Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 6 глава





10. Внеклассная работа в группе (количество и тематика экскурсий, про­веденных вечеров отдыха, встреч с интересными людьми и т.п.); участие группы в общеучилищных мероприятиях.

11. Количество учащихся, занимающихся в кружках и спортивных сек­циях.

12. Другая информация (о развитии материальной базы, участии в рацио­нализации, техническом творчестве и т.д.).

Мастер группы

(подпись)

Классный руководитель

(подпись)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что в учебной работе группы подлежит учету? На какие итоговые результаты обращается особое внимание?

2. Перечислите показатели, входящие в отчетность мастера производ­ственного обучения. За какие периоды обучения обычно составляются отчеты?

3. Охарактеризуйте особенности записей в журналах учета производ­ственного и теоретического обучения.

4. Дайте характеристику содержанию и периодичности текущего, пе­риодического и итогового видов учета успеваемости и посещаемости в группе.

5. Объясните назначение индивидуальных дневников учащихся. Како­вы особенности их заполнения?

6. Как рассчитываются проценты выполнения учебных планов, успе­ваемости, посещаемости в группе? Как учитываются пропуски занятий отдельными учащимися?

7. Охарактеризуйте принципы проверки и оценки знаний и умений учащихся. Какие стороны совместной деятельности мастера и учащихся они отображают?

8. В чем суть системы показателей качества производственного обуче­ния? Можно ли среди них, на ваш взгляд, выделить доминирующие?

9. Охарактеризуйте суть тестирования и его уровни.

10. Почему предусмотрены тесты разных уровней? Что показывает выполнение учащимися теста того или иного ранга?

 

ГЛАВА 15

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению являются дидактические сред­ства. Они включают все предметы и орудия деятельности, кото­рыми пользуются мастер и учащиеся для более эффективной реа­лизации задач образования.



Использование дидактических средств при обучении по спе­циальности — непременное условие учебно-воспитательного про­цесса.

15.1. Функции дидактических средств

Ученые-педагоги считают дидактические средства необходи­мым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на ко­нечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти сред­ства, обогащая используемые методы обучения, содействуют ро­сту их эффективности. Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и представлений, на которые опираются кос­венное сознание, мыслительная деятельность, а также разного рода учебно-практическая. Подчеркнем: дидактическими средства­ми являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические за­менители, которыми педагог воздействует на зрение, слух, ося­зание и учащихся.

Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать обучающие средства в соответствии с тем, какие функции они выполняют в процессе обучения:

служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности {познавательная функция);

являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция)',

представляют собой важный источник знаний и умений, приобре­таемых учащимися, облегчают закрепление проработанного мате­риала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых ви­деосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение их функций. Дидактическим сред­ствам нового поколения соответствуют такие функции:

мотивационная (значительно повышается интерес к предмету); информационная (актуализируется передача информации); оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет домини­рующую роль.

15.2. Классификация дидактических средств

Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

Научные исследования последних лет (Институт новых техно­логий образования) показали: люди усваивают 20 % услышанно­го и 30 % увиденного. Но запоминают более 50 % того, что видели и слышали одновременно.

В арсенал дидактических средств педагога профессионального обучения могут входить такие приспособления и устройства.

Доски: для работы мелом, магнитные, монтажные, специальные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге не отходя от стола (учащиеся видят увеличенное изображение на экране), и др.

Устройства для светопроекции: проекторы неподвижных изобра­жений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство — для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой про­екции, устройства для освещения поля наблюдения (кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устрой­ства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства типа бегущей строки, затемнения и т. п.

Устройства для записи и воспроизведения звука: системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и про­игрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).

Аудиовизуальная техника: видеофоны, проекторы звукового кино, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе.

Дидактические машины: устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие маши­ны), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экза­менаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симу- ляторы, полифункциональные устройства, специальные устрой­ства (например, стенд-машины для изучения работы оборудова-. нщ с ЧПУ) и т.п.

Копировальная, множительная техника для воспроизведения тек- стов и образов: ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устрой­ства.

Приемные устройства средств массовой информации: радио, те­левидение.

Электронные цифровые машины: ЭЦМ общего назначения, элек­тронные цифровые дидактические машины.

Научно-информационная техника: устройства для чтения мик­рофильмов, классификаторы, классификационные карточки.

Комплексные учебники и программированные тексты: для обуче­ния традиционными методами; для программированного обуче­ния.

Аппаратура объемного изображения: стереопроекторы, стерео- кинопроекторы, голография.

