Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к книге С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»




Занятия на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к книге С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

(с детьми 6 лет)

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством А. Ф. Па­хомова; закреплять знания, полученные ими на предыдущих заня­тиях; познакомить с иллюстрациями к книге «Рассказ о неизвест­ном герое» С. Маршака; формировать представление о средствах художественной выразительности; дать представление о том, что А. Ф. Пахомов был не только художником-иллюстратором, но и скульптором, и познакомить с одной из его скульптурных работ.

Материал: портрет художника, книга С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (на каждого ребенка) с иллюстрациями А. Ф. Пахомова; копия скульптуры «Юная балерина» или фото­графии (открытки).

Предварительная работа. Ознакомление детей с жизнью и деятельностью А. Ф. Пахомова, рассматривание книг с его иллюстрациями. Организация выставки книг в книжном уголке.

Ход занятия

Воспитатель показывает портрет: «Дети, вы уже знакомы с этим портретом? (Это Алексей Федорович Пахомов. ) Кто Алексей Фе­дорович по профессии? Какие книги с его иллюстрациями вы уже


Рис. 70. А. Пахомов. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака


знаете? О чем мы думаем, когда рассматриваем иллюстрации? (О том, что произошло с героями книги, о том, что будет с ними дальше. ) А что помогает нам думать об этом? (Выражение лица героев, их позы, мимика. ) Сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями Пахомова к еще одной книге».

Воспитатель читает отрывок из книги С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»:

Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице...

Опрашивает: «Догадались, из какой это книги? » Дети называют книгу.

Педагог открывает первую страницу, спрашивает, о чем рас­сказывает рисунок. Показывает следующую картинку: «Куда ехал этот гражданин? Какое у него сейчас настроение? » Открывает но­вую страницу: «О чем эта картинка? Как вы догадались, что здесь нарисован пожар? Правильно, потому что в окнах плещется огонь. Черными клубами вьется дым. Что же здесь самое главное? О чем нам хочет сказать художник этим рисунком? (О том, что случилось несчастье. ) Ребенок дома один. Он протягивает к нам руки, просит о помощи. Кто же первым поспешил девочке на помощь? Какую дорогу он выбрал? (Самую трудную — он идет по карнизу. ) Как художник дает нам понять, что парню очень трудно идти по карни­зу? (Об этом свидетельствует поза героя. )» (Рис. 70. )

Педагог подчеркивает, что на иллюстрациях Пахомова люди как живые, они разговаривают, плачут, смеются, радуются. Вот к пожарным подошла женщина, видно, что она просит их о чем-то. Это мама девочки, она в отчаянии, умоляет: «Помогите, спасите мою дочку! » На другом рисунке показано, как рада женщина, уви­дев своего ребенка живым и невредимым, и как счастлива сама девочка.

Воспитатель рассказывает, что Пахомов очень любил людей, был добр и внимателен к окружающим, принимал близко к сердцу все, что с ними происходило, и старался в образах героев книг воплотить образы знакомых, близких ему людей.

Заключая беседу на тему иллюстраций к «Рассказу о неизвест­ном герое», воспитатель говорит, что они выполнены цветными ка­рандашами и акварелью.

Педагог откладывает книгу в сторону, предлагает детям сделать то же самое, а затем послушать, что он еще расскажет об А. Ф. Пахомове: «Пахомов был не только художником, но и скульп­тором. Скульптура создается так. Вначале делается рисунок. За­тем художник лепит по этому рисунку из глины фигуру человека, животного. Дело это очень непростое. Рисунок мы видим только с одной стороны, а скульптуру — со всех сторон, и надо сделать так, чтобы отовсюду она выглядела интересной и выразительной. Пер-


выми скульптурными работами Пахомова были фигурки детей, и среди них — скульптура «Юная балерина». Позднее эта фигурка была выполнена из фарфора на фарфоровом заводе».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть копию скульптуры или фотографии (открытки), на которых она показана в разных ракурсах. Затем спрашивает, кто изображен на скульптуре и как дети догадались, что это балерина (такие тапочки, туфли, платье бывают только у балерины). Обращает внимание детей на легкость и красоту созданного образа, пластичность, выразительность и изя­щество позы юной балерины.

