Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение места акмеологии в системе наук




Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

 

 

Направление подготовки

030300 Психология

 

 

Профиль подготовки

«Диалектическая технология обучения руководителей

малого и среднего бизнеса работе с персоналом»

 

Форма обучения

очная

 

 

Город Казань

Год 2012

 

Рабочая программа дисциплины “__Стратегии достижения вершин профессионализма”

Предназначена для студентов _факультета переподготовки

АВТОР:_к.психол.н. доцент_________________Е.К.Фоминых_______________________________________

(уч.звание. уч.степень, должность, Ф.И.О.)

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Курс “Основы акмеологии” представляет собой практико-ориентированный курс и предназначен для студентов факультета переподготовки. Цель курса состоит в формировании у студентов теоретические и практические знания и навыки о психологических основах профессионального развития личности, ознакомить студентов с основными феноменами этого процесса, механизмами их возникновения и функционирования.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины“_Психология профессионального становления личности”.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- Понимать цель изучения предмета

- обладать теоретическими знаниями, умениями и навыками по профессиональному становлению личности, по формированию ее профессиональной компетентности.

- ориентироваться в понятийно – терминалогическом аппарате, необходимом для изучения данной дисциплины…

- приобрести навыки по формированию профессиональных способностей в процессе профессионализации

- обладать элементарными умениями и навыками по созданию акмеологических технологий обеспечивающих развитие психотехнологий саморазвития личности

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения _очная__

Количество семестров – _1________

Форма контроля: 1семестр –зачет_; ________

 

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов
1 семестр  
1. Всего часов по дисциплине    
2. Самостоятельная работа    
3. Аудиторных занятий    
  в том числе лекций    
  Семинарских (или лабораторно-практических)    

 

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Название темы и ее содержание Количество часов
Лекции Семинарские (лаб.-практ.) занятия
1. Тема. Акмеология в системе наук о человеке. Определение места акмеологии в системе наук о человеке. Научно-исторические предпосылки возникновения акмеологии. Этапы становления акмеологии как науки. Задачи акмеологии как теоретической и практической области науки. Основные понятия, в рамках которых идет анализ проблем курса: профессионализм, профессиональное мастерство, профессиональное развитие, про­фессионализация, профессиональное самоопреде­ление.    
2. Тема. Общие теоретико-методологические подходы и принципы акмеологического исследования. Предмет и объект акмеологии. Характеристики акмеологии как науки. Содержание естественно-научной, гуманитарной и технологической ориентации в акмеологии. Определение места акмеологии в системе наук о человеке.    
3. Тема. Структура акмеологии. Общая и прикладная акмеология. Цель общей и прикладной акмеологии. Специфика акмеологических исследований    
4. Тема. Общеметодологические подходы в акмеологическом исследовании. Методологические подходы, которые используются в акмеологических исследованиях. Комплексный подход. Системный подход. Субъектный подход.    
5. Тема. Общеметодологические принципы. Общеметодологические принципы на которые опирается акмеология. Принцип детерминизма. Принцип развития. Принцип гуманизма.    
6. Тема. Методы акмеологии. Специфика и сущность акмеологической диагностики. Основные методы диагностики и виды диагностических исследований. Методы акмеологических исследований. Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента.    
7. Тема. Конкретные методологические принципы акмеологического исследования. Принцип субъекта деятельности. Принцип жизнедеятельности. Принцип потенциального и актуального. Принцип моделирования. Принцип оптимальности. Операционально-технологический принцип. Принцип обратной связи.    
8. Тема. Система акмеологии как типа знания. Система основных понятий акмеологии. Определение предмета акмеологического исследования. Пространство методологических принципов акмеологии.    
9. Тема. Законы акмеологии. Акмеологические законы и закономерности. Основные характеристики законов акмеологии. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала.    
10. Тема. Логика акмеологического исследования. Определение стратегии акмеологического исследования. Система методов и методик в акмеологическом исследовании. Методы развивающего воздействия.      
11. Тема. Технологизация акмеологических исследований. Общее понятие технологии. Акмеологические технологии как необходимый элемент акмеологических исследований. Исследование психотехнологий. Исследование технологий воздействия и научного поиска. Интегративно-технологический подход в разработке концепции гуманитарно-технологического развития личности. Акмеологические технологии обеспечивающие развитие психотехнологий саморазвития человека. Рефлексивный диалог как акмеологическая технология.    
12. Тема. Целостный человек как объект акмеологического изучения. Понятие «зрелость» в акмеологическом понимании. Целостность и самоосуществление человека. Индивид. Личность и индивидуальность в акмеологическом понимании. Соотношение самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации в рамках саморазвития человека. Роль идеала, ценностей и ценностных ориентаций в акмеориентированном саморазвитии человеке. Соотношение акмеологических и творческих способностей.    
13. Тема.Акмеологические основы развития профессионала и профессионализма. Принципы, на которые опирается акмеологическая концепция развития профессионала. Содержание понятий «профессионализм» и «профессионал». Человек как субъект профессионального развития. Субъектная парадигма в психологии и акмеологии. Уровень профессионализма. Характеристики акме в профессиональном развитии человека. Акмеологические инварианты профессионализма. Компетентность. Личностная и профессиональная компетентность. Ключевые, базовые и специальные компетенции. Индивидуальный стиль деятельности.    
14. Тема. Культура как интегративный показатель акме-ориентированного развития человека и социума. Культура в общенаучном смысле. Культура личности как акмеологический феномен. Виды личностной культуры, обеспечивающие оптимальность профессиональной деятельности и акме-ориентированного развития человека. Сущность акмеологической культуры. Критерии и показатели оценки уровня развития акмеологической культуры личности. Закономерности развития акмеологической культуры. Профессиональная культура как акмеологический феномен.    
  Итого часов:    