Обобщая систему дидактических средств, которыми может пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее разделению по характеру их чувственного воздействия.

Визуальные средства включают естественные предметы, раз­личные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы (черно-белые и цвет­ные), символы и др. Важное достоинство визуальных средств со­стоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представ­ления о технике и ее применении. Особенно ценно, если у педа­гога есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструк­ции. Визуальные средства помогают уяснить ход производствен­ного процесса, его стадии (технологические карты). Когда мастер во время инструктажа последовательно накладывает друг на друга кодограммы, на каждой из которых показываются изменения, происходящие в процессе обработки, то постепенно формирую­щийся образ становится необычайно запоминающимся.

Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное при­менение при производственном обучении, чем на уроках иност­ранных языков, литературы, при формировании музыкальной культуры. Однако, например, преподавая автодело, педагог имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в зву­чании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, что металлы перед разрушением издают «предсмерт­ные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие раз­личных материалов, учащиеся могут получить необычайное по силе впечатление.

Огромную роль, в производственном обучении могут сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора — зрительный и слуховой, — они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем.

Учебный звуковой фильм (видеофильм) закрепляет представ­ления о предметах, явлениях, процессах, позволяет показывать их неоднократно. В этом заключены немалые дидактические до­стоинства, так как педагог получает возможность концентриро­вать внимание учащихся на процессах, не доступных непосред­ственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния (даже показывать межкристаллитные явления), пока­зывать процесс в ускоренном или замедленном течении, нагляд­но представлять его средствами мультипликации и т.д.

Поэтому аудиовизуальные средства можно использовать на любом этапе занятия и изучения темы: при ознакомлении с но­вым материалом, при закреплении, а иногда — для контроля и оценки результатов работы.

Отдельную группу составляют средства, частично автомати­зирующие процесс обучения: программированные учебники, дидак­тические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т. п.

Таким образом, отличаясь функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многосторонни, и лишь некоторые из них предполагают жесткое классифициро­ванное разделение. Вместе с тем надо четко сознавать: дидакти­ческие средства должны использоваться в тесной связи с други­ми составляющими процесса обучения. Их подбор зависит от целей и методов учебной работы, возраста обучаемых. Скажем, исполь­зование на каком-то занятии лекции как основного метода обус­ловливает и применение дидактических средств, отличное от того, что соответствует выполнению лабораторно-практической работы.

15.3. Особенности применения некоторых традиционных дидактических средств

Мастер, работающий в группе первого года обучения, должен помнить: демонстрируемый им объект, техническое устройство, схема или таблица не должны содержать много деталей, рассре­доточивая внимание. Целесообразно, чтобы важные для восприя­тия элементы выделялись цветом или высвечиванием. При этом необязательно применять какие-то сложные устройства. Расска­жем об использовании некоторых простых и эффективных средств наглядности.

Электрифицированные стенды по многим разделам программы могут быть предельно простыми и изготавливаться в самой учеб-

 

ной группе. Приведем в качестве примера-образца стенд для изу­чения устройства токарного станка по дереву СТД-120М (рис. 8). На фронтальную поверхность стенда наклеивают общий вид стан­ка (нарисованный или вырезанный из учебного плаката). В нуж­ных местах сверлят отверстия или прокалывают основу металли­ческими гвоздями, чтобы с обратной стороны вышли кончики. Их соединяют проводами (на обратной стороне стенда) с табли­цей названий узлов станка и с лампочкой, подводят блок пита­ния — от батарейки или электросети. Очень удобно для этих целей использовать старые многоштырьковые разъемы от списанной тех­ники, которые разбираются на фрагменты, удобные в монтаже. Если штеккер вставлен в гнездо на схеме станка (центральный фрагмент), то при касании указкой клеммы возле надписи назва­ния соответствующего узла загорается лампочка. Если штеккер установлен в гнездо таблицы, то загорается лампочка при кон­такте указки с соответствующей клеммой на схеме. Такие стенды полезны и при объяснении материала, и для самоконтроля усво­енных знаний, как на тренажере.

