Внешние проявления реально функционирующего.
Из этого следует, что развитие потенциального связано с реализацией личностного потенциала, а актуального — в процессе общественного бытия личности. Следовательно, развит ие л ичности будет гармоничным если, оно осуществляется в сферах потенциального и актуального a не изолированно. Постулирование принципа актуального и потенциального в развитии личности обусловливает необходимость изучения главных детерминант этих составляющих. Однако это лишь один из важных аспектов развития. Другой заключается в развитии способностей личности, и прежде всего сложных частных, как реализации потенциального до уровня одаренности. Развитие сложных частных способностей обычно осуществляется в процессе профессиональной деятельности и взаимодействий, а также с помощью психологических и акмеологических технологий и тренингов. Психологические исследования свидетельствуют, что развитие личности всегда связано с изменением системы ее потребностей. Изменение системы потребностей в свою очередь влияет на мотивационно-смысловую сферу личности — по мере развития возрастает роль мотивов достижения, которые ускоряют сам процесс развития. В обшей проблематике развития личности особое место принадлежит личностно-профессионалъному развитию. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности работающего существенно влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой — само формирование личности в значительной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. В нашей стране проблема профессионального развития личности изучается по нескольким научным направлениям. Одно из них связано с разработкой научных основ психологии профессий. Исследования М.А.Рыбакова, К.К.Платонова позволили раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подготовка, профессиональная квалификация. В рамках данного направления совершенствовались и методы профессиографического подхода.
Другое направление связано с непосредственным изучением профессионально важных качеств способствующих повышению эффективности и надежности деятельности. Третье направление, связанное с разработкой психологических основ профессионального мастерства, рассматривается как одно из направлений психологии труда (Голубев Г.Г., Климов Е.А., Маркова А.К., Платонов К.К.). Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия. Основным из них является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека. Возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности. Личность разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных (авторских) программ профессионального роста, разработки и применения методов психологической поддержки (сопровождения).
К.А.Абульхановой-Славской, А.К.Марковой, Л.И.Катаевой установлено, что в процессе личностно-профессионального развития изменяются диалектические связи: личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность. Индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития. В результате изменяется и образ «Я» личности. При этом основными психологическими механизмами формирования адекватного образа «Я» являются: проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность, стремление к профессиональному мастерству. Диалектический синтез активной и рефлексивной сторон профессионального самоопределения у каждого человека обеспечивает успех профессиональной карьеры, социальную защищенность в условиях рыночных отношений. Обобщенные и обоснованные критерии и показатели профессионализма и личностно-профессионального роста позволяют определить, что профессионал — это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества. Дескриптивная психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А-А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М.Дьячков, А.А.Мироедов) включает две подструктуры — «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств (исполнительности, инициативы, дисциплинированности, нормативности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентности, совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых компьютерных и информационных технологий, развитие коммуникативных умений).
Выявленные психолого-акмеологические условия и факторы личностно-профессионального развития позволяют оптимизировать этот процесс. Наконец, процесс личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала невозможен без развитой системы представлений о самом себе как профессионале в различных профессионально значимых позициях, выделенных при исследовании развития психологической культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|