительная работа. Чтение сказки «Заяц-хваста», рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева, а также его рисунков к северным сказкам.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что художник Рачев очень много в своей жизни наблюдал за животными и птицами. И когда смот­рел, например, на ворону, то не просто видел ее внешний облик, а представлял, какой у нее характер. Затем педагог предлагает де­тям поиграть в игру «Сказка-то с хитринкой — на людей намека­ет». По условиям игры дети должны определить, чем животные или птицы, изображенные на иллюстрациях Рачева, напоминают ко­го-то из людей. Дети с интересом включаются в игру, рассказы­вают: «На рисунках к сказке «Заяц-хваста» ворона, сидящая на заборе, похожа на старушку: согнулась, о чем-то думает, не торо­пится улетать, как будто опасности не чувствует, а ведь собаки сзади. А на рисунке, где ворона зайца хвалит, говорит, что он «молодец, не хваста, а храбрец», ворона похожа на добрую бабуш­ку, которая довольна своим внуком, улыбается, гладит его по плечу».

Рассмотрев иллюстрации к сказке «Лисица, птичка и ворон» из выставки рисунков к северным сказкам, дети говорили: «Ворон здесь похож на человека, у которого что-то случилось: крылья в стороны отвел, хвост распушил, клюв раскрыл. «Беда! — кричит. — Беда! » (Рис. 62. )

Воспитатель цитирует: «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались! » Говорит, что теперь, после того как дети рассмотрели, как рисовал ворон художник Рачев, они будут сами рисовать этих птиц. Напо­минает, что изображение должно быть крупным.

Педагог прикалывает к доске большой лист бумаги, на котором нарисована ель, покрытая снегом. Дети рисуют.

В конце занятия воспитатель предлагает всем выбрать из гото­вых рисунков такие, где птицы больше всего похожи на тех, о кото­рых говорится в стихотворении. Располагает эти рисунки на боль­шом листе бумаги под изображением ели.

Литература

Панкина Э. 3. Русские художники детской книги. — М., 1963. Заяц-хваста. — М., 1987. Колобок, —М., 1987.

Рачев Е. М. Здравствуй, дедушка Медведь!: Подборка-выставка настенных картин «Северные сказки». — М., 1985.


ДЕТЯМ О ДЕТЯХ

Алексей Федорович Пахомов вошел в книжную графику с ил­люстрациями к произведениям В. Маяковского, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеевой и других писателей. Знакомые детям и любимые ими герои этих книжек по-новому раскрылись в рисунках А. Ф. Пахомова. Художник умело подчеркнул характеры персо­нажей, нашел новые черты в их облике.

Рисункам А. Ф. Пахомова не свойственны сказочность и деко­ративность. Все они выполнены в реалистической манере. Глав­ная их тема — жизнь детей. Герои иллюстраций А. Ф. Пахомова просты и естественны. Ребенок сочувствует им и старается подра­жать. Тонкое мастерство художника делает рисунки выразительны­ми, интересными ребенку.

Наши наблюдения за восприятием дошкольников показали, что иллюстрации Пахомова находят отклик в душе каждого ребенка, заставляют его радоваться, печалиться. Например, те рисунки в книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? », на которых показаны положительные поступки героев, вызывали у детей чувство удовлетворения, они радостно и доверчиво улыба­лись, кивали головами: «Правильно, и мы поступали бы так же... аккуратно относились бы к своим вещам... были бы вежливы... » И т. д. Когда им не нравились поступки героев, на их лицах мож­но было отметить выражение грусти, разочарования.

Ознакомление дошкольников с творчеством Пахомова начинает­ся со старшей группы. Однако уже в средней группе, читая детям «Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо? » В. Маяковского, мы показывали им иллюстрации Пахомова (не на­зывая художника) (рис. 63, 64, 65).

Несмотря на то что большинство иллюстраций Пахомова дано в черно-белом исполнении, они интересны ребенку благодаря их особой выразительности, близости героев по возрасту, поведению зрителю-малышу.