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.; Наука,1980.
  2. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.
  3. Деркач А.А. Акмеология. М.: РАГС, 2002.
  4. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.. 2000.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.. М., 1980.Т.1.
  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд.-во ЛГУ,1988.
  7. История советской психологии труда: тексты / Под ред.В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носкова. М, 1983.
  8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.,1996.
  9. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.
  11. Орёл В.Е. Основы профконсультационной работы со школьниками:Учебное пособие. Ярославль, 1985.
  12. Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.
  13. Орёл В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирическиеисследования и перспективы / Психол. журн. 2001.Т.22.№ 1.С.90-101.
  14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  15. Поваренков 10.П. Психология становления профессионала. Курск, 1991.
  16. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  17. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения.Ярославль, 1981.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркач А А, Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993. Психол.журн.
  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  3. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность / Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999. С.113-115.
  4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М., РАГС, 1997.
  5. Деркач А.А.. старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных ценностей. М., РАГС, 1999.
  6. А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин, А. К. Маркова психология развития профессионала. М., РАГС, 2000.
  7. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991.
  8. Шадриков В.Д., Дружинин В.П. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализа­ции / Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979. С.3-18.
  9. Шрейдер Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структурупрофессионально-важных качеств / Про­блема системогенеза деятельности. Ярославль, 1980. С.56-67.

 

Темы практических занятий

 

Создание максимально полной модели профессионального становления психолога, как субъекта профессиональной психологической деятельности, с учетом всех необходимых требований(начиная со специфики данной профессиональной деятельности,. с учетом всех факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоопределение и т. д.). Выявление условий и факторов, способствующих (или препятствующих) формированию профессионального акме в данной профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии обеспечивающие развитие психотехнологии саморазвития личности специалиста.

Данная работа носит индивидуальный характер, что отвечает целям и задачам данного курса, и способствует формированию личностной и профессиональной компетентности будущего

специалиста в данной области.

1.Алгоритм и условия продуктивного формирования готовности руководителя к творческой управленческой деятельности.

2. Методы оптимизации процесса решения управленческих задач.

3. Ассоциативный эксперимент в исследовании профидентичности в процессе профессионального обучения.

4. Исследование оценивания деятельности самим исполнителем.

5. Разработка индивидуальной программы развития аутопсихологической компетентности специалиста (на примере менеджера по продажам).

6. Создание акмеограммы для специалистов сферы «Человек-человек».

7. Исследование динамики личностно-профессиональных качеств госслужащих, руководителей.

8. Психологическая и личностно-профессиональная диагностика специалистов в системе мониторинга.

