Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План анализа. Занятие 5. Герой ролевой лирики. (М. Лермонтов «Завещание»). б) какую роль играет образ памяти в развитии лирического переживания?




План анализа

1. Определить центральный образ переживание. Чем обусловлена его динамика? Борьба каких начал составляет конфликт этого стихотворения?

2. Проследить движение состояния лирического героя (лирического настроения):

а) настроение лирического героя в начале стихотворения: как соотносятся в 1-й строфе мысль и чувство? С помощью каких речевых средств раскрывается состояние лирического героя.

б) какую роль играет образ памяти в развитии лирического переживания?

в) показать, как осмысляется поэтом мир прошлого. Как связан образ этого мира с основным конфликтом стихотворения.

г) проследить процесс угасания прежнего чувства, переход в «получувство»;

д) как соотносятся чувство и рассудок в лирическом переживании?

е) определить кульминацию в развитии образа-переживания;

ж) как изменяются мотивы судьбы, рассудка и желания любить по мере развития лирического переживания?

з) проследить процесс перехода лирического индивидуального переживания (Я — судьба) в обобщающее утверждение (Мы — судьба).

3. Охарактеризовать своеобразие «голоса», интонации лирического героя. Проследить связь лирического переживания со стиховой формой. Какие ритмообразующие элементы становятся ведущими в стихотворении Баратынского?

 

Занятие 5. Герой ролевой лирики

(М. Лермонтов «Завещание»)

Задача. Раскрыть средства создания образа персонажа в лирике; показать роль интонационного рисунка и лексико-стилистического пласта в создании этого образа.

Основные понятия. Лирический герой, герой ролевой лирики, речевой образ персонажа, ритмико-мелодическая организация, стилевая экспрессия.

 

Основная литература

Максимов, Д. Е. Поэзия М. Ю. Лермонтова / Максимов, Д. Е. – М. -Л.: Наука, 1964. – С. 159-168.

Корман, Б. О. Проблема личности в реалистической лирике // Корман, Б. О. Теория литературы. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – С. 337 -362.

 

ЗАВЕЩАНИЕ

 

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

 

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был;

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их;

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

 

Соседка есть у них одна…

Как вспомнишь, как давно

Расстались!.. Обо мне она

Не спросит… все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей;

Пускай она поплачет…

Ей ничего не значит!

 

План анализа

1. Определить средства создания речевого образа персонажа.

2. В какой ситуации представлен герой? На чем сосредоточено его сознание?

3. Каковы интонационные особенности стихотворения? Чем объясняются особенности ритмико-мелодического рисунка произведения?

4. Каково строение лексических пластов внутри стиха? Как соотносятся в речи героя бытовая речь и канцелярские обороты?

5. Какова роль адресатов в раскрытии внутреннего мира героев?

6. Какой социальный и человеческий тип создается в стихотворении?

7. Как проявляется внутренняя диалогичность речи героя?

Занятие 6. Поэтический мир лирического

стихотворения (Б. Пастернак «Ночь»)

 

Задача. Закрепить представление о поэтическом мире в лирике как носителе лирического переживания, раскрыть лирическую содержательность деталей и подробностей поэтического мира, поэтический мир как источник лирического переживания и как объективированное воплощение (наглядно-зримый образ) субъективного лирического переживания; выявить взаимосвязь наглядно-зримых образов, их «сцепленность» в относительно целостном поэтическом мире, соответствующем авторской концепции человека и действительности; при возможности показать характерность поэтического мира данного стихотворения для творческой индивидуальности поэта.

Основные понятия. Поэтический мир, художественное пространство и время (хронотоп), деталь и подробность.

 

Основная литература

Корман, Б. О. Изучение текста литературного произведения. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 61-67.

Лотман, Ю. М. Избранные труды: В 3-х т. – Таллинн, 1993. Т. 3.  

Лотман, Ю. М. Поэтический мир Тютчева. – С. 160-169.

 

Дополнительная литература

Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Сов. пис., 1990. – С. 243-367.

 

НОЧЬ

 

Идет без проволочек

И тает ночь, пока

Над спящим миром летчик

Уходит в облака.

 

Он потонул в тумане,

Исчез в его струе,

Став крестиком на ткани

И меткой на белье.

 

Под ним ночные бары,

Чужие города,

Казармы, кочегары,

Вокзалы, поезда.

 

Всем корпусом на тучу

Ложится тень крыла.

Блуждают, сбившись в кучу,

Небесные тела.

 

И страшным, страшным креном

К другим каким-нибудь

Неведомым вселенным

Повернут Млечный Путь.

 

В пространствах беспредельных

Горят материки.

В подвалах и котельных

Не спят истопники.

 

В Париже из-под крыши

Венера или Марс

Глядят, какой афише

Объявлен новый фарс.

 

Кому-нибудь не спится

В прекрасном далеке

На крытом черепицей

Старинном чердаке.

 

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод

Относится к предмету

Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

 

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну, —

Ты — вечности заложник

У времени в плену!                      

   1956

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...