Представление учащимся эталонного изделия (объекта труда) и объяснение последовательности его изготовления можно осу­ществлять с помощью демонстрационных досок. Плоскостное или объемное изображение изделия на определенной стадии или его натурную интерпретацию закрепляют на матрице технологичес­кой карты (с графами и надписями, если педагогом не предус­мотрен другой вариант) — на магнитной или монтажной доске. Магнитная доска — это окрашенный металлический лист, к ко­торому прикрепляются фрагменты, снабженные небольшими маг­нитиками или магнитными полосками. Монтажные доски весьма разнообразны по конструкции. Часто применяются перфориро­ванные доски со строго выдержанным шагом расстояний между отверстиями, в которые входят штыри, выступающие из прикреп­ляемых элементов. Или из доски могут выступать штыри, на кото­рые нанизывают закрепляемые изображения (элементы). Для спе­циальностей, связанных с технологией обработки тканей, где фрагменты демонстрируемых изделий представляют куски мате­рии, крепящими элементами на фланелевых досках могут быть не традиционные булавки с головкой, пользование которыми отни­мает много учебного времени, а получившие значительное рас­пространение «липучки».

При использовании наглядных средств обучения, особенно изготовленных собственными руками, мастер должен иметь в виду следующие дидактические факторы:

изделия должны иметь эстетически привлекательный вид. Ма­лейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках, неудачный выбор покрытия — все это отрица­тельно скажется на работах, которые будут выполняться учащи­мися, так как подсознательно каждый из них усвоит сигнал-«ука- зание»: можно позволить небрежность в изготовлении;

цветовая гамма должна учитывать психологию цветовосприя- тия, о чем есть подробные сведения в учебной и специальной литературе;

размеры (пропорции) дидактического средства обучения долж­ны учитывать аудиторный (в большинстве случаев) показ элемен­тов. Поэтому если габариты объекта невелики, следует подгото­вить для демонстрации увеличенные изображения наиболее важ­ных элементов. Специальное внимание надо обращать на размер шрифтов пояснительных надписей;

мастер должен стремиться при ознакомлении учащихся с орудия­ми труда одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повы­шается.

Доступное и действенное средство дидактики — кодограммы. Кодоскоп (графопроектор) есть в каждом учебном заведении. На нем можно показать любую схему, текст и т.д. Однако обычный прием получения нужной кодограммы — с использованием спе­циальных тушей типа «Кальмар» — процедура длительная и слож­ная. А ведь сделать качественную кодограмму можно, использо­вав и обычный ксерограф (ксерокс). В качестве основы берут нуж­ное изображение из книги, таблицы и т.п., а копию (т.е. соб­ственно кодограмму) выполняют на пленке для кодоскопов обыч­ным путем, запуская ее в приемное окно аппарата. Достоинство такого способа — в четком копировании любых мелких деталей, шрифтов и многого другого, что традиционным способом ото­бразить в кодограмме непросто. Кодограммы прекрасно получа­ются и на компьютере, с распечаткой изображения на цветном принтере.

Особо следует сказать об использовании такого традиционного средства, как мел. Удачно выполненный эскиз может предупре­дить типовые моменты недопонимания материала. Графическая грамотность является фундаментом профессионализма. Работа с эскизами, чертежами формирует пространственное воображение. Графическая культура — непременное качество квалифицирован­ного рабочего.

Обозначим технологически принципиальные моменты в исполь­зовании мела и доски.

На занятиях производственного обучения желательно исполь­зование только цветных мелков. При этом целесообразно соблю­дение цветового стандарта: деталь и ее размеры — рисуются бе­лым (желтым) мелом; обрабатываемые поверхности — красным, а инструменты и приспособления — синим. Если из урока в урок на доске (лучше всего стеклянной, с разметкой на обратной сто­роне и окраской ее поля в светло-серый или светло-зеленый цвет) учащиеся видят красочные, четко, с соблюдением всех требова­ний графики, выполненные эскизы, то и в рабочих тетрадях бу­дет репродуцироваться манера их наставника.

Повторяя приемы мастера, учащиеся однозначно привыкают начинать эскизы с осевой линии, которая выполняется штрих- пунктиром, обводить контур с соблюдением требований стандар­та, правильно наносить размерные линии и проставлять размеры. Так у учащихся вырабатываются умения выполнять и читать чер­тежи. В дальнейшем это способствует приобретению достаточно прочных знаний по графике, формированию у будущих специа­листов технологической культуры.

15.4. Современная оргтехника для учебного процесса

Научно-технический прогресс коренным образом изменяет сред­ства обучения, предлагая широчайший выбор новейших достиже­ний в этой области, созданных на основе технологических концеп­ций XXI в. Для знакомства с отдельными видами дидактических средств обучения современного спектра, от самых мощных компь­ютер-видеопроекторов и лазерных указок до копи-досок, опишем некоторые из них. Педагог профессионального обучения должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.