9.Разработка индивидуальной карты личностно-профессионального развития специалиста.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

Теоретико-методологические основы акмеологии

1.Что ознаает слово «акмеология»?

2.Каковы содержание и основные характеристики феномена акме?

3.Каковы научно-исторические предпосылки возникновения акмеологии?

4.какие главные этапы прошла акмеология в процессе своего становления?

5.Что является объектом и предметом акмеологии?

6.Каковы характеристики акмеологии как науки?

7.Каково содержание естественно-научной, гуманитарной и технологической ориентации в акмеологии?

8.Что такое акмеологическое знание?

9.Каково место акмеологии в системе наук о человеке?

10.Какова структура акмеологии?

11.Что такое методология акмеологии?

12.Какие методологические подходы используются в акмеологических исследованиях?

13.на какие общие методологические принципы опирается акмеология?

14.Какие конкретные методологические принципы используются в акмеологичеких исследованиях?

15.Что представляет собой система рсновных акмеологических понятий?

16.Что такое акмеологические законы и закономерности?

17. Какими основными характеристиками они обладают?

Методы акмеологического исследования и акмеологической практики

18.Какие методы используются в акмеологических исследованиях и акмеологической практике?

19.Что такое акмеологическая диагностика?

20.Что такое профессиография и акмеография?

21.В чем состоит сущность профессиограммы и акмеограммы?

22.Что такое акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития?

23.Что такое акмеологический тренинг програмно-целевой направленности?

24.Что такое субъектогенетический подход к акмеологической практике?

25.Что такое психолого-акмеологическое консультирование?

Акмеологические стратегии оптимизации развития личности и социума

26.Что такое оптимизация и оптимальность с точки зрения акмеологии?

27.Какие стратегии акмеологического исследования реализуют принцип оптимизации?

28.Что такое акмеологическая система? Как строятся акмеологические системы?

29.Что такое акмеологическая модель? Какую роль играет в акмеологии моделирование?

30.Что такое акмеологический алгоритм?

31.Для чего в акмеологических исследованиях необходимо выделять критерии, показатели и уровни развития изучаемого феномена?

32.Что такое акмеологические условия? Что такое акмеологичекие факторы? Почему при разработке акмеологической концепции развития необходимо учитывать акмеологические условия и факторы?

33.Почему необходимым элементом акмеологических исследований является разработка акмеологических технологий?

34.какие акмеологические технологии обеспечивают развитие психотехнологий саморазвития человека?

35.Что такое рефлексивный диалог как акмеологическая технология?

Целостный человек как объект акмеологического изучения

36.Что такое в акмеологическом понимании жизнедеятельность?

36. Что такое жизненный путь?

37. Что такое зрелость в акмеологическом понимании?

38. Что такое в акмеологическом понимании индивид?

39. Что такое в акмеологическом понимании личность?

40. Что такое в акмеологическом понимании субъект т субъектность?

41. Как с акмеологических позиций следует понимать индивидуальность?

42. Что такое в акмеологическом понимании самость?

43. Что такое целостность человека?

44. Что такое самоосуществление?

45. Что такое саморазвитие?

46. Как соотносятся самоактуализация, самосовершенствование и самореализация в рамках саморазвития человека?

47. Что такое личностный потенциал? Каково содержания творческого потенциала? Что такое личностно-профессиональный потенциал?

48. Почему самосознание следует рассматривать как акмеологическую категорию?

49. Что такое акмеологическое самосознание?

50. какую роль в процессе акме-ориентированного саморазвития человека играют высшие личностные идеалы, ценности и ценностные ориентации?

51. Что такое акме-мотивация?

52. Как соотносятся творчество и саморазвитие человека?

53. Каково содержание креативности как личностного свойства, обеспечивающего эффективность творчества в области саморазвития?

54. Что такое акмеологические способности?

55. Как соотносятся акмеологические и творческие способности?

56. Что такое акме-событие и акме-поступок?

Акмеологические основы развития профессионала и профессионализма

57. На какие принципы опирается акмеологическая концепция развития профессионала?

58. Каково содержание понятий «профессионализм» и «профессионал»?

59. Что позволяет говорить о человеке как о субъекте профессиональого развития?

60. Что позволяет говорить о человеке как о специалисте?

61. Что позволяет говорить о профессионале как о зрелой личности?

