Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




Авторы надеются, что, прочитав эту книгу, вы получили представ­ление о том, как можно осуществлять работу по знакомству де­тей с творчеством художников-иллюстраторов.

Отдавая на суд читателей свой опыт работы, авторы не претен­дуют на его универсальность и распространение, условно говоря, в «чистом» виде.

За каждым опытом работы всегда стоит личность педагога с определенным уровнем профессионального мастерства, индивиду­альными интересами и симпатиями к тому или иному художнику.

Задача читателя состоит в том, чтобы, познакомившись с нашим опытом, не следовать ему буквально, а применять творчески, значи­тельно обогащая и углубляя.

В нашей книге представлен опыт работы по знакомству детей с очень небольшой группой художников, иллюстрации которых яв­ляются классикой детской книги.

Однако приобщение детей к искусству иллюстрации не может быть ограничено творчеством классиков и должно иметь широкий диапазон. Важно, чтобы каждый воспитатель придерживался этого принципа и знакомил детей не только с творчеством выдающихся, признанных мастеров книжной графики, но и с работами наших та­лантливых современников.

В этой связи нельзя не назвать имя одного из самых популяр­ных и любимых детьми художников — Владимира Григорьевича Сутеева. Следует подчеркнуть, что Владимир Григорьевич не толь­ко иллюстрирует книги для детей, но и выступает в них как автор текста.

С иллюстрациями этого замечательного художника родители и воспитатели начинают знакомить ребенка очень рано. Милые, за­бавные зверюшки — персонажи книг В. Сутеева — кажутся ребенку живыми, настоящими, и малыш играет с ними, кормит, гладит.

Кроме таких прекрасных и нужных детям иллюстрации В. Су­теева, нашими художниками создано очень много интересных ра­бот. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить до­школьников с как можно более широким кругом мастеров-иллю­страторов, научить любить и понимать искусство книжной графики.

Так, незабываемым для многих детей может оказаться зна­комство с творчеством Владимира Алексеевича Милашевского.

Иллюстрации этого художника к сказкам А. Пушкина, П. Ер­шова волновали еще бабушек и дедушек сегодняшних малышей. Но за прошедшие годы рисунки В. Милашевского не утратили своего очарования и продолжают нести в себе тот волнующий волшеб­ный мир, который так неободим для ребенка-дошкольника в наш рациональный прагматический век.

Пятнадцать лет назад в детскую книгу пришли художники О. Кондакова, А. Кошкин, Г. Спирин и другие. В их лице детская литература обрела не только талантливых художников, но и добрых воспитателей души и вкуса ребенка.


Творчество Ольги Кондаковой отличают обращение к реалисти­ческому наследию классического русского и западного искусства, любовь и уважение к детям.

Создавая иллюстрации к сборнику сказок братьев Гримм «Золо­той гусь», О. Кондакова позаботилась даже о том, чтобы, сидя рядом со взрослым и слушая сказку, ребенок мог рассматривать удивительные миниатюры, которые художница расположила по пе­риметру книжной страницы.

В своей заботе о ребенке О. Кондакова как бы преподает урок и взрослым, подсказывая, что читать детям книгу можно, со­брав их вокруг себя в тесный уютный кружок. Это поможет создать теплую, доверительную атмосферу, облегчающую для малышей проникновение в мир литературных героев. Тогда и восприятие иллюстраций будет совсем иным. Ведь именно книжная графика дает ребенку глубоко интимное, индивидуальное соприкосновение с художественным образом, вызывает в нем такие чувства, какие он не испытывает при знакомстве с другими видами искусства.

К сожалению, в настоящее время работа по знакомству детей с искусством книжной графики нередко еще рассматривается как сумма методических приемов, а не как сложный творческий про­цесс, для полноценного осуществления которого необходимы не только специальные формы организации обучения, специфические методы и приемы, но и воспитание чувств, повышение культурного уровня самого воспитателя.

Художник В. Милашевский писал: «Обладать техникой, тонко воспринимающей радиоволны искусства, предполагает или особый строй души, или тренировку, навыки, упражнения в этом вос­приятии. И это трудно и долго, а для некоторых и безнадеж­но» (Милашевский В. Вчера, позавчера: Воспоминания художни­ка. —М., 1989. —С. 313).

Очевидно, что, для того чтобы полноценно работать с детьми, каждому педагогу необходимо постоянно изучать не только мето­дическую, но и специальную, искусствоведческую литературу.

Работы известного искусствоведа Э. 3. Панкиной долгое время являлись почти единственными трудами в области исследования искусства детской книги'.

Однако за последнее время появилось много новых и интересных работ, которые могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

В первую очередь к ним следует отнести антологию рассказов, статей, заметок мастеров детской книги «Художники детской книги о себе и своем искусстве» (М., 1987).

Подобное издание в нашей стране вышло впервые. Читая эту книгу, каждый воспитатель не только приоткроет для себя многие профессиональные тайны творчества художников-иллюстраторов, но и познакомится с принципами, лежащими в основе их работы.

1 См.: Ганкина Э.   3. Русские художники детской книги. — М., 1963; Панки­на Э. 3. Художник в современной детской книге: Очерки. — М., 1977


Большой интерес для педагогов представляет сборник статей и публикаций «Иллюстрация» (М., 1988). Ценность этого сборника состоит в том, что он знакомит читателя с работами, представ­ленными на XVI выставке московских художников, рассказывает о разных направлениях в их работе. Читатель как бы привлека­ется к участию в ярком, остром, захватывающем разговоре об иллюстрации. Свою точку зрения на искусство оформления книги высказывают известные художники, писатели, искусствоведы.

Особый интерес для всех, кто работает с детьми дошкольного возраста, представляет серия книг, которую начало выпускать издательство «Советский художник».

Открыла эту серию книга «Художник Лев Токмаков» (сост. Н. А. Завадская), выпущенная в свет в 1989 г. В этом ярком кра­сочном издании представлены выступления в печати известного иллюстратора детской книги Л. А. Токмакова, его работы; в моно­графической статье рассказывается о творчестве художника.

Знакомство с вышеназванной книгой не только способствует более глубокому пониманию характерных особенностей творчества Л. Токмакова — одного из лучших мастеров детской книги, но и положительно влияет на «строй души» педагога, помогает ему по­стичь сложный духовный мир ребенка.

Надо полагать, что издательство «Советский художник» продол­жит выпуск этой серии, которая так необходима дошкольным учреждениям нашей страны.

Вместе с тем авторы надеются, что и сегодня многие воспита­тели, заинтересовавшись искусством книжной иллюстрации, смогут творчески использовать уже изданную литературу (в том числе и нашу книгу), с тем чтобы обогатить свои знания в области искус­ства книжной графики и в значительной мере поднять уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...