В конце занятия воспитатель спрашивает, что нового дети узна­ли о творчестве Алексея Федоровича Пахомова.

Занятие на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова и Ю. Д. Коровина к стихотворению В. Маяковского «Кем быть? »

(с детьми 6 лет)

Цель: продолжать знакомить детей'с творчеством А. Ф. Пахо­мова; учить эмоционально откликаться на художественный образ; закреплять представление о средствах художественной выразитель­ности в иллюстрациях к детским книгам; научить сравнивать твор­ческую манеру двух разных художников; побуждать использовать содержание иллюстраций к книге «Кем быть? » в играх.

Материал: книга «Кем быть? » В. Маяковского в разных изданиях — с иллюстрациями Пахомова и Коровина.

Предварительная работа. Чтение книги В.. Маяковского «Кем быть? ».

Ход занятия

Воспитатель показывает книгу «Кем быть? » с иллюстрациями Пахомова, спрашивает, знаком ли детям этот художник. Подтверж­дает, что это издание оформлял Пахомов, подчеркивает, что его рисунки очень выразительны. Предлагает детям рассмотреть все иллюстрации, задает вопросы:

— Кто нарисован на картинке?

— Кем хочет быть мальчик, когда вырастет?

— Почему вы считаете, что мальчику нравятся все профессии?
Далее педагог показывает другое издание книги с рисунками.

Коровина (дети уже знакомы с работами этого художника). Пред­лагает рассмотреть иллюстрации, задает вопросы:

— О каких профессиях вы узнали из этих рисунков?

—  Хотели ли бы вы быть похожими на героев этой книги?
После того как дошкольники рассмотрят иллюстрации, воспи­
татель предлагает сравнить рисунки обоих художников:

— Дети, вы видите, что иллюстрации к одному и тому же про­
изведению нарисовали два разных художника. Чем похожи рисунки
в обеих книгах?

При сравнении образов, созданных художниками, педагог подчеркивает, что на рисунках Коровина все герои взрослые люди:

. 121


пилоты, врачи, инженеры и т. д. На иллюстрациях Пахомова изображен маленький ребенок, который играет в любимую игру. Он еще мал и точно не знает, кем ему быть. Поэтому он поперемен­но воображает себя то строителем, то летчиком и т. д. А помогает ему в этом мама.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мама у маль­чика добрая и ласковая. Она очень любит своего сына, рада, что у него такая интересная игра, и принимает в ней участие.

Затем воспитатель помогает детям заметить, что рисунки Коро­вина цветные, выполнены акварелью, а Пахомова — черно-белые, выполнены карандашом. Подчеркивает, как ярко обоими художни­ками переданы позы, движения, жесты, мимика. Обращает внима­ние детей на сходство и различие колорита в работах художни­ков.

После занятия воспитатель выставляет книги в книжном уголке. Предлагает всем, кто захочет, поиграть в игру по мотивам книги «Кем быть? » (игра-драматизация или сюжетно-ролевая игра).

Литература

Машафонов В. С. Алексей Федорович Пахомов. — М., 1981.

Маршак С. Рассказ о неизвестном'герое. — М., 1978.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. — М., 1982.

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1965.

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1963.

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1977.

Маяковский В. Кем быть? —- М., 1953; М., 1963.

Маяковский В. Песня-молния. — М, 1982.

Осеева В. Волшебное слово. — М., 1982.

Осеева В. До первого дождя. — М., 1968.

Пахомов А. Про свою работу в детской книге. — М., 1982.

Развитие книжной графики для детской  книги // Графики. — 1973. — № 6, 8.

Толстой Л. Н. Рассказы из азбуки. — М., 1970; М., 1971.

Толстой А. Детство Никиты. — М., 1970.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...