Примерные конспекты занятии. Занятие на тему «иллюстрации художника А. Ф. Пахомова к книгам В. Осеевой»
ИЗ
Рис. 66. А. Пахомов. Русская народная Рис. 67. А. Пахомов. Русская народная сказка «Бабушка, внучка, да курочка» сказка «Бабушка, внучка, да курочка» иллюстрациями Пахомова к рассказам «Шли по лесу», «Таня знала буквы» Л. Толстого, главе «Желтухин» из повести «Детство Никиты» А. Толстого. Творческая манера художника уже была знакома дошкольникам, поэтому они безошибочно называли автора рисунков. Многие уже могли охарактеризовать рисунки и сравнить их с работами других художников. Например, мы предложили детям сравнить иллюстрации А. Ф. Пахомова к произведениям С. Маршака «Мяч» и В. Маяковского «Кем быть? » с иллюстрациями Ю. Д. Коровина и сказать, чьи рисунки им нравятся больше. Иллюстрации Пахомова к книге «Мяч» цветные, выполнены способом литографии (способ печати, при котором оттиски с плоской, нерельефной печатной основы переносятся под давлением на бумагу; рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литографским карандашом и перед печатью подвергается химической обработке, покрывается водой и краской), а рисунки Коровина черно-белые. И наоборот, рисунки Пахомова к книге «Кем быть? » черно-белые, а рисунки Коровина выполнены акварелью. Вначале иллюстрации обоих художников воспринимались детьми одинаково, потому что ребенок видел один и тот же сюжет и одного и того же героя. В процессе дальнейшего рассматривания выяснилось, что большее предпочтение дети отдают ярким, цветным' иллюстрациям. Детьми было подмечено, что у Пахомова иллюстрации выполнены в сложной технике, а у Коровина проще. Некоторые даже говорили: «Подумаешь, черточки и штрихи! Я тоже так сумею! » Мы объяснили, что за простотой изображения кроется сложная, кропотливая работа. И мастерство художника состоит в том, чтобы с помощью пятна, штриха добиться выразительности. В очередном разговоре с детьми мы рассказали им о том, что
художник Пахомов был еще и скульптором (конспект этого занятия прилагается). После знакомства с иллюстрациями Пахомова к книге «Кем быть? » (рис. 68) дети начали играть по стихотворению. Они быстро сориентировались в подборе атрибутов, и игра прошла в интересной форме. Благодаря иллюстрациям для детей более четко обозначились особенности той или иной профессии. Сравнение иллюстраций помогло им увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные эпизоды из жизни героев. Вышеназванные и другие работы этого художника к детским книгам способствовали развитию детского воображения, игры, творческих способностей. Дошкольники самостоятельно стали играть в такие игры, как «Кто нарисовал этот портрет? », «Найди такую же картинку», «Кто художник этой книги? ». В уголке самостоятельной художественной деятельности дети с удовольствием рисовали, лепили полюбившихся им персонажей.
Результаты нашей работы показали, что рисунки А. Ф. Пахомова увлекают детей жизненностью и выразительностью. Работы художника без всяких поучений, живо и наглядно доносят до ребенка образы героев, учат его добру. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ Занятие на тему «Иллюстрации художника А. Ф. Пахомова к книгам В. Осеевой» (с детьми 5 лет) Цель: познакомить детей с творчеством А. Ф. Пахомова; продолжать воспитывать умение понимать содержание книжной иллюстрации, замечать выразительность рисунков, выполненных карандашом; воспитывать уважение к труду художника. Материал: книги В. Осеевой «Плохо», «Почему? » с иллюстрациями А. Ф. Пахомова.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книгах В. Осеевой. Ход занятия Воспитатель спрашивает, любят ли дети книги. Показывает иллюстрации к книге «Почему? ». Предлагает вспомнить название рассказа. Задает ряд вопросов: «Посмотрите на этот рисунок и скажите, кто из изображенных здесь персонажей главный? Кто был у мальчика? Как вы думаете, настоящим другом был мальчик своему Буму? Почему вы так думаете? » И т. д. Затем воспитатель предлагает детям подумать и сказать, удалось ли художнику передать характер мальчика таким, каким они себе его представляют. Показывая следующую иллюстрацию, педагог спрашивает, можно ли узнать по ней, какое настроение у мальчика. Говорит, что мальчик веселый, радостный, потому что у него есть хороший четвероногий друг, который не только не дает его в обиду, но и развлекает, играет с ним. Спрашивает, хорошо ли иметь такого друга, у кого из детей он есть. Показывая следующую иллюстрацию, воспитатель обращает внимание детей на то, как изменилось настроение мальчика, когда он предал друга. Рис. 69. А. Пахомов. Рассказ В. Осеевой «Плохо» 116 — Как можно догадаться о том, что он очень переживает — А как вы думаете, почему так тяжело, когда потеряешь вер Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации Пахо-мова к еще одному рассказу В. Осеевой — «Плохо» (рис. 69). От- мечает, какую точную характеристику жестокого поведения героев дал художник в своих рисунках. Мальчики стоят и смотрят, как собака нападает на котенка, и никто из них не хочет помочь малышу. Котенок маленький, беззащитный, он прижался к забору, подбирается ближе к мальчикам, словно ищет у них защиты. Далее проводится беседа. — Дети, как вы думаете, почему мальчики не заступятся за ко — А может быть, они действительно сами испугались собаки? — Нет, им не страшно, потому что они стоят спокойно и лица — Если бы им было страшно, они бы убежали. — Им просто интересно, кто кого победит. — Нет, им не страшно. Вон как улыбаются, просто не хотят
— А как бы поступили вы, оказавшись на месте этих мальчи В процессе беседы воспитатель старается, чтобы на его вопросы ответило как можно больше детей, чтобы они смогли глубже почувствовать, что происходит с героями книги. В конце занятия воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, с какой выразительностью передает художник образы героев. После занятия книги помещают в книжном уголке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|