Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние проявления реально функционирующего.




Из этого следует, что развитие потенциального связано с реа­лизацией личностного потенциала, а актуального — в процессе об­щественного бытия личности. Следовательно, развит ие л ичности будет гармоничным если, оно осуществляется в сферах потенциаль­ного и актуального a не изолированно.

Постулирование принципа актуального и потенциального в развитии личности обусловливает необходимость изучения главных детерминант этих составляющих. Однако это лишь один из важных аспектов развития. Другой заключается в развитии способностей личности, и прежде всего сложных частных, как реализации потенциального до уровня ода­ренности. Развитие сложных частных способностей обычно осу­ществляется в процессе профессиональной деятельности и взаимо­действий, а также с помощью психологических и акмеологических технологий и тренингов.

Психологические исследования свидетельствуют, что развитие личности всегда связано с изменением системы ее потребностей. Изменение системы потребностей в свою очередь влияет на мотивационно-смысловую сферу личности — по мере развития возрастает роль мотивов достижения, которые уско­ряют сам процесс развития.

В обшей проблематике развития личности осо­бое место принадлежит личностно-профессионалъному развитию. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности работающего суще­ственно влияют на процесс и результаты профессиональной дея­тельности, с другой — само формирование личности в значитель­ной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. В нашей стране проблема профессионального развития лично­сти изучается по нескольким научным направлениям. Одно из них связано с разработкой научных основ психологии профессий. Ис­следования М.А.Рыбакова, К.К.Платонова позволили раскрыть сущность и содержание таких важных психо­логических категорий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и под­готовка, профессиональная квалификация. В рамках данного на­правления совершенствовались и методы профессиографического подхода.

Другое направление связано с непосредственным изучением профессионально важных качеств способствующих повышению эффективности и надежности деятельности.

Третье направление, связанное с разработкой психологических основ профессионального мастерства, рассматривается как одно из направлений психологии труда (Голубев Г.Г., Климов Е.А., Марко­ва А.К., Платонов К.К.).

Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала

Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формиро­ванием личностной целостности.

Установлено, что движущей силой личностно-профессиональ­ного развития выступают противоречия. Основным из них являет­ся противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессио­нальной деятельности, нормативностью поведения человека. Воз­никающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности. Личность разрешает, овладевая алгорит­мами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных (авторских) программ профес­сионального роста, разработки и применения методов психологи­ческой поддержки (сопровождения).

К.А.Абульхановой-Славской, А.К.Марковой, Л.И.Катаевой ус­тановлено, что в процессе личностно-профессионального развития изменяются диалектические связи: личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоя­тельность и автономность. Индивидуализация и социализация яв­ляются взаимосвязанными компонентами единого процесса лично­стно-профессионального развития. В результате изменяется и образ «Я» личности. При этом основными психологическими механизма­ми формирования адекватного образа «Я» являются: проявление личностной мобильности, включающей психологическую компе­тентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность, стремление к профессиональному мастерству. Диалектичес­кий синтез активной и рефлексивной сторон профессионального самоопределения у каждого человека обеспечивает успех професси­ональной карьеры, социальную защищенность в условиях рыноч­ных отношений.

Обобщенные и обоснованные критерии и показатели профес­сионализма и личностно-профессионального роста позволяют определить, что профессионал — это лич­ность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятель­ности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориенти­рованная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества.

Дескриптивная психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А-А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М.Дьячков, А.А.Мироедов) включает две подструктуры — «развитие про­фессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». В подструктуру «развитие профессионализма лично­сти» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управ­ленческих решений), совершенствование стиля руководства, фор­мирование акмеологических инвариант профессионализма, разви­тие некоторых личностно-деловых качеств (исполнительности, инициативы, дисциплинированности, нормативности, организо­ванности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентно­сти, совершенствование системы профессиональных уме­ний (освоение новых технических средств деятельности, новых компьютерных и информационных технологий, развитие коммуни­кативных умений).

Выявленные психолого-акмеологические условия и факторы личностно-профессионального развития позволяют оптимизиро­вать этот процесс.

Наконец, процесс личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала невозможен без развитой сис­темы представлений о самом себе как профессионале в различных профессионально значимых позициях, выделенных при исследова­нии развития психологической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...