Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общеметодологические принципы




Принцип детерминизма

Обращаясь к принципу социальной детерминации личности в гуманитарных науках, можно сказать, что в отечественном миро­воззрении механистический детерминизм, признание жесткой внешней детерминации держалось на идеологическом признании решающей роли социальной детерминации, на марксистской идео­логии. С.Л.Рубинштейн сформулировал новое, отвечающее специ­фике природы психики, личности понимание принципа детер ми­ низма. Рубинштейн, отмечает К.А.Абульханова-Славская, не просто указывает на преломляющую, опосредствующую влияние внешне­го воздействия роль внутреннего, но на такие характеристики как:

Активность,

Специфичность,

Избирательность.

«При такой интерпретации принципа детерминизма законо­мерной становится не только сама связь причин и следствия, но за­кономерной оказывается роль внутреннего».

Специфика принципа детерминизма в акмеологии обнаруживает­ся по нескольким направлениям. Первое заключается в том, внут­реннее сначала рассматривается в своем единстве с внешним и статическим данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качестве. Акмеология выявляет внутреннее как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет подробнее показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может исполь­зоваться для интенсификации процесса развития, для конструктив­ности способа его осуществления.

Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом — саморегуляция, самоорганизация.

Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминациюи внутреннюю и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, вы­свобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей. Но внешнее акмеологическое воздействие оказыва­ется конструктивным только в силу того, что оно обращено к лич­ности как субъекту. Но он, достигнув такого состо­яния, оказывался не способен продуктивно действовать — не про­исходило переноса упорядоченности системы в режим ее функци­онирования. Упорядоченность, оптимальность сохранялась только в статике. Акмеология своим конкретным пониманием детермина­ции и достижения оптимума активности и внутренним и внешним, и непосредственными опосредованными способами разрешает эту серьезную дилемму.

Принцип социальной обусловленности личности долгое время в отечественной психологии выступал как альтернатива пониманию детерминизма как роли внутреннего. Как известно, в психологии абсолютизация последнего была связана со школой Л. С. Выгот­ского, А. Н. Леонтьева, поскольку они преимущественно разраба­тывали проблему развития ребенка и ставили акцент на его социализации. Однако, положения о решающей роли социальной внеш­ней детерминации были перенесены с ребенка на взрослого, разви­тие его способностей. Личность становится ею и остается ей не тогда, когда она становится марионеткой социума или аутсайдером. Она вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями,- желаниями, способностями, особенностями. Суть этого противоре­чия, решая которое личность и становится личностью, была рас­крыта детально в трудах К. А. Абудьхановой-Славской в частности в анализе принципа соотношения индивидуального и обществен­ного.

Но сегодня проблема социальной детерминации — особенно
для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Социальная детерминация в совре-
менном, особенно российском обществе, заключается не столько
в ее определенности, а напротив, в неопределенности, в изменчи
вости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время это социальные проблемы стоящие, перед личностью а не простые категорические руководства. В современном обществе встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. «Идеология модернизации, базируется на ус­ловии фундаментального научного знания, на связи науки с прак­тикой, на повышении роли профессионализма». Все эти задачи и призвана решать акмеология как новая наука о личности в слож­ных противоречивых, изменяющихся условиях. Достижение вершин, компетентности, профессионализма стала социальной необходимостью. Акмеология в ее понимании места личности в современном социуме ориентирована на самостоятельность ее дея­тельности, на ее ответственность, на личное гарантирование свое­го соответствия избранной профессии, социальной роли.

Дело акмео­логии сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения со­размерности личности сверхсложному социуму. Она открывает воз­можность совершенствования как этих личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверх­сложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетент­ности и профессионализма и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в со­временном социуме.

Принцип развития

В различных формулировках принципа развития в одних случа­ях преобладало основание гармонизации, в других — не столько противоречивости, сколько кризисного характера некоторых эта­пов развития человека в жизненном пути и известная фатальность, закономерность кризисов, привязанная к возрастам. По-видимому, критика принципа гармонического развития личности, который был идеологическим лозунгом эпохи социализма, не должна снять проблему пропорциональности развития. В отечественной психоло­гии уже давно утвердилось понятие «гетерохронности развития», «сензитивности», как характеристики соответствия-несоответствия разных этапов развития, их своеобразной «чувствительности» к внешним воздействиям, усилиям и руководствам. Понятие «гетеро-хронности» обозначало неравномерность развития и темпов разви­тия разных психических функций, способностей, свойств. Именно эти два ставшие классическими понятия имеют в своей основе принцип гармонизации, соответствия. Суть его заключается в том, что при наличии разных темпов и образовании значительного разрыва, скажем, между интеллектуальными и моральными каче­ствами личности, интеллектуальные не только не содействуют раз­витию моральных, как утверждал Кольберг, но приводят к дис­гармоничности личности — ригористичности, рассудочности, нравственной глухоте.

Диахронический характер развития, который особо выделяет
Л.И. Анцыферова, разбивается на два типа ра звития прогресс и регресс представляет собой дисгармонизацию, возможную деструкцию личности, ограничения направления ее развития.

