Конкретные методологические принципы акмеологического исследования
Принцип субъекта деятельности Конкретное содержание и смысл принципа личности для акмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психологии. С.Л.Рубинштейн, выдвинув личностной принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается, не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприятия, памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значительные шаги. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии: в этом особенность личностного принципа в акмеологии. Вторая — неотъемлемая — особенность этого принципа в том, что, функционируя, личность «вписывается» (по выражению Б.Г.Ананьева) в другие системы — жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Если это система профессии, акмеологию интересует личность профессионала, более конкретно — личность управленца, менеджера, госслужащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально-профессиональном, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном и в ситуативном. Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс, имеющий двойную детерминацию: субъекта (внутренняя детерминация) и акмеолога и реализуемых им средств поддержки личности (внешняя детерминация). Суть проблемы в установлении гармонизации этих детерминант, их согласовании. Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию в психологии, выделил в деятельности ее принципиальные функциональные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их деятельности: проектировочный, который связан с целевым характером деятельности. Представление А.А.Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления.
В числе компонентов А.А.Деркач включил конструктивный. Организаторский компонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения понятий «деятельности» и «организации», которая уже наметилась в теории управления. Наконец, выделенный им коммуникативный компонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но носит совместный кооперативный характер. К.А.Абульханова, разработав на основе идей С.Л.Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, дала и конкретизацию принципа субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемые обществом к ее исполнителю. Если на первых этапах развития принципа единства сознания и деятельности, подчеркивался преимущественно творческий, инициируемый самой личностью ее характер и только такая деятельность считалась предметом изучения психологии (А.В.Брушлинский), то, как говорилось, осмысление реальности привело не только к ограничению этой оптимистической формулы, но к пониманию того, что и не личность задает деятельность и не деятельность задает личность, а субъект деятельности находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельно-профессиональной жизни. «Став субъектом, — пишет К.А.Абульханова-Славская, — личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более ли менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров.
Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. В числе важнейших субъектно-личностных характеристик деятельности для акмеологии оказываются понятия «профессионализма», «мастерства» и «компетентности». В системе понятий акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии. Заключая анализ принципа субъекта деятельности в акмеологии, следует сказать, что на его основе она раскрывает пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в профессии, что и является условием творчества, с одной стороны. С другой — он позволяет ей обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий.
Принцип жизнедеятельности Принцип жизнедеятельности является конкретным и основополагающим для акмеологии и исторически и теоретически, и логически. Понятие акме, сформулированное и П.А.Флоренским, и Н.И.Рыбниковым и наиболее содержательное определенное Б.Г.Ананьевым, было связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами. Наряду с понятием «пика» карьеры, которое также было ново для отечественной традиции и существенно для психологии профессий, Ананьев выдвигает понятие «пика» или вершины жизни. Необходимо выделить следующие методологически ценные аспекты: мысль, что совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не результат, а также мысль, что оптимальное выражение человека в жизни, достижение им вершины отвечает своеобразному акмеологическому закону обратной связи — оно дает человеку преимущество. Характеризуя жизненные позиции личностей, К.ААбульханова воспользовалась образным сравнением, согласно которому одни люди идут по жизни пешком, другие движутся на поезде, а третьи — самолетом. Достигнутый уровень открывает новый спектр объективных возможностей человеку, умножая его силы. Для акмеологии центральным становится не только принцип жизнедеятельности, теория жизненного пути, биографический подход, но принцип личности как субъекта жизни. Он означает «овладение» личностью условиями своей жизни, создание ей вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций. Функция принципа субъекта жизни и жизнедеятельности в том, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности труда в жизненном пути личности. Это целое проблемное поле акмеологической науки, призванной не только возвысить возможности человека, но не дать ему их потерять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|