Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Действующие формы межхозяйственных расчетов.




Формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по инкассо, по аккредитивам, чеками. Расчетный документ представляет собой распоряжение, оформленное в виде документа на бумажном или электронном носителе: плательщика произвести платеж суммы получателю средств; получателя средство на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств. Расчетные документы: платежное поручение, требование, аккредитив, чеки, инкассовые поручения.

Расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему банку, оформленное расчетным документов перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

 

 
 

 


8 2

 

 

7 4

 

 

1. отгрузка продукции

2. предоставление платежного поручения

3. передача документов на ВЦ для отражение операции

4. оформление документов и сдача их в РКЦ

5. списание средств с кор.счета

6. зачисление средств на кор.счет

7. передача выписки с кор.счета

8. зачисление средств на расчетный счет.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент в праве привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо с использованием платежных требований.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование получателя средств по основному договор к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.

 

 

Поставщик (получатель платежа)

 

12 2 4

 

 

10 7

 

кредитовое авизо

1. отгрузка продукции

2. выписка платежного требования и предъявления его в банк на инкассо

3. пересылка платежного требования в банк плательщика

4. помещение документа в картотеку и передача последнего экземпляра платежного требования плательщику для акцепта

5. незявление плательщиком отказа от акцепта в установленный срок.

6. оплата платежного требования

7. изъятие документа из картотеки

8. списание средств с кор.счета и отсылка кредитового авизо в РКЦ

9. зачисление средств на кор.счет банка плательщика

10. передача выписки с кор.счета банка поставщика

11. зачисление средств на счет поставщика

12. передача выписки с расчетного счета поставщика о зачисление средств по платежному требованию.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемой банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести также платежи.

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиками.

Непокрытый аккредитив- это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк.

Безотзывный, который может быть измене или отменен только с согласия получателя средств.

 

Поставщик (получатель платежа)
9

8 10 14 1

7 12

6 3

1. оформленный Блан аккредитива

2. учет открываемого аккредитива в банке-эмитенте, передача документов на ВЦ для перехода денег в исполняющий банк

3. оформление документов, прошедших через ВЦ и передача их в РКЦ

4. оформление кредитового авизо и отсылка его с бланком аккредитива адрес РКЦ

5. зачисление средств на кор.счет исполняющего банка

6. передача документов в исполняющий банк

7. бронирование средств на отдельном счете для расчетов с поставщиком

8. уведомление поставщика об открытии в его адрес аккредитива

9. отгрузка товара покупателю

10. передача реестра счетов, транспортных и других документов, подтверждающих отгрузку товаров

11. зачисление средств на счет поставщика

12. пересылка реестров с приложением счетов-фактур и отгрузочных документов в банк-эмитент

13. расход внебалансового счета

14. передача реестра, счетов-фактур и транспортных документов покупателю.

Чековая форма расчетов..

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем сумы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель-лицо, в пользу которого выдан чек, плательщик- это банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

В соответствии с ГКРФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1. наименование «чек», включенное в текст документа

2. поручение плательщику выплатить банку определенную денежную сумму

3. наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж

4. указание валюты платежа

5. указание даты и места составления чека

6. подпись чекодателя, выписавшего чек.

Лимитированная чековая книжка представляет собой сбронированные в виде книжки расчетные чеки, которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую лимит, установленный по этой книжке.

Поставщик
4

 

 

14 6 1 3 9

 

 

кредитовое авизо

1. заявление и платежное поручение на покупку чековой книжки

2. депонирование средств для расчетов чеками

3. вручение плательщику чековой книжки

4. отгрузка продукции

5. выписка чека и вручение его поставщику в момент получения товара и т.д.

6. сдача чека в банк на инкассо при реестре в 4 экземплярах

7. пересылка чека в банка плательщика

8. оплата чека банком плательщика за счет депонированных плательщиком на отдельном счете средств

9. вручение плательщику экземпляра реестра оплаченного чека

10. передача экземпляра реестра чека в РКЦ для перевода денег поставщику

11. списание суммы платежа с кор.счета банка плательщика с отсылкой кредитового авизо

12. зачисление средств на кор.счет банка поставщика

13. передача реестра чека в банк поставщика для зачисления суммы платежа на расчетный счет поставщика

14. вручение выписки с его расчетного счета.

