Принцип потенциального и актуального
К числу акмеологических может быть отнесен развитый в трудах С.Л.Рубинштейна и его школы принцип потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного. Для акмеологии он служит в двоякой функции: 1. методологического ориентира на резервы, возможности личности, которые могут реализоваться в будущем ей самой или при акмеологической поддержке; 2. практико-диагностического ориентира. Он предполагает использовать при диагностике наличного состояния личности не столько констатирующие, измерительные, сколько проективные процедуры. На этапе самой акмеологической поддержки (игротехники, тренингов) он ориентирует на субъекта, его рефлексию как на самостоятельные способы умножения личностью своего потенциала, как на средства расширения ее сознания. Простое значение понятия имплицитность сводится также, в-третьих, к понятию неисполъзованность, незагруженность. Развернувшиеся в последнее время исследования социального мышления показали, что личность не так часто и не полностью использует свои интеллектуальные ресурсы, не «загружает» свой интеллект, стремится к решению более легких или стандартных задач. Отсюда задача акмеологии препятствовать случайному, стихийному «использованию» человеком своих психических ресурсов, открыть путь и мотивацию полноценной самореализации. Принцип моделирования Принцип моделирования был разработан в середине века в сферах управления социальными, производственными и другими системами и в каждом нашел свою спецификацию и конкретизацию. В методологии науки принцип моделирования был в известной степени формализован для унификации моделей поисковых, исследовательских и оперативных в систематике научного знания (И.Н.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий).
Основой понимания природы моделирования выступает теория отражения. Анализ универсального свойства отражения, его проявление в процессах, связанных с деятельностью человека, позволил изучить роль реагирования личностных систем в выяснении природы моделирования. В результате отражение определяется как специфическая формы реагирования, в процессе которой необходимые признаки одних систем проявляются во внутренних изменениях и внешних действиях других систем через специфику их структуры и функции. Реагирование — подлинно системное качество, ибо в процессе его воспроизводится то всеобщее, что присуще системам «объект-явление», «отражающий субъект — отражаемый объект — отражающий субъект». Понятие «реагирование» конкретнее понятия «взаимодействие», рассматриваемого как сущность отражения. Это, разумеется, тоже взаимодействие, но уже явным образом предполагающее изменение вступающих в него компонентов. В процессе реагирования каждый из компонентов системного комплекса взаимодействия испытывает воздействия другого, выступает в одно и тоже время и причиной, и следствием, которые заменяют друг друга. Отсюда вытекает необходимость рассматривать отражение не просто как взаимодействие, а как реагирование. Развитие отражения в человеческом мышлении идет еще дальше: он подвергает анализу не только процесс отражения, но и самоотражения. Это означает, как считает В.П. Бранский, что отражение второго порядка становится моделью для отражения третьего порядка. Следовательно, возникает своеобразная иерархия сложных многоуровневых моделей, которая на основе реактивности преломляется через специфику внутренних процессов сознания и выступает более или менее точной копией объектов. Анализ изложенного позволяет выявить следующее: в своей основе модель взаимодействия — это гипотеза о том, как может быть осуществлен процесс взаимодействия, какие результаты при этом можно получить; содержание модели зависит от особенностей моделируемого субъекта, от той цели, которую он ставит перед собой; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой, — деятельности, влияющей на субъекта моделирования. В этом соотношении необходимо соблюдать объективное соответствие и его меру, которую нельзя упрощать и преувеличивать. Под моделью подразумевается материальная или мыслительная (знаковая, концептуальная) система, кoтopaя опосредованно отражает совокупность факторов, воспроизводящих, имитир ующих объект (взаимодеиствие, партнеров взаимодействия) на разны х уровнях их организации, самоорганизации и развития. Моделирование — это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем. Моделирование — субъективно-объективная системная задача. Проектировщик должен по отношению к издаваемой модели быть одновременно и объектом, и субъектом моделирования.
Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности и, по Вартофскому, способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Для раскрытия специфики предмета акмеологии особенно существенно, что она — в отличие от других наук (особенно естественных), не имеет целиком онтологически заданного реального объекта. Ее предмет — это изменение реального объекта (оригинала) от наличного «стартового» состояния к идеальному, «финишному». Предметом данной науки является не субстациональное статичное состояние, а сам момент и способ изменения. В данной модели могут быть выделены переменные и постоянные величины, составляющие. Как ни парадоксально, но идеал, т.е. финишное состояние при моделировании должен обладать набором постоянных критериев: они в какой-то степени и были уже выявлены: компетентность, профессионализм, оптимальность самовыражения. Переменной является характеристика оригинала, его реального отправного состояния — разные личности находятся на разном уровне развития, который и должен быть выявлен. Средства акмеологической поддержки варьируют между полюсами стандартного и индивидуального: набор средств акмеологической поддержки яатяется типичным — это консультации, игротехники, тренинги. Но способ организации и проведения последних ориентирован на динамику, на изменчивость уровня развития субъекта и собственные индивидуальные — рефлексивные, интеллектуальные ресурсы. О.С.Анисимов подчеркивает необходимость методологизации аналитика-акмеолога, что составляет культуру акмеологического анализа, так как обеспечивает организованное, критериальное прихождение к акмеологичес-ки значимым результатам.
Алгоритм представляет собой постоянную акмеологической модели, поскольку отвечает самому существенному критерию и осуществления деятельности и развития ее субъекта — оптимальности. Принцип оптимальности Различные ученые в понятие оптимальности вкладывают несколько отличное содержание. В.Г.Асеев отмечает, что оптимум может быть рассмотрен как граница меры за пределами которой система переходит в новое качественное состояние. Тенденция к оптимизации присуща социальным системам, человеческой деятельности и подразумевает сознательное целеполагание и целеустремление. Собственной, внутренней целью управления является обеспечение оптимального протекания процесса движения системы к той или иной конкретной цели, или, иначе говоря, оптимального функционирования системы, направленного на достижение заданной цели. Исходя из данного философского понимания, можно сделать следующий важный вывод. Если цель определяет содержание управления (систему всех мероприятий, обеспечивающих решение задач), то собственная внутренняя цель управленческой деятельности, выступающая в качестве одной из важнейших сторон ее сущности, заключается в создании условия развития системы. Следовательно, оптимальный уровень деятельности и психологической культуры субъекта деятельности позволяет привести систему к наилучшему состоянию, которое достигается через целенаправленное, целесообразное, сознательное регулирование параметрами системы.
Для акмеологического исследования важное значение имеет философское соотношение категорий оптимального и эффективного. Многие философы, в том числе ВА.Асеев, В.Г-Афанасьев, В.А.Бокарев, видят в оптимальности наивысшую или полную эффективность. В связи с этим отмечают, что оптимум системы (ее оптимальное состояние) обеспечивает эффективность. Отсюда можно сделать вывод: эффективность характеризует степень близости системы к экстремальному или оптимальному состоянию. Оптимальность, оптимизация является целью акмеологического процесса и центральным методологическим принципом. Стоит заметить, что принцип оптимальности не выражает конечное, точечное состояние идеала. Но тем не менее, критерий оптимальности обладает очень большой определенностью. Эта определенность задается эффективностью деятельности и удовлетворенностью ее субъекта, т.е. объективным и субъективным критериями. Однако сердцевину оптимальности раскрывает понятие алгоритма, которое выражает стратегичный, конструктивный способ осуществления данной деятельности. Итак, оптимальность — величина динамическая, изменяющаяся относительно к внешним и внутренним условиям субъекта и деятельности, но одновременно устойчиво-определенная, поскольку алгоритм выражает сущность способа осуществления данной деятельности. Индивидуальность траектории жизненного пути личности задается, на наш взгляд, потребностью к самореализации, которая репрезентируется в сознании и самосознании личности в виде «Я»-концепции. Прогрессивность, а потому и оптимальность развития личности в жизненном пути в избранной ей деятельности, общении зависит от «Я»-концепции, содержащей интеграл личностной оценки своего наличного состояния, способа своей объективации в жизни и проективных тенденций личности, прежде всего ее смысла жизни, целей, жизненной перспективы .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|