Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретные методологические принципы акмеологического исследования




Принцип субъекта деятельности

Конкретное содержание и смысл принципа личности для акмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психоло­гии. С.Л.Рубинштейн, выдвинув личностной принцип, противопо­ставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состоя­ния. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психоло­гии еще продолжается, не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприя­тия, памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значитель­ные шаги. В акмеологии личность рассматривается в своем разви­вающемся, функционирующем состоянии: в этом особенность личностного принципа в акмеологии. Вторая — неотъемлемая — особенность этого принципа в том, что, функционируя, личность «вписывается» (по выражению Б.Г.Ананьева) в другие системы — жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Если это система профессии, акмеологию интересует личность профессио­нала, более конкретно — личность управленца, менеджера, госслу­жащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психо­логическом качестве и социально-профессиональном, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.

Далее, если в психологии личность рассматривается в разви­тии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стади­ально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном и в ситуативном. Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс, имеющий двойную детерминацию: субъекта (внутренняя детерми­нация) и акмеолога и реализуемых им средств поддержки личнос­ти (внешняя детерминация). Суть проблемы в установлении гармо­низации этих детерминант, их согласовании. Принцип субъекта деятельности получил многократную и мно­гоуровневую конкретизацию в психологии, выделил в деятельности ее принципиальные функциональ­ные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивно­му применению их деятельности: проектировочный, который связан с целевым характером деятельности. Представление А.А.Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровня­ми осуществления.

В числе компонентов А.А.Деркач включил конструктивный. Организаторский компонент деятельности выражал методоло­гическую тенденцию сближения понятий «деятельности» и «орга­низации», которая уже наметилась в теории управления. Наконец, выде­ленный им коммуникативный компонент соответствовал нарастаю­щему в психологии осознанию того, что деятельность это не толь­ко деятельность индивидуального субъекта, но носит совместный кооперативный характер.

К.А.Абульханова, разработав на основе идей С.Л.Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, дала и конкретизацию принци­па субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности это но­вое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не толь­ко включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемые обществом к ее исполнителю. Если на первых этапах развития принципа единства сознания и деятельности, подчеркивался пре­имущественно творческий, инициируемый самой личностью ее ха­рактер и только такая деятельность считалась предметом изучения психологии (А.В.Брушлинский), то, как говорилось, осмысление реальности привело не только к ограничению этой оптимистичес­кой формулы, но к пониманию того, что и не личность задает де­ятельность и не деятельность задает личность, а субъект деятельно­сти находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стан­дартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей дея­тельно-профессиональной жизни. «Став субъектом, — пишет К.А.Абульханова-Славская, — личность вырабатывает индивиду­альный способ организации деятельности. Этот способ отвечает ка­чествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более ли ме­нее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров.

Субъект является интегрирующей, централизующей, коорди­нирующей инстанцией деятельности.

В числе важнейших субъектно-личностных характеристик дея­тельности для акмеологии оказываются понятия «профессионализ­ма», «мастерства» и «компетентности».

В системе понятий акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности может быть вклю­чено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составля­ющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.

Заключая анализ принципа субъекта деятельности в акмеоло­гии, следует сказать, что на его основе она раскрывает пути наибо­лее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в про­фессии, что и является условием творчества, с одной стороны. С другой — он позволяет ей обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий.

Принцип жизнедеятельности

Принцип жизнедеятельности является конкретным и осново­полагающим для акмеологии и исторически и теоретически, и логи­чески. Понятие акме, сформулированное и П.А.Флоренским, и Н.И.Рыбниковым и наиболее содержательное определенное Б.Г.Ананьевым, было связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами. Наряду с понятием «пика» карьеры, ко­торое также было ново для отечественной традиции и существенно для психологии профессий, Ананьев выдвигает понятие «пика» или вершины жизни. Необходимо выделить следующие методологически ценные аспекты: мысль, что совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не результат, а так­же мысль, что оптимальное выражение человека в жизни, достиже­ние им вершины отвечает своеобразному акмеологическому закону обратной связи — оно дает человеку преимущество. Характеризуя жизненные позиции личностей, К.ААбульханова воспользовалась образным сравнением, согласно которому одни люди идут по жиз­ни пешком, другие движутся на поезде, а третьи — самолетом. До­стигнутый уровень открывает новый спектр объективных возмож­ностей человеку, умножая его силы.

Для акмеологии центральным становится не только принцип жизнедеятельности, теория жизненного пути, биографический под­ход, но принцип личности как субъекта жизни. Он означает «овла­дение» личностью условиями своей жизни, создание ей вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жиз­ненных отношений и позиций.

Функция принципа субъекта жизни и жизнедеятельности в том, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности труда в жизненном пути личности. Это целое проблемное поле акмеологической науки, призванной не только возвысить возмож­ности человека, но не дать ему их потерять.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...