Порядок и условия использования чеков КО определяется внутрибанковскими правилами, которые должны предусматривать:

1. форму чека, перечень его реквизитов

2. перечень участников расчетов данными чеками

3. срок предъявления чеков к оплате

4. условия оплаты чеков

5. правила ведения расчетов и операции по чекообороту

6. бухгалтерское оформление операций

7. порядок архивирования чеков.

Межбанковские расчеты с использование чеков КО осуществляются на основе межбанковских соглашений, которые должны определять порядок открытия, ведения и подкрепления счета для операций с чеками, состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков, обязательства и ответственность банков-участников расчетов, порядок изменения и расторжения соглашения.

Расчеты пластиковыми карточками.

Широкое распространение безналичных денежных расчетов, рост объемов платежей способствовали увеличению трудоемкости банковских операций и росту банковских издержек.

Одним из таких способов являются расчеты с помощью банковских карт. Их применение в расчетах позволяет не только автоматизировать расчетные операции, их учет, но и привлечь на банковские счета дополнительные ресурсы, обеспечить новые доходы для банка и гарантировать клиентам высокий уровень безопасности в расчетах. Эти факторы обусловили широкое применение банковских карт в последнее десятилетие.

Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С её помощью можно оплатить покупку в торговой сети и сменять наличные деньги и со счета.

Банковские карты также могут быть использованы при выплате стипендий и заработной платы, пенсионных проектов, для реализации программ целевой социальной поддержки, и т.д. Часто карта предусматривает возможность предоставления ее держателю дополнительных услуг: скидок при покупке товаров и услуг, страхования его жизни и имущества, получения краткосрочного кредита банка при недостаточности средств на счете и т.д.

Основные правила выпуска и применения банковских карт в Российской Федерации регулируются Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, от 9 апреля 1998 года № 23-П.

Банковская карта имеет ценность и реализует все свои достоинства не как кусок пластика, а как инструмент, существующий в рамках платежной системы. Причем, чем более развитой является система, тем большее значение приобретает карта.

Участниками платежной система являются:

1. организация- эмитент карточек;

2. держатели карточек;

3. торговые организации, обслуживающие карты, то есть, принимающие по ним платежи или предоставляющие другие услуги;

4. кредитная организация- эквайер;

5. процессинговый центр;

6. расчетный агент.

Рассмотрим функции каждого участника совершения операций с использованием пластиковых карт.

Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием банковских карт. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте.

В качестве эмитента карт для физических и юридических лиц может выступать кредитная организация-резидент, имеющая лицензию на проведение операций по счетам указанных лиц и в соответствующей валюте. Выпуск кредитной организаций собственных карт должен осуществляться на основе регистрационного свидетельства на осуществление эмиссии предоплаченного финансового продукта, выдаваемого Банком России. Одновременно кредитная организация на территории РФ может выступать распространителем карт других эмитентов. Для этого необходимо специальное разрешение ЦБРФ.

Эмитенты могут предоставлять своим клиентам- юридическим и физическим лицам два типа карт: расчетные и кредитные.

Держатель расчетной карты имеет возможность использовать средства, находящиеся на счете, в пределах расходного лимита, устанавливаемого эмитентом.

Расходный лимит- предельная сумма денежных средств, доступная держателю банковской карты в течение определенного периода для совершения операций с использованием пластиковых карт.

Держатель кредитной карты в соответствии с договором может осуществлять операции в размере кредитной линии, предоставленной эмитентом, и в пределах расходного лимита.

На основе заключенных договоров эмитент выдает банковские карты своим клиентам- юридическим и физическим лицам. К одному счету клиента в данном банке могут быть привязаны несколько карт. Каждая карта должна содержать наименование и логотип эмитента, позволяющие его идентифицировать. Кроме того, карте присваивается персональный индитификационный номер. Он используется для защиты от несанкционированного доступа к карточному счету и известен только держателю карты.

