Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Практические занятия. Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация. Лирического стихотворения (А. Блок «Россия»). План анализа




III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация

лирического стихотворения (А. Блок «Россия»)

Задача. Изучив особенности ритмики и мелодики стихотворения, раскрыть их содержательность — ту интонацию, которую они несут, и то настроение, которое эта интонация выражает; раскрыть связь (по аналогии или контрасту) между настроением, выраженным посредством ритмики и мелодики, и поэтическим миром стихотворения, а также переживанием героя.

Основные понятия. Ритм и ритмообразующие элементы (метрика, силлабика, каталектика, рифма, концевая пауза, цезура, внутренняя рифма, однотипность речевых конструкций, строфика). Мелодика стиха (звукопись), аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора.

 

Основная литература

Жирмунский, В. М. Теория стиха. – Л.: Сов. пис., 1975. – С. 8-25.

Эткинд, Е. Г. Проза о стихах. – СПб.: Знание, 2001. – С. 181-232.

Холшевников, В. Е. Что такое русский стих // Стиховедение. – М: Флинта–наука, 1998. – С. 5-60.

Богомолов, Н. А. Дольник // Богомолов, Н. А. Стихотворная речь. – М.: МГУ, 1988. – С. 19-23.

Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. – М.: РГГУ, 2000. – С. 266-291.

Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: Фортуна лимитед, 2000. – С. 227-228.

Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 46-59.

Лейдерман, Н. Л., Барковская, Н. В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург: УрГПУ, 2002. – С. 27-31.

Н. А. Дольник /Н. А. Богомолов  

Дополнительная литература

Долгополов, Л. К. Творчество А. Блока. – Л.: Искусство, 1981. – 240 с.

 

РОССИЯ

 

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи.

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

 

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

 

План анализа

1. Анализ ритмического рисунка стихотворения:

а) определить метр (размер) и его интонационные возможности;

б) установить расположение пиррихиев, указать их интонационную роль;

в) проанализировать интонационную роль внутренних и концевых пауз;

г) выявить особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы).

2. Исследование звуковой организации стихотворения:

а) определить тип и способ рифмовки в стихотворении;

б) проследить изменение характера клаузул, указать их интонационную роль;

в) проанализировать изменение состава сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы;

г) сделать вывод о мелодике стихотворения.

3. Определить темп: характеристику объема и строфики стихотворения, наличие композиционного членения. Как темп соотносится с ритмом и интонацией стихотворения?

4. Установить взаимосвязь между ритмико-мелодической организацией стихотворения, его интонацией и поэтическим миром; их роль в создании образа-переживания.

Занятие 2. Ритм художественной прозы

(М. Пришвин «Не забыть»)

Задача. Обучить методике анализа ритма прозы; показать связь между интонационным строем прозы и художественным миром (его эмоциональной атмосферой, напряженностью коллизии, психологическим состоянием персонажа); уловить в ритме прозы проявление идейно-эстетической позиции повествователя.

Основные понятия. Единицы прозаического ритма: колон, синтагма, фразовый компонент, зачин, окончание, фраза, абзац, синтаксический параллелизм; ритмическая проза, стихотворение в прозе.

Основная литература

Гиршман, М. М. Проблема специфики ритма художественного произведения // Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 248-276.

Жирмунский, В. М. О ритмической прозе // Жирмунский, В. М. Теория стиха. – Л.: Сов. пис., 1975. – С. 569-588.

Лотман, Ю. М. Поэзия и проза // Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 23-33.

 

НЕ ЗАБЫТЬ

 

Вечер. Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему еще далеко. По ту сторону и по эту на реке блестят две реки — это забереги. С нашего берега по заберегу лежат кладочки. По ним люди переходят на лед, по уцелевшей тропке направляются к другой стороне и там по вторым кладочкам осторожно перебираются на берег. На той стороне, против юга, темного много больше, чем белого. Наш берег, северный склон, завален чистым, нетронутым и глубоким снегом.

Белизна, чистота, свежесть, цветистость нежная так прекрасны, что чувствуешь в себе недостаток восторга, несоответствующую слабость своей благодарности.

Но вот солнце близко подходит к нижней тучке, скоро все переменится, надо спешить схватить себе этот вечер на память так, чтобы потом уже никогда его не забыть.

План анализа

1. Какое чувство выражено в данной миниатюре? Проследить как частное наблюдение, природная зарисовка постепенно становиться фактом духовной жизни автора.

2. Анализ ритма фраз в первом абзаце:

а) разбить каждую фразу на синтагмы, особое внимание обращая на слоговой объем, зачины и концовки;

б) проанализировать динамику соотношения коротких и длинных синтагм. Связано ли изменение их слогового объема с движением лирического переживания;

в) насколько упорядочен речевой план миниатюры? Какие ритмообразующие элементы можно отметить в этом абзаце? Возможен и анализ элементов свойственных стиху (звукопись, порядок сильных и слабых звуков);

г) Какой эстетический эффект достигается автором через ритмическую упорядоченность текста?

3. Как нарастание чувства передается в ритмическом рисунке второго абзаца?

4. Определите характер интонации в третьем абзаце. Какой вид синтагм здесь представлен? С чем это связано?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...