Оверхед-проекторы с металлогалогенными лампами, создаю­щими световой поток около 5100 люменов, если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачных пле­нок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пульта дистанционного управления. С расстояния до 5 м педагог может управлять всеми потребными ему функциями проектора: подать лист, задать половинную подачу (если учащимся нужно сначала высветить только часть кадра), задать пошаговую подачу (напри­мер, строчек справочной таблицы), сменить пленку (до 30 листов).

Однако возможности оверхед-проекторов совершенно изменя­ются, когда они оснащаются жидкокристаллическими (ЖК) па­нелями. Пассивно-матричные панели на жидких кристаллах на­кладываются на рабочую поверхность проектора, подключаются к компьютеру или источнику видеоизображения, и на экране по­является цветное воспроизведение (до 16,7 млн нюансов цвета). Прямое подключение к компьютеру, видеомагнитофону, видео­камере, проигрывателю лазерных дисков — такие замечательные возможности дает использование ЖК-панелей. С их помощью мож­но выполнять следующие операции:

инверсию — позитивное изображение может быть переключе­но на негативное; очистку — изображение стирается, что дает возможность положить на панель обычную прозрачную пленку;

«замораживание» — изображение задерживается, а педагог может незаметно для обучаемых произвести какие-либо изменения в программе; обратную проекцию — зеркально перевернутое изоб­ражение; увеличение — детали изображения могут быть увеличе­ны в три раза по сравнению с оригиналом; выделение — выделя­ется и подсвечивается в восьми разных цветах нужная информа­ция прямо на экране.

ЖК-панели совмещаются с компьютерной мышью и указкой, красная точка от которой высвечивается на проекции с помощью дистанционного управления и показывает слушателям, на что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности у лазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь обычного компьютера. Красный светодиод на конце указки с расстояния до 15 м позволяет делать все, что обычно выполня­ется в прикладных программах Windows или Macintosh. Последнее достижение техники для изображений больших размеров (до 10 м по диагонали) — проекторы на матрицах с 921600 элементами, обеспечивающими яркое цветное изображение без привычного затемнения при дневном свете.

Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране и плоский объект — документ, цветное фото, рисунок из книги, и трехмерный — людей, самые разнообразные предметы (микро­электронику, например).

Появились и принципиально новые классные доски. Они на­зываются копи-досками и снабжены устройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено на доске. Нажатие кнопки — и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся для использования.

Очевидно, что подобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале педагогов профессионального обуче­ния.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение средств профессионального обучения и их функ­ций.

2. На какие основные группы можно разделить всю совокупность ди­дактических средств педагога профессионального обучения?

3. Почему в учебно-воспитательной работе нужно учитывать множе­ственность методов, форм и средств, а не избирать какой-то один ди­дактический прием в качестве универсального?

4. Какие особенности психологии восприятия учащихся должен учи­тывать мастер при разработке и использовании средств обучения?

5. В чем достоинства использования цветных изображений мелом на классной доске?

6. По программе изучаемой специальности определите темы, где мог­ли бы использоваться аудиальные средства обучения.

7. Какими возможностями располагают дидактические машины?

8. Предложите, где в производственном обучении компьютерные про­граммы могут быть использованы наиболее широко. Располагаете ли вы информацией о таких программах (применительно к специальности, преподавать которую вы готовитесь)?

9. Знаете ли вы, как выполнить кодограмму? Если нет — поищите рекомендации в специальной литературе.

10. Проанализируйте, какие дидактические средства необходимы для обучения по избранной специальности (задается индивидуально).

 

 

ГЛАВА 16

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Великий русский педагог К. Д.Ушинский мудро заметил: «Учи­тель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель». Сказанное почти полтора века тому назад се­годня чрезвычайно актуально. Педагог, полагающий, что с полу­чением диплома его образование завершено, специалист, кото­рый живет только знаниями, приобретенными в вузе, никогда не станет подлинным мастером в своем деле. Тот же Ушинский про­зорливо заметил: «Учитель не может уподобляться верстовому стол­бу, который сам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим».

Педагог сегодня, в эпоху информационного прорыва, буквально заваливающего молодежь информацией не только из привычных ранее источников, но и из Интернета, не имеет этического права образовывать и воспитывать других, если он постоянно не само­образовывается.

16.1. Роль и значение методической работы

Бесспорно, личный опыт, собственная инициатива, углубле­ние (по мере увеличения стажа работы) в педагогические и пси­хологические знания, многократная апробация методических при­емов — все это способствует становлению профессионала. Но обо­гащает не только свой, пусть и богатый, опыт. Специалист стано­вится настоящим мастером, если он наблюдает, изучает и твор­чески осваивает передовой опыт коллег. Так было и раньше, но сегодня это — обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося профессиональной подготов­кой молодежи.