Юридическому лицу выдаются корпоративные карты, использование которых осуществляется держателем, уполномоченным данным юридическим лицом. Физическое лицо имеет личную карту и вправе само распоряжаться средствами на счете.

Причем для физических лиц операции по карте ограничиваются проведением оплаты товаров и услуг и получением (внесением на счет) наличных денег, а для юридических лиц- осуществлением безналичных расчетов с предприятиями торговли и снятием наличных денежных средств со счета в следующих случаях: 1. снятие наличных денег в рублях для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью на территории РФ в порядке, установленном Банком России, и для оплаты расходов, связанных с командированием работников в пределах РФ 2. безналичная оплата в валюте РФ расходов представительского характера и командировочных расходов в пределах РФ 3. безналичные платежи, связанные с основной и хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляемые в рублях 4. безналичная оплата в иностранной валюте расходов представительского характера и командировочных расходов за пределами РФ 5. снятие наличных средств в иностранной валюте за пределами РФ для осуществления представительских и командировочных расходов.

Достоинством применения банковских карт для осуществления расчетов с использованием нескольких однотипных банковских карт по одному счету и разрешение проведения автоматического обмена (конвертации) валют. Так, для осуществления платежей в торговой сети и получения наличных денег в валюте РФ допускается списание средств со счетов, открытых в иностранной валюте, и наоборот. При этом все расчеты в иностранной валюте осуществляются с соблюдением действующего валютного законодательства.

В качестве организаций, обслуживающих карты, как правило, выступают предприятия торговли или сферы услуг, которые на основе договора, заключенного с эквайером, берут на себя обязательства по приему документов, составленных с использованием карт, в качестве оплаты за свою продукцию. Одна организация может принимать карты разных эмитентов.

Торговые точки, обслуживающие банковские карты, должны быть оборудованы терминалами- специальными электронными устройствами, с помощью которых осуществляются авторизация банковских карт и составление соответствующих документов. Авторизация предоставляется эмитентом карты и означает его согласие (разрешение) на совершение операции с данной картой.

Банк-эквайер- это кредитная организация, которая осуществляет расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями.

Операции приема и выдачи наличных денег держателям банковских карт могут совершаться через банкоматы и пункты выдачи наличных денег, которые открываются эквайерами (или эмитентами карт). Банкомат- электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денег и предоставления информации о состоянии счета клиента, а также для осуществления безналичных платежей.

Процессинговый центр - компания, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы, то есть располагает информацией о состоянии карточных счетов участников системы и соответственно осуществляет авторизацию всех операций по банковским картам. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку участникам систем данных по операциям с банковскими картами. Процессинговый центр может принадлежать банку-эмитенту или выступать самостоятельной организацией.

Расчетный агент - кредитная организация, осуществляющая взаимозачеты между банками-членами платежной системы на основе данных, полученных из процессингового центра. Для этого между банками устанавливаются корреспондентские отношения. Таким образом, расчетный банк зачисляет средства на корреспондентские счета банков-эквайеров и списывает средства со счетов банков- эмитентов карт.

Значение расчетного банка повышается по мере того, как растет количество участников платежной системы, усложняются взаимозачеты между ними. Для того, чтобы гарантировать осуществления платежей по банковским картам, их эмитенты размещают в расчетном банке страховые суммы в обеспечение оплаты операций, производимых по картам.

Универсальные платежные системы, карты которых в настоящее время получили наибольшее распространение, включают большое число участников каждого виды.

Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты осуществляется следующим образом:

1.держатель банковской карты предоставляет ее кассиру для помещения в электронный терминал и набирает свой PIN- код.

2.терминал считывает данные с карты, кассир набирает с клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем.

3.терминал осуществляет авторизацию карты, посылая запрос через эквайера в процессинговый центр и к эмитенту.

4.банк-эмитент подтверждает проведение сделки.