В старшей группе, прежде чем приступить к работе с детьми по рисункам Пахомова, мы задумались над тем, как заинтересовать их, вызвать желание ближе познакомиться с работами художника. Вначале мы поместили в книжный уголок две книги, знакомые де­тям по предыдущему году: «Что такое хорошо и что такое плохо? » В. Маяковского и «Мяч» С. Маршака. Прежде всего мы хотели выяснить, смогут ли дети по иллюстрациям восстановить в памяти содержание стихотворений или хотя бы охарактеризовать поведение героев. Дети заметили появление книг, начали их рассматривать. Сначала книгу «Что такое хорошо и что такое плохо? » взял один ребенок, но сейчас же к нему подошли и другие дети и начали бойко давать характеристики героям стихотворения. Чувствовалось, что не все хорошо помнят содержание, но тем не менее говорят уверенно. Тогда мы предложили всем вместе рассмотреть иллюстра­ции и обменяться впечатлениями. Вот примеры детских высказыва-


Рис. 63. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? »


ний: «Да, они загорают на речке. Погода солнечная, безоблачная. Настроение у них веселое, они улыбаются. Играют с детьми и мамы. Им хорошо отдыхать вместе»; «Сразу видно, что этот мальчик грязнуля. Лицо грязное. Вообще, он как неумытый поросенок. Я бы никогда не стала играть с таким мальчиком. В группе у нас таких нерях нет»; «Сразу видно, что мальчик трус, если он птицы испугался. Бедненький, он даже присел от страха и руками закры­вается. Даже слышно, как он кричит и охает. Вон рот широко от­крыл».

Затем мы прочитали книгу, и дети с удовольствием отметили, что дали героям правильные характеристики. Картинки дошколь­никам очень понравились, и на вопрос воспитателя, хотели ли бы они узнать, как жил и работал художник, они ответили утверди­тельно. Тогда мы показали портрет А. Ф. Пахомова и рассказали о его творчестве. В этой же группе было проведено еще одно заня­тие по ознакомлению дошкольников с творчеством Пахомова и не­сколько небольших бесед вне занятий.

В дальнейшем, помогая детям знакомиться с новыми иллюст­рациями, мы обращали их внимание на средства выразительности, использованные художником для более глубокой передачи образа. Мы увидели, что детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие таких художественных средств, как плавность и красо­та линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жесты. Дети отмечали в рисунках сочетание разнообразных материалов: карандаша и акварели, сангины, цветных карандашей и просто­го карандаша.

Мы старались дать детям представление о том, какую роль играет в рисунке свет. Мы объясняли, что белые и темные пятна в рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать покой, то или иное настроение. Например, когда у героя настрое­ние веселое, радостное, то лицо у него светлое, яркое, как будто освещенное солнцем, а когда настроение плохое, то лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое, невеселое, на нем больше темных пятен. Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, впечатление объемности фигуры, лица и т. д.

Художник очень точно передает в рисунках характер и поведе­ние героев. Вот внучка из книги «Бабушка, внучка да курочка»: бежит, коса по ветру развевается, ведра из стороны в сторону качаются. Кажется, шагнет за страницу, очутится рядом с нами и спросит: «Ну, а вы бы не испугались? » А вот и бабушка: на голове платочек повязан, волосы белые, как снег, лицо все в мор­щинах, и в каждой морщинке улыбка. Кажется, что она говорит детям: «Посмотрите на мою внучку, хоть и маленькая, а помощни­ца! » (рис. 66). Дети видят, как тяжело бабушке нести полные ведра. Даже приседает при ходьбе от тяжести. Так и хочется по­мочь ей. А про курочку один из детей сказал: «Курочка как живая. Так и хочется ее погладить» (рис. 67).

В иллюстрациях к рассказам В. Осеевой внимание детей при-


Рис. 64. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? »


Рис. 65. А. Пахоллов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? »

влекло то, что в этих героях они узнали себя и своих сверстников. Узнали свои занятия, настроение, отношения друг с другом и с окружающим миром, взглянули на все это как бы со стороны. Из высказываний детей было видно, кому бы они хотели подражать, а кому нет.

Всем очень понравился образ главного героя, созданный ху­дожником в рисунках к «Рассказу о неизвестном герое» С. Марша­ка. Благодаря рисункам дети наглядно убедились, что герой книги при всей его смелости и отваге прост, скромен ничем не выделяется из толпы. Таких, как он, можно встретить на улицах любого горо­да, поселка. Он внушает к себе симпатию и уважение.

В подготовительной к школе группе мы познакомили детей с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...