62. Что общего между понятиями «профессионализм» и «профессиональное мастерство» и в чем их различие?

63. Можно ли говорить об уровнях профессионализма?

64. Каковы характеристики акме в профессиональном развитии человека?

65. Какова роль продуктивной Я-концепции в развитии профессионализма?

66. Что такое акмеологические инварианты профессионализма?

67. Что такое становление профессионализма?

68. Как происходит личностное-профессиональное развитие человека?

69. Что такое компетентность? Как соотносятся личностная и профессиональная компетентность?

70. Какова структура профессиональной компетентности?

71. Что такое индивидуальный стиль деятельности?.

72. Что такое акмеологические ресурсы личности?

73. Что такое карьера с акмеологических позиций?

Культура как интегральный показатель акме-ориентированного развития человека и социума

74. Что такое в акмеологическом понимании рефлексивная культура?

75. Какие виды личностной культуры обеспечивают оптимальность профессиональной деятельности и акме-ориентированного развития человека?

76. какова сущность акмеологической культуры?

77. По каким критериям и показателям можно оценить уровень развития акмеологической культуры?

78. Каковы закономерности развития акмеологической культуры?

79. Что такое профессиональная культура как акмеологический феномен?

 

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Тема Акмеология в системе наук о человеке

«Кристаллизация» акмеологических идей в рамках наук о человеке.

Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «акме», происходящему, в свою очередь, от слова «аксис» («острие») и означающему: «высшая степень чего –либо, цвет, цветущая пора. Акмеологичность, как признак вершинности в реализации творческого потенциала социального субъекта, присутствовала на всех этапах земной цивилизации.

Постепенно в историю приходят психологические оценки и анализ мотивов поведения выдающихся людей. В русской истории эти аспекты впервые появились в 12 – томной «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Самореализация творческого потенциала предполагает самопознание или рефлексию. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. Задача самопознания – духовная активность в ее познавательной функции.

В русской философии заложены теоретические основы акмеологии, а в отечественной медицине, социологии и психологии – экспериментальные.

Идеи о путях достижения АКМЕ мы находим у Н.И.Пирогова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина.

Б.Г.Ананьев опираясь на принцип развития, разработал свою концепцию онтопсихологии, сутью которой являлось психологическое исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе.

Б.Г.Ананьев и его ученики эмпирически обосновали теоретические представления об индивидуальности как конкретном воплощении психо-биосоциальной целостности человека. Проведенные исследования выявили у человека разноуровневые свойства и проследили их взаимосвязи в разные возрастные периоды его жизни и одновременно соотнесли их с продуктивностью его поведения и деятельности.

Идеи Н.А.Рыбникова и Б.Г.Ананьева были развиты в работах Н.В.Кузьминой.

Паралельно с Н.В.Кузьминой проблемами акмеологии начал заниматься видный отечественный психолог, доктор психологических наук, действительный член шести академий А.А.Бодалев.

А.А.Бодалев, всегда подчеркивающий, что его учителями были Б.Г.Ананьев и В.Н.Мясищев, создал оригинальную научную школу, в которой нашла свое развитиие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта отношений. В научном творчестве Алексея Александровича отчетливо выделяются два основных направления: психология общения и психология акме, проблемы неразрывно связанные между собой, включенные в единый логический ряд развития человеческой индивидуальности.

Определенным промежуточным итогом работы А.А.Бодалева в области акмеологии является монография, посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М.. 1998. Вот некоторые направления исследовательской мысли автора: роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность; акмеология и педагогика; акме и проблема саморазвития….

И.Н.Семенов, впервые осуществивший методологическую рефлексию акмеологии, выделил основные тенденции ее развития, способы взаимодействия с другими науками, статус и четыре основных этапа ее развития.

Первый – латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные. Практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология.

Второй этап – номинационный, когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения в 1927 году специального термина "«акмеология"»

Третий этап – инкубационный. Его начало датируется возникновением концептуальной тдеи о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания (Н.В.Кузьмина, 1987). Предпосылкой к этому явилясь систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети 20 – го века в трудах Б.Г.Ананьева (Б.Г.Ананьев. 1977). Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины.

Четвертый – институциональный – этап связан с созданием рядя социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук.