В системе профессионально-технического образования и рань­ше уделялось достаточно много внимания методической работе.

К сожалению, сложный для страны период последних десятиле­тий не мог не отразиться на целостности этого важного участка педагогической деятельности. К счастью, несмотря на разрушен­ные прежние связи между образовательными учреждениями, в стране нашлись сотни ученых и практиков, воссоздающих мето­дическую службу нового типа, отвечающую запросам и реалиям сегодняшнего дня. Это непростое дело, поднимающее требования к методической деятельности работников учебных заведений, на­правленное на развитие педагогических и методических инстру­ментов, используемых практиками системы НПО, — еще в ста­новлении. Существует обоснованная надежда, что этот процесс не затянется, а инновационные технологии с помощью методи­стов глубоко «прорастут» в учебных заведениях ПТО.

Итак, главная задана методической работы в учебном заведении профессионального образования — повышение методического и педа­гогического уровня инженерно-педагогических работников, приве­дение его в соответствие с требованиями задач, выдвинутых Кон­цепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Методическая работа проводится в тесной связи с учеб- но-воспитательным процессом и является средством его совер­шенствования.

16.2. Структура и функции методической работы в учебном заведении системы НПО

Различают две взаимодополняющие формы методической ра­боты в учебных заведениях системы НПО — коллективную и ин­дивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функ­циональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всего, выражает­ся в активном участии членов педагогического коллектива в рабо­те педагогического совета — высшего органа учебного заведения (схема 6). К коллективным видам методической деятельности от­носится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, на­учно-практических конференциях, семинарах-практикумах. Педа­гогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но — применительно к методической деятельности — это, прежде всего, вопросы, связанные с поста­новкой учебно-воспитательного процесса. Объективно и второй круг вопросов педагогического совета, который мы обозначим как производственно-деловой, связан с обсуждением планов, меро­приятий, итогов, отчетов, результатов деятельности, актов инс­пектирования и т. п. Понятно, что на педагогическом совете бу­дут рассматриваться и вопросы открытия новых направлений под-

 


 

готовки рабочих кадров, переход на информационное обеспече­ние учебного процесса через Интернет, введение рейтинговых систем по контролю качества подготовки квалифицированных спе­циалистов и др.

Подчеркнем: мерилом и конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства и улучшение эффективности педагогической деятельности. Этой же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединени­ях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, свя­занными с разработкой конкретной деятельности мастеров и пре­подавателей, методическая комиссия в основном охватывает три направления в своей работе:

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

3) повышение педагогической квалификации мастеров и пре­подавателей.

Первое направление охватывает:

изучение новой учебно-программной документации и коррек­тивы действующей рабочей программы (при необходимости);

рассмотрение авторских программ обучения;

обсуждение перечней учебно-производственных работ по про­фессиям;

обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ; обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-тех­нологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает: проведение и анализ открытых уроков; организацию взаимопосещения занятий членами комиссии; обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспита­тельной работы в группе;

коллективное обсуждение отдельных направлений совершен­ствования процесса производственного обучения;

обсуждение методических рекомендаций по различным вопро­сам учебной деятельности и определение путей их внедрения в практику работы мастеров и преподавателей;

рассмотрение паспортов комплексного методического оснаще­ния специализированных и типовых учебных мастерских и каби­нетов;

анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпуск­ных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии Пре­следует организацию систематического повышения уровня ква­лификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода: обзоры новых изданий педагогической и методической литера­туры;

обсуждение конкретных публикаций по вопросам инноваци­онных технологий, путей совершенствования производственно­го обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практи­ки и др.;

организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкур­сов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического твор­чества в группах и т.п.;

обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педаго­гические чтения, конференции инженерно-педагогических работ­ников и т.п.;

заслушивание обзоров научно-технической информации и др. Даже далеко не полное перечисление вопросов, находящихся в компетенции методических комиссий, показывает широкие го­ризонты этой важнейшей коллективной деятельности в учебном заведении НПО.

Самостоятельная методическая работа мастера — это лич­ная, очень индивидуальная часть систематической работы по са­мообразованию и самосовершенствованию. Самообразование на­чинается там, где из прочитанного, увиденного, услышанного молодой педагог берет для себя что-то на вооружение, обогащает свою память тем, что потом пригодится при беседе с учащимися на уроке, просто при свободном общении со своими питомцами. Самообразование не регламентировано каким-то временем, «пла­ном». Оно должно стать постоянной потребностью человека, если угодно — привычкой.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.