Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи акмеологии как теоретической и практической области науки




Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях требует создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни.

Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера — профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индиви­дуального или группового характера, который включен во все мно­гообразие реальных связей и отношений.

Сущность акмеологического подхода заключается в осуществ­лении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучают­ся в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при та­ком подходе к изучению человека — процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их науч­но-корректного сопряжения их друг с другом.

Акмеологический подход кроме того предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

Учет всего отмеченного круга вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собствен­ного опыта и социальных ценностей и Его «АКМЕ».

Степень желаемой зрелости — это многомерное состояние чело­века, которое хотя и охватывает значительный по временной протя­женности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью лич­ность, как семьянин или «неисправимый ловелас» и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается боль­шей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрело­сти, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные со­ставляющие профессиональной компетентности будут характеризо­вать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Задача акмеологии состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школь­ном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И на­против, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, безусловно, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-климати­ческими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни.

Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, кото­рые призвана решать акмеология: это научное освещение феноме­на «акме», объективирование в ней общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме». Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и меха­низмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось.

Акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвер­дившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений — пони­мания субъекта как специфического способа организации (каче­ственной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гар­монией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порож­денная социальными, техническими, природными условиями ситу­ация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жиз­ненной стратегии.

Проблемы акмеологии в связи с этим как интегративной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из при­родных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условии, с другой, и способов их организации — с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального спосо­ба организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь яв­ляется способность человека к самореализации в рамках жизнен­ной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уро­вень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, саморганизация времени жизн.

Актуальна разработка акмеологией круга проблем: «профессионализм и его основные характеристи­ки»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глу­бокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а так­же нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятель­ности и на достижение в ней уникального, неординарного резуль­тата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творче­ского потенциала. Принципиально новый уровень профессиона­лизма при выработке твердой профессиональной позиции достига­ется при выработке такой характеристики, как акмеологические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его вну­тренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновацион­но-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Имен­но акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра- класса.

В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изуче­нии труда профессионалов экстра-класса в разных областях дея­тельности является поиск общих моментов, которые их объединя­ют и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, и выработка соответствующих понятий.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее ха­рактерных чертах профессиональной компетентности, высокий уровень которой становится доступным человеку, как правило, на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную струк­туру. Из всего изложенного вырисовывается еще одна пробле­ма, относящаяся к компетенции акмеологии: анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и дру­гими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Вполне ясно, что профессионализма «вообще» нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и конкретные области де­ятельности.

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые прихо­дится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть приме­няемых «технологий», для получения высокого результата, — все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма.

Очередная задача для акмеологии: че­рез проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоем­кой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагоги­ческих, психогенетических, психофизиологических, психогигиени­ческих, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой пробле­мой. Анализ соотношения получаемых данных и сведение их кон­структивных элементов в целостные системы и модели также осу­ществляет акмеологии.

С точки зрения уровня профессионализма может и должны оцениваться не только тот или иной человек, работающий в кон­кретной области труда, но и групповые социальные субъекты (про­фессиональные коллективы), отличающиеся друг от друга по свое­му предназначению, организационному построению и характеру деятельности

Акмеологические методы или техноло­гии обеспечивают такие общепринятые виды деятельности, как диагностика, коррекция, развитие. Причем, собственно акмео­логические технологии нацелены на создание психолого-педагоги­ческой инфраструктуры для экологически-комплексного культиви­рования рефлексно-творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие профессионального мастерства.

При акмеологическом подходе доминирует проблематика раз­вития творческих способностей профессионалов с учетом различ­ных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалифи­кации.

Профессиональный аспект связан с определе­нием возможностей и результатов осуществления трудовой деятель­ности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответствен­ности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяс­нения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оцен­ки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием лич­ности как развивающегося «я» и пониманием партнеров по комму­никации в процессе трудовой деятельности) является системообра­зующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации чело­века. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие спо­собности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов как в ситуации решения профессионально-творческих задач (И.Н.Семе­нов, 1993, 1994), так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии (И.Н.Семенов, 1993) с учетом струк­турных аспектов акмеологаческого подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции раз­вития творчества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...