Закон самовыражения личности в профессии
Психологические аспекты профессиональной деятельности включают в себя как приобретение личностью необходимых знаний, навыков и умений и их практическую реализацию (процессуальный аспект), так и активное смысловое отражение процесса деятельности (личностно-смысловой аспект). Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. Способом именно такого проявления личности выступает профессиональное самоопределение и самоутверждение. Под профессиональным самоопределением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями. Главными структурными составляющими профессионального самоопределения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией. Концептуальный план личностно-профессионального развития через развитие метатехник связан прежде всего с тем, что личность может оформить свои притязания и ожидания в виде целей (как далеких, так и близких, образующих смысл конкретных жизненных (географических) этапов), намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать события своей профессиональной жизни, требующие изменения стереотипных к ним подходов.
Профессиональное самоутверждение является основой самоотношения, где личностные характеристики «Я» оцениваются не абстрактно, а по отношению к мотивам профессиональной деятельности. Содержание профессионального самоутверждения определяется сформированностью профессиональной «Я-концепции», согласованностью результатов профессиональной карьеры с собственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в профессиональных взаимоотношениях, способностью к структурированию временной пролонги-рованности профессиональной жизни, степенью уверенности в себе и умением оформлять свои притязания в виде генерализованных мотивов-целей.
ЛОГИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Определение стратегии акмеологического исследования Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. Область исследования составляет вышеназванные отрасли акмеологической науки, ее направления — прежде всего профессионально или кадрово ориентированное, организационно-педагогически ориентированное. Выделение предмета исследования отвечает профилю акмеологического исследования режде всего потому, что имеет целью оптимизацию функционирования личности, деятельности профессионала, кадров или оптимизацию развития и совершенствования личности взрослого; гармонизацию, поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д.), нахождение их конгруэнтности; выявление закономерностей функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению их развития.
Акмеологические закономерности это не сами по себе закономерности, например, развития личности, не сами по себе закономерности, например, профессиональной деятельности (типа про-фессиограмм, норм и т.д.), а закономерности таких способов связи личности и деятельности, профессии и кадров, соответствующего профиля, которые содержат ключ к разрешению противоречий между ними, проявляют их конгруэнтное, взаимно-оптимальное соотношение, ведут к минимизации психологических, личностных, профессиональных потерь (КА.Абулъханова-Славская). Акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер: «интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение — направленность на конкретного человека». Если в психологии развития закономерности состоят в строгой стадиальности и последовательности стадий развития, то в акмеологии за точки отсчета берутся две основные стадии – стартовая и финишная, а связь между ними – не строго линейно-поступательная, а прогрессивная; развитие в акмеологии, как говорилось, носит не линейный, а восходящий прогрессивный характер и в соответствии с ее целевым назначением прогнозируемый, моделируемый, т.е. опережающий. Стратегия акмеологического исследования предполагает наличие построения моделей, в которые включаются реальные и идеальные связи предметной области. Они включают в себя совокупность сущностных характеристик исследуемого объекта, системы, структуры. Механизмы и уровни. Модели позволяют выявить факторы препятствующие или содействующие оптимальному состоянию деятельности. Стратегия каждого теоретико-эмпирического акмеологического исследования, представляя собой конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, имеет и другие характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей. Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность. Характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов т прослеживании их прямого или многократно - опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности. Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и нацки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности. Закономерности, которые исследует акмеология относятся к субъект-субъектной деятельности. Акмеолог-теоретик и раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии. В значительной степени это закономерности, раскрывающие связи реального и идеального состояний и способы достижения последних. Акмеология осуществляет комплексные исследования, а суть стратегии состоит каждый раз в выборе конкретных составляющих, систем, входящих в комплекс и организация связей между ними.
Решающая роль в акмеологическом исследовании и практике принадлежит субъектно- деятельностной стратегии. Так для решения задач развития метатехник профессионального самоутверждения наиболее подходят тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста. В ходе тренинга личностно -профессионального роста испытуемые получили и закрепили навыки развития ретростпективной, ситуативной и перспективной рефлексии, выработки оптимальных способов коммуникативного воздействия, структурированности временной пролонгированности профессиональной жизни, приобретения чувства уверенности в себе. Акмеологическая концепция исследования базируется на единстве методологии, теории и праксиологии, использующая философский, психологический, социологический и иные подходы, объединяющая в себе математические и технологические методы исследования, позволяет преодолеть односторонность отдельных дисциплин и школ, разработать теоретические основания для развития новых эффективных подходов к исследованию, формированию и развитию акме человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|