Задачи акмеологии как теоретической и практической области науки
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях требует создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни. Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера — профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений. Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека — процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом. Акмеологический подход кроме того предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий. Учет всего отмеченного круга вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей и Его «АКМЕ».
Степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или «неисправимый ловелас» и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. Задача акмеологии состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, безусловно, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-климатическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни. Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология: это научное освещение феномена «акме», объективирование в ней общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме». Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось.
Акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений — понимания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии. Проблемы акмеологии в связи с этим как интегративной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условии, с другой, и способов их организации — с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, саморганизация времени жизн. Актуальна разработка акмеологией круга проблем: «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.
Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья. Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творческого потенциала. Принципиально новый уровень профессионализма при выработке твердой профессиональной позиции достигается при выработке такой характеристики, как акмеологические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра- класса. В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности является поиск общих моментов, которые их объединяют и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, и выработка соответствующих понятий. Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессиональной компетентности, высокий уровень которой становится доступным человеку, как правило, на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру. Из всего изложенного вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии: анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Вполне ясно, что профессионализма «вообще» нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и конкретные области деятельности.
Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых «технологий», для получения высокого результата, — все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма. Очередная задача для акмеологии: через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психогенетических, психофизиологических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Анализ соотношения получаемых данных и сведение их конструктивных элементов в целостные системы и модели также осуществляет акмеологии. С точки зрения уровня профессионализма может и должны оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и групповые социальные субъекты (профессиональные коллективы), отличающиеся друг от друга по своему предназначению, организационному построению и характеру деятельности Акмеологические методы или технологии обеспечивают такие общепринятые виды деятельности, как диагностика, коррекция, развитие. Причем, собственно акмеологические технологии нацелены на создание психолого-педагогической инфраструктуры для экологически-комплексного культивирования рефлексно-творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие профессионального мастерства. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов как в ситуации решения профессионально-творческих задач (И.Н.Семенов, 1993, 1994), так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии (И.Н.Семенов, 1993) с учетом структурных аспектов акмеологаческого подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|