Сегодня можно говорить уже о втором после совершившегося становления акмеологии этапе, даже эпохе. Это этап, во – первых, ее реального взаимодействия с психологической наукой и психологами. «концентрации» основных ценных с акмеологической точки зрения идей и исследований вокруг акмеологии (К.А.Абульханова – Славская, В.Г.Асеев, А.А.Бодалев, Е А. Климов, А.К.Маркова, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков и др.).

Во-вторых, это этап проведения конкретных акмеологических исследований, проверивших и доказавших правомерность основных принципов и средств акмеологии и обогативших ее новыми проблемами, данными, моделями, технологиями.

В-третьих, на этом этапе во взаимосвязи с проводящимися исследованиями была осуществлена операционализация акмеологического аппарата, средств акмеологической поддержки. Акмеология выделилась в самостоятельную науку, практически доказав свою значимость для решения современных социальных, кадровых, профессиональных, образовательных, педагогических и др. проблем.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА АКМЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

 

Первоначально акмеология понималась и развивалась как раздел возрастной психологии. Однако совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, - мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его вос питания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овла­дения и уровень владения ими и т.д., но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма. Профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели. Общая психология, например, исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д. Отдельные направления психологии труда, развиваясь на основании положений общей психологии, выявляют особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулируют рекомендации по оптимизации этих процессов, а также требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей.

Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияюших на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм ». С этой целью акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики. Акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, но и собственно акмеологический продукт — способы достижения таких параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.

Акмеология, таким образом, предлагает различные, готовые к применению способы превращения сначала в объективную методику, а затем — в реально существующие умения профессионалов — именно того, что ранее было уделом лишь наиболее одаренных людей: способности к творчеству, к переоценке и перестройке своего мышления и своих умений для достижения качественно более высокого уровня профессионализма, вершин профессиональной деятельности.

Существуют глубокие причины логического и исторического порядка, вызывающие тесное переплетение с одной стороны акмеологических, а с друтой — прежде всего педагогических и психологических исследований, что, к тому же, делает актуальной задачу выделения собственно акмеологических исследований и акмеологического знания и отличения их главным образом от педагогики и психологии.

Если поиск решения творческих задач с акмеологической точ­ки зрения представляет собой микро-ситуацию развития професси­онально-практического мышления (И.Н.Семенов, С.В.Кузнецов, 1995), то процесс осуществления профессиональной деятельности является макроситуацией развития личности профессионала. Это ставит вопрос о психолого-акмеологической разработке различных моделей развития.

 

 

Тема Общеметодологические подходы в акмеологическом исследовании

Особенность методологии акмеологии как знания нового типа заключается в том, что она — больше чем другие науки – опирает ся на методологические принципы, сформировавшиеся в системе других наук в области гуманитарного знания. Так. методология психологической науки развивается в единстве с развитием самой науки, а ее функцией является выделение, определение уточнение предмета исследования. Методология физики, психологии, биоло­гии выражает их неразрывную связь с философией, дающей общую интерпретацию бытия, места в ней данной специфической области. Философские положения превращаются в методологические средства и способы выявления, определения предмета исследова­ния той или иной науки1.

Акмеология же в известном смысле минует процесс этого пре­вращения философских положений в методологические, заимствуя уже сложившиеся определенные принципы из современного гума­нитарного антропологического знания. Поэтому методологические принципы, посредством которых определяется ее предмет, оказы­ваются уже более аксиоматичными, менее проблемными. Эти принципы не оформляются постепенно в единстве с развитием са­мой науки в ходе дискуссий и поисков ее предмета, как это, ска­жем, имело место в физике, и в психологии. В этих принципах во­площен методологический опыт и результат развития других наук. Более того, они отвечают современному этапу развития человеческого знания и знания о человеке.

Акмеология, являясь наукой об идеальном, оптимальном, совершенном, одновременно раскрывает практические пути достижения идеала, а не только постулирует его.

Комплексный подход

Развитие комплексного подхода в 20 – ом веке оказалось связано с существованием полидетерминированных, сложноструктурированных объектов и сфер бытия. Он выразил необходимость междисциплинарных исследований.

