Общеметодологические принципы
Принцип детерминизма Обращаясь к принципу социальной детерминации личности в гуманитарных науках, можно сказать, что в отечественном мировоззрении механистический детерминизм, признание жесткой внешней детерминации держалось на идеологическом признании решающей роли социальной детерминации, на марксистской идеологии. С.Л.Рубинштейн сформулировал новое, отвечающее специфике природы психики, личности понимание принципа детер ми низма. Рубинштейн, отмечает К.А.Абульханова-Славская, не просто указывает на преломляющую, опосредствующую влияние внешнего воздействия роль внутреннего, но на такие характеристики как: Активность, Специфичность, Избирательность. «При такой интерпретации принципа детерминизма закономерной становится не только сама связь причин и следствия, но закономерной оказывается роль внутреннего». Специфика принципа детерминизма в акмеологии обнаруживается по нескольким направлениям. Первое заключается в том, внутреннее сначала рассматривается в своем единстве с внешним и статическим данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качестве. Акмеология выявляет внутреннее как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет подробнее показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивности способа его осуществления. Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом — саморегуляция, самоорганизация.
Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию — и внутреннюю и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей. Но внешнее акмеологическое воздействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту. Но он, достигнув такого состояния, оказывался не способен продуктивно действовать — не происходило переноса упорядоченности системы в режим ее функционирования. Упорядоченность, оптимальность сохранялась только в статике. Акмеология своим конкретным пониманием детерминации и достижения оптимума активности и внутренним и внешним, и непосредственными опосредованными способами разрешает эту серьезную дилемму. Принцип социальной обусловленности личности долгое время в отечественной психологии выступал как альтернатива пониманию детерминизма как роли внутреннего. Как известно, в психологии абсолютизация последнего была связана со школой Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, поскольку они преимущественно разрабатывали проблему развития ребенка и ставили акцент на его социализации. Однако, положения о решающей роли социальной внешней детерминации были перенесены с ребенка на взрослого, развитие его способностей. Личность становится ею и остается ей не тогда, когда она становится марионеткой социума или аутсайдером. Она вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями,- желаниями, способностями, особенностями. Суть этого противоречия, решая которое личность и становится личностью, была раскрыта детально в трудах К. А. Абудьхановой-Славской в частности в анализе принципа соотношения индивидуального и общественного.
Но сегодня проблема социальной детерминации — особенно Дело акмеологии сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму. Она открывает возможность совершенствования как этих личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном социуме. Принцип развития В различных формулировках принципа развития в одних случаях преобладало основание гармонизации, в других — не столько противоречивости, сколько кризисного характера некоторых этапов развития человека в жизненном пути и известная фатальность, закономерность кризисов, привязанная к возрастам. По-видимому, критика принципа гармонического развития личности, который был идеологическим лозунгом эпохи социализма, не должна снять проблему пропорциональности развития. В отечественной психологии уже давно утвердилось понятие «гетерохронности развития», «сензитивности», как характеристики соответствия-несоответствия разных этапов развития, их своеобразной «чувствительности» к внешним воздействиям, усилиям и руководствам. Понятие «гетеро-хронности» обозначало неравномерность развития и темпов развития разных психических функций, способностей, свойств. Именно эти два ставшие классическими понятия имеют в своей основе принцип гармонизации, соответствия. Суть его заключается в том, что при наличии разных темпов и образовании значительного разрыва, скажем, между интеллектуальными и моральными качествами личности, интеллектуальные не только не содействуют развитию моральных, как утверждал Кольберг, но приводят к дисгармоничности личности — ригористичности, рассудочности, нравственной глухоте.