5.терминал списывает сумму покупки с банковский карты и оформляет слип (он подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получает купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта.

6.в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтверждают проведенные операции.

7.банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия.

8.эквайер передает в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом который он не является.

9.процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и доводит ее до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов.

10.расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая соответствующую сумму с ведущегося у него корсчета банка-эмитента и зачисляя ее на корсчет банка-эквайера.

11.эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.

Аналогичным образом осуществляется использование карты и проведение расчетов при получении наличных денег в банкомате.

Как видно из схемы, операции с использованием банковских кар предусматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (или электронном носителе).

Слип (квитанция электронного терминала), составленная на предприятии торговли, должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1. идентификатор предприятия 2. дату совершения операции 3. сумму операции 4. код, подтверждающий авторизацию операции эмитентом 5. реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности 6. подпись держателя карты.

Для слипа, составленного в пункте выдачи наличных денег, помимо перечисленных, дополнительным реквизитом может быть сумма комиссионных эквайера за проведение операции.

В случае использования карты для получения наличных денег в банкомате оформляется квитанция со следующими реквизитами: 1. идентификатор банкомата 2. дата совершения операции 3. сумма операции 4. валюта операции 5. код, подтверждающий авторизацию операции эмитентом 6. реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности.

 

Предприятие торговли 2
1


5

 
 


11 4 6 3 7

 

Банк-эмитент
Расчетный банк
Банк-эквайер
10 10

               
   
 
 
   
   
 
 

 


9 3 9 3 8 9

 

 
 
Процессинговый центр

 

 


Использование банковской карты для оплаты покупки (получения наличных денег) становится возможным только после получения разрешения эмитента (авторизации карты).

Способ авторизации определяется особенностями (технологией построения) платежной системы и видом банковской карты.

Наибольшее распространение получили карты с магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Перед выдачей клиенту такой карты на ее поверхности производится тиснение некоторых идентификационных характеристик: фамилия, имя, отчество клиента, номер его счета, образец подписи, срок действия и т.д. Эта же информация заносится на первую и вторую дорожки.

Для карты с магнитной полосой может применяться голосовая или автоматическая авторизация. В первом случае продавец торговой точки непосредственно связывается по телефону с оператором для проверки возможности использования карты. Во втором случае карта помещается в электронный терминал, который связывается в режиме «on-line» с банком-эквайером, а том, в свою очередь, с эмитентом. Здесь проверяется, не занесена ли карта в стоп-лист (в нем учитываются потерянные, украденные и другие карты, платежи по которым запрещены), а также, достаточно ли денег на счете для оплаты покупки.

Таким образом, карта с магнитной полосой используется лишь в идентификационных целях и не несет информации о текущем состоянии карточного счета и применяемых ограничениях. Ее технические характеристики таковы, что она не может нести в себе большой объем информации и имеет низкую степень защиты от несанкционированного доступа. Подобные недостатки преодолеваются при использовании следующего поколения карт- смарт-карт.

Смарт-карта хранит в памяти информацию о состоянии карточного счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта многофункциональна, обладает высокой защищенностью от несанкционированного доступа и позволяет проводить авторизацию в режиме «off-line». В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется. Карта обменивается информацией с электронным терминалом, и происходит «распознавание», затем остаток средств по карте уменьшается на сумму покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в несколько раз. В течение дня торговое предприятие представляет информацию о проведенных операциях в процессинговый центр. Он формирует реестр платежей по карточным операциям и доводит его до сведения всех участников. Обычно средства на счет торгового предприятия зачисляются эквайером в тот же день.

Расчеты с помощью банковских карт имеют несомненные преимущества для клиента банка. Привлекательность банковских карт определяется удобством их использования, значительным уровнем защищенности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратившись в банк, а также другими достоинствами: возможность получения скидок, кредита банка и т.д.

Для банков привлекательность карточного бизнеса связана с привлечением ресурсов, сокращением объема наличных денег и, главное, с получение дополнительных доходов.

Раздел 4

Пассивные операции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...