III. Практические занятия. Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация. Лирического стихотворения (А. Блок «Россия»). План анализа
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация лирического стихотворения (А. Блок «Россия») Задача. Изучив особенности ритмики и мелодики стихотворения, раскрыть их содержательность — ту интонацию, которую они несут, и то настроение, которое эта интонация выражает; раскрыть связь (по аналогии или контрасту) между настроением, выраженным посредством ритмики и мелодики, и поэтическим миром стихотворения, а также переживанием героя. Основные понятия. Ритм и ритмообразующие элементы (метрика, силлабика, каталектика, рифма, концевая пауза, цезура, внутренняя рифма, однотипность речевых конструкций, строфика). Мелодика стиха (звукопись), аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора.
Основная литература Жирмунский, В. М. Теория стиха. – Л.: Сов. пис., 1975. – С. 8-25. Эткинд, Е. Г. Проза о стихах. – СПб.: Знание, 2001. – С. 181-232. Холшевников, В. Е. Что такое русский стих // Стиховедение. – М: Флинта–наука, 1998. – С. 5-60. Богомолов, Н. А. Дольник // Богомолов, Н. А. Стихотворная речь. – М.: МГУ, 1988. – С. 19-23. Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. – М.: РГГУ, 2000. – С. 266-291. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: Фортуна лимитед, 2000. – С. 227-228. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 46-59. Лейдерман, Н. Л., Барковская, Н. В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург: УрГПУ, 2002. – С. 27-31. Н. А. Дольник /Н. А. Богомолов Дополнительная литература Долгополов, Л. К. Творчество А. Блока. – Л.: Искусство, 1981. – 240 с.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи.
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.
Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.
И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..
План анализа 1. Анализ ритмического рисунка стихотворения: а) определить метр (размер) и его интонационные возможности; б) установить расположение пиррихиев, указать их интонационную роль; в) проанализировать интонационную роль внутренних и концевых пауз; г) выявить особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы). 2. Исследование звуковой организации стихотворения: а) определить тип и способ рифмовки в стихотворении; б) проследить изменение характера клаузул, указать их интонационную роль; в) проанализировать изменение состава сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы; г) сделать вывод о мелодике стихотворения. 3. Определить темп: характеристику объема и строфики стихотворения, наличие композиционного членения. Как темп соотносится с ритмом и интонацией стихотворения? 4. Установить взаимосвязь между ритмико-мелодической организацией стихотворения, его интонацией и поэтическим миром; их роль в создании образа-переживания. Занятие 2. Ритм художественной прозы (М. Пришвин «Не забыть») Задача. Обучить методике анализа ритма прозы; показать связь между интонационным строем прозы и художественным миром (его эмоциональной атмосферой, напряженностью коллизии, психологическим состоянием персонажа); уловить в ритме прозы проявление идейно-эстетической позиции повествователя.
Основные понятия. Единицы прозаического ритма: колон, синтагма, фразовый компонент, зачин, окончание, фраза, абзац, синтаксический параллелизм; ритмическая проза, стихотворение в прозе. Основная литература Гиршман, М. М. Проблема специфики ритма художественного произведения // Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 248-276. Жирмунский, В. М. О ритмической прозе // Жирмунский, В. М. Теория стиха. – Л.: Сов. пис., 1975. – С. 569-588. Лотман, Ю. М. Поэзия и проза // Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 23-33.
НЕ ЗАБЫТЬ
Вечер. Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему еще далеко. По ту сторону и по эту на реке блестят две реки — это забереги. С нашего берега по заберегу лежат кладочки. По ним люди переходят на лед, по уцелевшей тропке направляются к другой стороне и там по вторым кладочкам осторожно перебираются на берег. На той стороне, против юга, темного много больше, чем белого. Наш берег, северный склон, завален чистым, нетронутым и глубоким снегом. Белизна, чистота, свежесть, цветистость нежная так прекрасны, что чувствуешь в себе недостаток восторга, несоответствующую слабость своей благодарности. Но вот солнце близко подходит к нижней тучке, скоро все переменится, надо спешить схватить себе этот вечер на память так, чтобы потом уже никогда его не забыть. План анализа 1. Какое чувство выражено в данной миниатюре? Проследить как частное наблюдение, природная зарисовка постепенно становиться фактом духовной жизни автора. 2. Анализ ритма фраз в первом абзаце: а) разбить каждую фразу на синтагмы, особое внимание обращая на слоговой объем, зачины и концовки; б) проанализировать динамику соотношения коротких и длинных синтагм. Связано ли изменение их слогового объема с движением лирического переживания; в) насколько упорядочен речевой план миниатюры? Какие ритмообразующие элементы можно отметить в этом абзаце? Возможен и анализ элементов свойственных стиху (звукопись, порядок сильных и слабых звуков);
г) Какой эстетический эффект достигается автором через ритмическую упорядоченность текста? 3. Как нарастание чувства передается в ритмическом рисунке второго абзаца? 4. Определите характер интонации в третьем абзаце. Какой вид синтагм здесь представлен? С чем это связано?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|