Принцип развития в психологии является многогранным, в си­лу чего он уже перерос в специальную область психологического знания. Он раскрывает в фило- и онтогенетические особенности развития, и соотношение индивида с данным обществом на разных этапах жизненного пути, и возрастные этапы развития и развитие личности в жизненном пути.

Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психо­логии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкре­тизация предполагает:

понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню;

«движения по восхо­дящей» (по словам С.Л.Рубинштейна);

признание субъектного характера развития, о чем выше шла речь;

осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом;

принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;

развитие рассматривается в акмеологии как развитие в жиз­ненном пути (не только в онтогенезе) и деятельности — акмеоло­гия через личность впервые устанавливает связь развития личнос­ти в жизненном пути и профессии;

акмеология учитывает соотношение потенциального и акту­ального в развитии личности — нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;

акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а вы­являет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспек­тивой.

Поскольку, как было сказано, системообразующим основани­ем акмеологии является личность, то необходимо ставить проблему культуры личности как результат ее развития и как способа жизне­деятельности. Эта проблема поставлена А.А.Деркачем, который выделил «обшекультурные параметры личности», ее «культурный уровень». Наиболее существенными моментами этой постановки вопро­са оказалось соотнесение личности как достигшей уровня культуры с современными техническими, социальными, профессиональны­ми условиями жизнедеятельности, в отличие от многочисленных подходов к личности как творцу, вносящему свой вклад в культу­ру, чем ограничивалась вторая сторона проблемы личность-культу­ра (первая — усвоение культуры, вторая — творческий вклад в культуру отдельных выдающихся личностей). Таким образом, ока­залось восполнено совершенно пустое проблемное пространство, как культурно функционирует преобладающая масса личностей в современном обществе, проблема повседневного (а не только твор­чески выдающегося) функционирования личностей. Тезис усвое­ния личностью культуры не был доведен до своей самой сущест­венной конкретизации: а как, на каком уровне культуры функционирует ее усвоившая личность — каковы предъявляемые к ней в этом плане требования общества и каковы ее изменившиеся на основе культуры возможности. Применительно к советскому об­ществу не раз отмечалась его высокая образованность. Но она при­ходила в противоречие с различными данными, свидетельствующи­ми о низкой культуре и производительности труда. Значит, образованность не перешла в качестве компетентности, професси­онализма личности.

Второй принципиальный момент, раскрываемый А.А.Деркачем в его определении культуры личности, заключается в объяснении того, что культура становится не просто способом деятельности, за­имствованным опытом и т.д. а новым качеством* новообразованием личности. Мы считаем, что кри терием культ уры личности становится оп­тимальность и конструктивность ее собственного самовыражения, самореализации и того способа социальной профессиональной деятель­ности, которым она осуществляет эту деятельность. «В них выра­жается достигнутый человеком высший для него уровень граждан­ственности, трудоспособности, гуманизма». В категориях, рассматриваемых А.А.Бодалевым эти особенности — высший уро­вень достижений человека — воплощается в_понят иях «зрелости», на котором мы остановимся ниже специально как специфическом именно для акмеологии.

Одним из основных понятий, с которых собственно началось становление акмеологии, было понятие «акме» как вершина жизни, развития личности. В плане методологическом очень важно, чтобы акмеология не превратилась только в психологию творчества, вели­ких открытий и изобретений как систему биографических описа­ний жизненных вершин выдающихся людей. Акмеология за пери­од своего становления и институционализации показала, что речь идет об уровне культуры любой личности, о необходимости содей­ствия ей в достижении все более высоких уровней и не только о «пиках» жизненного пути, но и пролонгированной способности личности жить и действовать в соответствие со своей цивилизован­ностью. Этим снимается взгляд на акмеологию как экзотическое знание и раскрывается ее приложимость, актуальность практичес­ки во всех сферах жизни общества — профессиональной, граждан­ской, нравственной.

Принцип гуманизма

Последним из методологических принципов, которые состав­ляют базис акмеологии, является принцип ценности, гуманизма. В самом кратком виде раскрывая общее философско-методологи­ческое содержание этого основополагающего в развитии человече­ского принципа, можно указать на то, что первоначально обществом была выработана сама категория идеала или ценности, как блага, как пользы, интереса, цели, человека, а затем уже разрабатывается понимание человека как следующего, стремящегося достигающего блага, должного, ценностей. Наиболее актуальными в современ­ной психологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счас­тья, т.е. психологической способности-неспособности человека ве­рить в лучшее, будущее, а тем самым и идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности-оптимизма-счастья в caмой личности или их связи с жиз­ненным путем, его благополучием-неблагополучием.

Самым существенным является то, что акмеология в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, являет­ся наукой о личности и потому она может предложить и предлага­ет людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности. Принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и за­ключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни чело­века достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности,ее доровья,оптимизма, трудоспособности.

Наконец, целую главу современной акмеологии составляют се­годня исследования И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и их продолжа­телей, которые соединяя проблематику психологии мышления, психологии развития и в известном смысле психологию личности, разрабатывают то теорегико-операциональное представление о ре­флексии, сферах ее применения и возможностях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...