Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон самовыражения личности в профессии




Психологические аспекты профессиональной деятельности включают в себя как приобретение личностью необходимых зна­ний, навыков и умений и их практическую реализацию (процессу­альный аспект), так и активное смысловое отражение процесса де­ятельности (личностно-смысловой аспект).

Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. Способом именно та­кого проявления личности выступает профессиональное самоопре­деление и самоутверждение.

Под профессиональным самоопределением понимается про­цесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и ин­дивидуально-психофизиологических возможностей. На каждой стадии профессионального самоопределения лич­ностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требования­ми, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собствен­ными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

Главными структурными составляющими профессионального самоопределения являются профессиональные способности, про­фессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свой­ства темперамента, межличностные отношения, которые интегри­руются в качестве своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией.

Концептуальный план личностно-профессионального развития через развитие метатехник связан прежде всего с тем, что личность может оформить свои притязания и ожидания в виде целей (как да­леких, так и близких, образующих смысл конкретных жизненных (географических) этапов), намечать планы и программы достиже­ния целей, строить в соответствии с ними свои действия, оцени­вать события своей профессиональной жизни, требующие измене­ния стереотипных к ним подходов.

Профессиональное самоутвержде­ние является основой самоотношения, где личностные характеристики «Я» оцениваются не абстрактно, а по отношению к мотивам профессиональной деятельности.

Содержание профессионального самоутверждения определя­ется сформированностью профессиональной «Я-концепции», со­гласованностью результатов профессиональной карьеры с соб­ственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в профессиональных взаимоотно­шениях, способностью к структурированию временной пролонги-рованности профессиональной жизни, степенью уверенности в се­бе и умением оформлять свои притязания в виде генерализованных мотивов-целей.

 

ЛОГИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение стратегии акмеологического исследования

Стратегия акмеологического исследования выстраивается в за­висимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. Область исследования составляет вышеназ­ванные отрасли акмеологической науки, ее направления — прежде всего профессионально или кадрово ориентированное, организаци­онно-педагогически ориентированное.

Выделение предмета исследования отвечает профилю акмеоло­гического исследования режде всего потому, что имеет целью оптимизацию функционирования личности, деятельности профессионала, кадров или оптимизацию раз­вития и совершенствования личности взрослого;

гармонизацию, поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д.), нахождение их конгру­энтности;

выявление закономерностей функционирования, проявле­ния тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптималь­ному направлению их развития.

Акмеологические закономерности это не сами по себе законо­мерности, например, развития личности, не сами по себе законо­мерности, например, профессиональной деятельности (типа про-фессиограмм, норм и т.д.), а закономерности таких способов связи личности и деятельности, профессии и кадров, соответствующего профиля, которые содержат ключ к разрешению противоречий между ними, проявляют их конгруэнтное, взаимно-оптимальное соотношение, ведут к минимизации психологических, личностных, профессиональных потерь (КА.Абулъханова-Славская).

Акмеологические закономерности носят не только комплекс­ный, но интегральный характер: «интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение — на­правленность на конкретного человека».

Если в психологии развития закономерности состоят в строгой стадиальности и последовательности стадий развития, то в акмеологии за точки отсчета берутся две основные стадии – стартовая и финишная, а связь между ними – не строго линейно-поступательная, а прогрессивная; развитие в акмеологии, как говорилось, носит не линейный, а восходящий прогрессивный характер и в соответствии с ее целевым назначением прогнозируемый, моделируемый, т.е. опережающий.

Стратегия акмеологического исследования предполагает наличие построения моделей, в которые включаются реальные и идеальные связи предметной области. Они включают в себя совокупность сущностных характеристик исследуемого объекта, системы, структуры. Механизмы и уровни. Модели позволяют выявить факторы препятствующие или содействующие оптимальному состоянию деятельности. Стратегия каждого теоретико-эмпирического акмеологического исследования, представляя собой конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, имеет и другие характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.

Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность. Характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов т прослеживании их прямого или многократно - опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности. Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и нацки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности. Закономерности, которые исследует акмеология относятся к субъект-субъектной деятельности. Акмеолог-теоретик и раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии. В значительной степени это закономерности, раскрывающие связи реального и идеального состояний и способы достижения последних. Акмеология осуществляет комплексные исследования, а суть стратегии состоит каждый раз в выборе конкретных составляющих, систем, входящих в комплекс и организация связей между ними.

Решающая роль в акмеологическом исследовании и практике принадлежит субъектно- деятельностной стратегии. Так для решения задач развития метатехник профессионального самоутверждения наиболее подходят тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста. В ходе тренинга личностно -профессионального роста испытуемые получили и закрепили навыки развития ретростпективной, ситуативной и перспективной рефлексии, выработки оптимальных способов коммуникативного воздействия, структурированности временной пролонгированности профессиональной жизни, приобретения чувства уверенности в себе. Акмеологическая концепция исследования базируется на единстве методологии, теории и праксиологии, использующая философский, психологический, социологический и иные подходы, объединяющая в себе математические и технологические методы исследования, позволяет преодолеть односторонность отдельных дисциплин и школ, разработать теоретические основания для развития новых эффективных подходов к исследованию, формированию и развитию акме человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...