Диахронический характер развития, который особо выделяет Принцип развития в психологии является многогранным, в силу чего он уже перерос в специальную область психологического знания. Он раскрывает в фило- и онтогенетические особенности развития, и соотношение индивида с данным обществом на разных этапах жизненного пути, и возрастные этапы развития и развитие личности в жизненном пути. Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкретизация предполагает: понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню; «движения по восходящей» (по словам С.Л.Рубинштейна); признание субъектного характера развития, о чем выше шла речь; осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом;
принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития; развитие рассматривается в акмеологии как развитие в жизненном пути (не только в онтогенезе) и деятельности — акмеология через личность впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии; акмеология учитывает соотношение потенциального и актуального в развитии личности — нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей; акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а выявляет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой. Поскольку, как было сказано, системообразующим основанием акмеологии является личность, то необходимо ставить проблему культуры личности как результат ее развития и как способа жизнедеятельности. Эта проблема поставлена А.А.Деркачем, который выделил «обшекультурные параметры личности», ее «культурный уровень». Наиболее существенными моментами этой постановки вопроса оказалось соотнесение личности как достигшей уровня культуры с современными техническими, социальными, профессиональными условиями жизнедеятельности, в отличие от многочисленных подходов к личности как творцу, вносящему свой вклад в культуру, чем ограничивалась вторая сторона проблемы личность-культура (первая — усвоение культуры, вторая — творческий вклад в культуру отдельных выдающихся личностей). Таким образом, оказалось восполнено совершенно пустое проблемное пространство, как культурно функционирует преобладающая масса личностей в современном обществе, проблема повседневного (а не только творчески выдающегося) функционирования личностей. Тезис усвоения личностью культуры не был доведен до своей самой существенной конкретизации: а как, на каком уровне культуры функционирует ее усвоившая личность — каковы предъявляемые к ней в этом плане требования общества и каковы ее изменившиеся на основе культуры возможности. Применительно к советскому обществу не раз отмечалась его высокая образованность. Но она приходила в противоречие с различными данными, свидетельствующими о низкой культуре и производительности труда. Значит, образованность не перешла в качестве компетентности, профессионализма личности. Второй принципиальный момент, раскрываемый А.А.Деркачем в его определении культуры личности, заключается в объяснении того, что культура становится не просто способом деятельности, заимствованным опытом и т.д. а новым качеством* новообразованием личности. Мы считаем, что кри терием культ уры личности становится оптимальность и конструктивность ее собственного самовыражения, самореализации и того способа социальной профессиональной деятельности, которым она осуществляет эту деятельность. «В них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма». В категориях, рассматриваемых А.А.Бодалевым эти особенности — высший уровень достижений человека — воплощается в_понят иях «зрелости», на котором мы остановимся ниже специально как специфическом именно для акмеологии.
Одним из основных понятий, с которых собственно началось становление акмеологии, было понятие «акме» как вершина жизни, развития личности. В плане методологическом очень важно, чтобы акмеология не превратилась только в психологию творчества, великих открытий и изобретений как систему биографических описаний жизненных вершин выдающихся людей. Акмеология за период своего становления и институционализации показала, что речь идет об уровне культуры любой личности, о необходимости содействия ей в достижении все более высоких уровней и не только о «пиках» жизненного пути, но и пролонгированной способности личности жить и действовать в соответствие со своей цивилизованностью. Этим снимается взгляд на акмеологию как экзотическое знание и раскрывается ее приложимость, актуальность практически во всех сферах жизни общества — профессиональной, гражданской, нравственной. Принцип гуманизма Последним из методологических принципов, которые составляют базис акмеологии, является принцип ценности, гуманизма. В самом кратком виде раскрывая общее философско-методологическое содержание этого основополагающего в развитии человеческого принципа, можно указать на то, что первоначально обществом была выработана сама категория идеала или ценности, как блага, как пользы, интереса, цели, человека, а затем уже разрабатывается понимание человека как следующего, стремящегося достигающего блага, должного, ценностей. Наиболее актуальными в современной психологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счастья, т.е. психологической способности-неспособности человека верить в лучшее, будущее, а тем самым и идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности-оптимизма-счастья в caмой личности или их связи с жизненным путем, его благополучием-неблагополучием. Самым существенным является то, что акмеология в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, является наукой о личности и потому она может предложить и предлагает людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности. Принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и заключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни человека достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности,ее доровья,оптимизма, трудоспособности. Наконец, целую главу современной акмеологии составляют сегодня исследования И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и их продолжателей, которые соединяя проблематику психологии мышления, психологии развития и в известном смысле психологию личности, разрабатывают то теорегико-операциональное представление о рефлексии, сферах ее применения и возможностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|