Разработка комплексного подхода, приведшая к новой облас
ти — человекознанию, связана с именем Б.ГАнаньева. Она отвеча
ла четко сформулированной им цели — поиску целостного подхо
да к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную
область знания. Этой цели отвечали организованные и руководи
мые им комплексные исследования. Однако искомые корреляции
между разными параметрами природы и социальной сущности человека не опирались на общую методолого-теоретическую модель,
они были скорее способами поиска этой модели. Подвергнув рет
роспективному историко-психологическому анализу особенности
комплексного подхода, разработанного Б.Г.Ананьевым, его учени
ца Н.А. Логинова дала и некоторые общие определения ком­
плексного подхода такие как направленность на выявление много-
аспектности, многофакторности, разнородности онтологических
детерминант и онтологических составляющих1. Он отличен от системного подхода, спецификакоторого, с ее точки зрения, состоит в познании целостности, упорядоченности и организованности объ­екта или сферы деятельности.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Как было отмечено выше, системный подход выявляет уровневое строение,.взаимодействие уровней, обеспечивающее функцио­нирование целого. Раскрывая специфику комплексного полхода в психологии, Б.Ф. Ломов высказал мысль, что тенденция его раз­вития связана с «определением узловых фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования». Рядом авторов диффе­ренцируется в одних случаях функция суммативности комплексного подхода, в других — многоаспектности, в третьих — проблемности.

Парадоксальность акмеологии заключается в том, что совсем общие методологические принципы и подходы достаточно просто находят в ней свою конкретизацию, выполняя ориентирующую функцию, функцию определения ее предмета. Специфика комплекс­ного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориен­тацию на единство изучения и реального практического совершен­ствования человека. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей как реальное и идеальное состояние, стихийно-сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптималь­ный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития. Комплексный подход в акмеологии от­крывает перспективу интеграции разных качеств, модальности че­ловека — как индивида, как личности, как индивидуальности и как субъекта. Он соединяет представление о личности в жизни, в жиз­ненном пути и в деятельности.

Иными словами, комплексный подход в акмеологии имеет сво­ей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состо­яний, модальностей человеческого бытия. Тем самым он может быть рассмотрен как непосредственное продолжение линии Ана­ньева на интеграцию наук о человеке в особую область человеко-знания. Однако, если в человекознании, по мнению Ананьева, ос­нованием комплекса является человек, то в акмеологии основанием комплекса является личность как самый сложный и конкретный уровень человеческого бытия.

Комплексный подход в акмеологии нацелен не столько на единство наук, знаний о человеке, сколько на выявление единства и способов связи его онтологически различных качеств. Он играет не столько гносеологическую, сколько онтологическую роль. Самое сложное в акмеологическом комплексе состоит в том, что исследо­ванием, диагностикой выявляется отправной этап развития лично­сти, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение. Исследование не внедряется в практику как обычно, не подтверждается ей, а служит функцио­нально самостоятельным звеном комплекса, следующим этапом которого является акмеологическая поддержка. Акмеологическая поддержка связана как с диагностически-исследовательским эта­пом, так и с будущей оптимальной моделью — оптимальным состо­янием личности, которого еще нет. Звенья комплекса развернуты в реальном времени последовательно и одновременно в теоретичес­ком пространстве.

Разработка системного подхода выражает основную модернист­скую тенденцию XX века, связанную с именами Берталанфи, Эш-би,

социологии, психологии. Принцип системности первоначально имплицитно присутствовал в методологиях соответствующих наук, выражаясь в поисках закономерностей, связей, структур. На опре­деленном этапе в связи с развитием специальной области методо­логии науки, он стал предметом рефлексии, своеобразной логикой научного знания. Н.Ф.Овчинников, В.Н.Садовский, Г.П.Щедро-вицкий, Э.Г.Юдин и другие отечественные философы и методоло­ги внесли огромный вклад в осмысление и уточнение принципа си­стемности.

Развитие принципа системности в психологии связано с име­нами Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ана­ньева, которые разрабатывали его положения в единстве с ре­шением проблем психологии. Б.Ф.Ломов явился классиком системного подхода в отечественной психологии, осуществив опре­деленную рефлексию, формализацию принципа системности. Он реализовал системный подход в функции упорядочивания, сис­тематизации психологического знания, во-первых. Во-вторых, благодаря обозначению ряда проблем в категор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...