Занятия на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к книге С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Занятия на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к книге С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (с детьми 6 лет) Цель: продолжать знакомить детей с творчеством А. Ф. Пахомова; закреплять знания, полученные ими на предыдущих занятиях; познакомить с иллюстрациями к книге «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака; формировать представление о средствах художественной выразительности; дать представление о том, что А. Ф. Пахомов был не только художником-иллюстратором, но и скульптором, и познакомить с одной из его скульптурных работ. Материал: портрет художника, книга С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (на каждого ребенка) с иллюстрациями А. Ф. Пахомова; копия скульптуры «Юная балерина» или фотографии (открытки). Предварительная работа. Ознакомление детей с жизнью и деятельностью А. Ф. Пахомова, рассматривание книг с его иллюстрациями. Организация выставки книг в книжном уголке. Ход занятия Воспитатель показывает портрет: «Дети, вы уже знакомы с этим портретом? (Это Алексей Федорович Пахомов. ) Кто Алексей Федорович по профессии? Какие книги с его иллюстрациями вы уже Рис. 70. А. Пахомов. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака знаете? О чем мы думаем, когда рассматриваем иллюстрации? (О том, что произошло с героями книги, о том, что будет с ними дальше. ) А что помогает нам думать об этом? (Выражение лица героев, их позы, мимика. ) Сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями Пахомова к еще одной книге». Воспитатель читает отрывок из книги С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»: Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице... Опрашивает: «Догадались, из какой это книги? » Дети называют книгу.
Педагог открывает первую страницу, спрашивает, о чем рассказывает рисунок. Показывает следующую картинку: «Куда ехал этот гражданин? Какое у него сейчас настроение? » Открывает новую страницу: «О чем эта картинка? Как вы догадались, что здесь нарисован пожар? Правильно, потому что в окнах плещется огонь. Черными клубами вьется дым. Что же здесь самое главное? О чем нам хочет сказать художник этим рисунком? (О том, что случилось несчастье. ) Ребенок дома один. Он протягивает к нам руки, просит о помощи. Кто же первым поспешил девочке на помощь? Какую дорогу он выбрал? (Самую трудную — он идет по карнизу. ) Как художник дает нам понять, что парню очень трудно идти по карнизу? (Об этом свидетельствует поза героя. )» (Рис. 70. ) Педагог подчеркивает, что на иллюстрациях Пахомова люди как живые, они разговаривают, плачут, смеются, радуются. Вот к пожарным подошла женщина, видно, что она просит их о чем-то. Это мама девочки, она в отчаянии, умоляет: «Помогите, спасите мою дочку! » На другом рисунке показано, как рада женщина, увидев своего ребенка живым и невредимым, и как счастлива сама девочка. Воспитатель рассказывает, что Пахомов очень любил людей, был добр и внимателен к окружающим, принимал близко к сердцу все, что с ними происходило, и старался в образах героев книг воплотить образы знакомых, близких ему людей. Заключая беседу на тему иллюстраций к «Рассказу о неизвестном герое», воспитатель говорит, что они выполнены цветными карандашами и акварелью. Педагог откладывает книгу в сторону, предлагает детям сделать то же самое, а затем послушать, что он еще расскажет об А. Ф. Пахомове: «Пахомов был не только художником, но и скульптором. Скульптура создается так. Вначале делается рисунок. Затем художник лепит по этому рисунку из глины фигуру человека, животного. Дело это очень непростое. Рисунок мы видим только с одной стороны, а скульптуру — со всех сторон, и надо сделать так, чтобы отовсюду она выглядела интересной и выразительной. Пер-
выми скульптурными работами Пахомова были фигурки детей, и среди них — скульптура «Юная балерина». Позднее эта фигурка была выполнена из фарфора на фарфоровом заводе». Воспитатель предлагает детям рассмотреть копию скульптуры или фотографии (открытки), на которых она показана в разных ракурсах. Затем спрашивает, кто изображен на скульптуре и как дети догадались, что это балерина (такие тапочки, туфли, платье бывают только у балерины). Обращает внимание детей на легкость и красоту созданного образа, пластичность, выразительность и изящество позы юной балерины. В конце занятия воспитатель спрашивает, что нового дети узнали о творчестве Алексея Федоровича Пахомова. Занятие на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова и Ю. Д. Коровина к стихотворению В. Маяковского «Кем быть? » (с детьми 6 лет) Цель: продолжать знакомить детей'с творчеством А. Ф. Пахомова; учить эмоционально откликаться на художественный образ; закреплять представление о средствах художественной выразительности в иллюстрациях к детским книгам; научить сравнивать творческую манеру двух разных художников; побуждать использовать содержание иллюстраций к книге «Кем быть? » в играх. Материал: книга «Кем быть? » В. Маяковского в разных изданиях — с иллюстрациями Пахомова и Коровина. Предварительная работа. Чтение книги В.. Маяковского «Кем быть? ». Ход занятия Воспитатель показывает книгу «Кем быть? » с иллюстрациями Пахомова, спрашивает, знаком ли детям этот художник. Подтверждает, что это издание оформлял Пахомов, подчеркивает, что его рисунки очень выразительны. Предлагает детям рассмотреть все иллюстрации, задает вопросы: — Кто нарисован на картинке? — Кем хочет быть мальчик, когда вырастет? — Почему вы считаете, что мальчику нравятся все профессии? Коровина (дети уже знакомы с работами этого художника). Предлагает рассмотреть иллюстрации, задает вопросы: — О каких профессиях вы узнали из этих рисунков? — Хотели ли бы вы быть похожими на героев этой книги?
— Дети, вы видите, что иллюстрации к одному и тому же про При сравнении образов, созданных художниками, педагог подчеркивает, что на рисунках Коровина все герои взрослые люди: . 121 пилоты, врачи, инженеры и т. д. На иллюстрациях Пахомова изображен маленький ребенок, который играет в любимую игру. Он еще мал и точно не знает, кем ему быть. Поэтому он попеременно воображает себя то строителем, то летчиком и т. д. А помогает ему в этом мама. Воспитатель обращает внимание детей на то, что мама у мальчика добрая и ласковая. Она очень любит своего сына, рада, что у него такая интересная игра, и принимает в ней участие. Затем воспитатель помогает детям заметить, что рисунки Коровина цветные, выполнены акварелью, а Пахомова — черно-белые, выполнены карандашом. Подчеркивает, как ярко обоими художниками переданы позы, движения, жесты, мимика. Обращает внимание детей на сходство и различие колорита в работах художников. После занятия воспитатель выставляет книги в книжном уголке. Предлагает всем, кто захочет, поиграть в игру по мотивам книги «Кем быть? » (игра-драматизация или сюжетно-ролевая игра). Литература Машафонов В. С. Алексей Федорович Пахомов. — М., 1981. Маршак С. Рассказ о неизвестном'герое. — М., 1978. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. — М., 1982. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1965. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1963. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1977. Маяковский В. Кем быть? —- М., 1953; М., 1963. Маяковский В. Песня-молния. — М, 1982. Осеева В. Волшебное слово. — М., 1982. Осеева В. До первого дождя. — М., 1968. Пахомов А. Про свою работу в детской книге. — М., 1982. Развитие книжной графики для детской книги // Графики. — 1973. — № 6, 8. Толстой Л. Н. Рассказы из азбуки. — М., 1970; М., 1971. Толстой А. Детство Никиты. — М., 1970.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|