План анализа. Занятие 5. Герой ролевой лирики. (М. Лермонтов «Завещание»). б) какую роль играет образ памяти в развитии лирического переживания?
План анализа 1. Определить центральный образ переживание. Чем обусловлена его динамика? Борьба каких начал составляет конфликт этого стихотворения? 2. Проследить движение состояния лирического героя (лирического настроения): а) настроение лирического героя в начале стихотворения: как соотносятся в 1-й строфе мысль и чувство? С помощью каких речевых средств раскрывается состояние лирического героя. б) какую роль играет образ памяти в развитии лирического переживания? в) показать, как осмысляется поэтом мир прошлого. Как связан образ этого мира с основным конфликтом стихотворения. г) проследить процесс угасания прежнего чувства, переход в «получувство»; д) как соотносятся чувство и рассудок в лирическом переживании? е) определить кульминацию в развитии образа-переживания; ж) как изменяются мотивы судьбы, рассудка и желания любить по мере развития лирического переживания? з) проследить процесс перехода лирического индивидуального переживания (Я — судьба) в обобщающее утверждение (Мы — судьба). 3. Охарактеризовать своеобразие «голоса», интонации лирического героя. Проследить связь лирического переживания со стиховой формой. Какие ритмообразующие элементы становятся ведущими в стихотворении Баратынского?
Занятие 5. Герой ролевой лирики (М. Лермонтов «Завещание») Задача. Раскрыть средства создания образа персонажа в лирике; показать роль интонационного рисунка и лексико-стилистического пласта в создании этого образа. Основные понятия. Лирический герой, герой ролевой лирики, речевой образ персонажа, ритмико-мелодическая организация, стилевая экспрессия.
Основная литература
Максимов, Д. Е. Поэзия М. Ю. Лермонтова / Максимов, Д. Е. – М. -Л.: Наука, 1964. – С. 159-168. Корман, Б. О. Проблема личности в реалистической лирике // Корман, Б. О. Теория литературы. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – С. 337 -362.
ЗАВЕЩАНИЕ
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!
План анализа 1. Определить средства создания речевого образа персонажа. 2. В какой ситуации представлен герой? На чем сосредоточено его сознание? 3. Каковы интонационные особенности стихотворения? Чем объясняются особенности ритмико-мелодического рисунка произведения? 4. Каково строение лексических пластов внутри стиха? Как соотносятся в речи героя бытовая речь и канцелярские обороты? 5. Какова роль адресатов в раскрытии внутреннего мира героев? 6. Какой социальный и человеческий тип создается в стихотворении? 7. Как проявляется внутренняя диалогичность речи героя? Занятие 6. Поэтический мир лирического стихотворения (Б. Пастернак «Ночь»)
Задача. Закрепить представление о поэтическом мире в лирике как носителе лирического переживания, раскрыть лирическую содержательность деталей и подробностей поэтического мира, поэтический мир как источник лирического переживания и как объективированное воплощение (наглядно-зримый образ) субъективного лирического переживания; выявить взаимосвязь наглядно-зримых образов, их «сцепленность» в относительно целостном поэтическом мире, соответствующем авторской концепции человека и действительности; при возможности показать характерность поэтического мира данного стихотворения для творческой индивидуальности поэта.
Основные понятия. Поэтический мир, художественное пространство и время (хронотоп), деталь и подробность.
Основная литература Корман, Б. О. Изучение текста литературного произведения. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 61-67. Лотман, Ю. М. Избранные труды: В 3-х т. – Таллинн, 1993. Т. 3. Лотман, Ю. М. Поэтический мир Тютчева. – С. 160-169.
Дополнительная литература Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Сов. пис., 1990. – С. 243-367.
НОЧЬ
Идет без проволочек И тает ночь, пока Над спящим миром летчик Уходит в облака.
Он потонул в тумане, Исчез в его струе, Став крестиком на ткани И меткой на белье.
Под ним ночные бары, Чужие города, Казармы, кочегары, Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу Ложится тень крыла. Блуждают, сбившись в кучу, Небесные тела.
И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным Повернут Млечный Путь.
В пространствах беспредельных Горят материки. В подвалах и котельных Не спят истопники.
В Париже из-под крыши Венера или Марс Глядят, какой афише Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится В прекрасном далеке На крытом черепицей Старинном чердаке.
Он смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот. Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, — Ты — вечности заложник У времени в плену! 1956
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|