План анализа. Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении. (О. Мандельштам «Концерт на вокзале»). Дополнительная литература
План анализа 1. Охарактеризовать композиционное строение стихотворения. Какие элементы строения стихотворения можно выделить, отталкиваясь от изменения пространственно-временных образов. 2. Проанализировать 1-7 строфы стихотворения. Определить лирическое содержание наглядно-зримых образов. Выделить поэтический закон, повторяющийся в каждой строфе. Проследить за масштабом наглядно-зримых образов, масштабами метафорических сопоставлений, принципом соотношения масштабов наглядно-зримых образов внутри каждой строфы. 3. Объяснить художественную логику перехода от образа ночного неба к образу художника. 4. Проследить за развитием образа художника (8-11 строфы): а) какой лирической атмосферой окружен художник в стихотворении? Почему слово «художник» появляется только в конце стихотворения? б) как поэтический закон, пронизавший описание ночного неба, воплощается в описании духовного труда художника? в) объяснить смысл образного сопоставления: летчик — звезда — художник? г) раскрыть философский смысл финальной строфы стихотворения, обобщающий поэтический мир «Ночи». Как формула «ты — вечности заложник у времени в плену» вытекает из предыдущего образного развития? Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении (О. Мандельштам «Концерт на вокзале») Задача. Научить анализу лирического сюжета и его составных элементов, показать специфику лирического сюжета в сравнении с эпическим сюжетом. Основные понятия. Лирическое событие, мифологизм лирического события, сюжетные мотивы, ритм мотивов, ассоциативный фон.
Основная литература Лотман, Ю. М. Проблема поэтического сюжета // Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 103-106.
Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – С. 280-288. Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М.: Наука, 1994. – С. 197-200.
Дополнительная литература Гаспаров, Б. М. Еще раз о функции подтекста в поэтическом тексте // Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. – М.: Наука, 1995. – С. 162-186. Мандельштам, О. «Музыка в Павловске» // Мандельштам, О. «Сохрани мою речь». – М.: Школа-пресс, 1994. – С. 441-443.
КОНЦЕРТ НА ВОКЗАЛЕ
Нельзя дышать и твердь кишит червями, И ни одна звезда не говорит, Но видит Бог, есть музыка над нами, — Дрожит вокзал от пенья аонид, И снова паровозными свистками Разорванный, скрипичный воздух слит.
Огромный парк. Вокзала шар стеклянный. Железный мир опять заворожен. На звучный пир в элизиум туманный Торжественно уносится вагон. Павлиний крик и рокот фортепьянный. Я опоздал. Мне страшно. Это сон.
И я вхожу в стеклянный лес вокзала, Скрипичный строй в смятенье и слезах. Ночного хора дикое начало И запах роз в гниющих парниках. Где под стеклянным небом ночевала Родная тень в кочующих толпах.
И мнится мне: весь в музыке и пене Железный мир так нищенски дрожит. В стеклянные я упираюсь сени. Горячий пар зрачки смычков слепит. Куда же ты? На тризне милой тени В последний раз нам музыка звучит. 1921
План анализа 1. Определите основные поэтические мотивы, проходящие через весь текст стихотворения и образующие его внутренний конфликт. Раскройте семантику и эмоциональную окраску этих мотивов. В чем состоит центральное сюжетное событие стихотворения? Почему это событие мифологично? 2. Проследите за динамикой этого события через трансформацию ключевых мотивов (по строфам). Особое внимание обратите на то, как по-разному разворачивается одно и то же сюжетное событие в каждой из строф. Объясните смысл происходящих изменений.
3. Проанализируйте ритм сюжетных мотивов. Какую роль в создании этого ритма играет последняя строфа стихотворения? Как относятся между собой первая и последняя строфы?
Занятие 8. Конфликт и сюжет эпического произведения (Ю. Казаков «Адам и Ева»)
Задача. Углубить представление о конфликте как принципиальном, узловом элементе художественного содержания; раскрыть теснейшую связь между конфликтом и сюжетом: показать обусловленность сюжетной экспозиции в развитии сюжета, в кульминации и развязке. При возможности рассмотреть систему персонажей (динамику отношений между ними) в связи с конфликтом и сюжетом. Основные понятия. Художественный мир (образ мира), хронотоп (время — пространство): конфликт, ситуация, коллизия; основные пространственно-временные образы: система характеров (персонажей), сюжет (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), пейзаж (интерьер), вводные эпизоды, лирические отступления.
Основная литература Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. Худ. лит., 1975. – С. 234-326, 391-408. Томашевский, Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 179-191. Кожинов, В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Роды и жанры литературы. – М.: Изд. АН СССР, 1964. – С. 408-434. Есин, А. Б. Анализ композиции // Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта Наука, 1998. – С. 142-157.
План анализа 1. Определите экспозицию рассказа. Какая деталь помогает понять причины зарождающегося в душе героя конфликта? 2. Завязка рассказа. Каково внутреннее состояние Агеева в начале сюжетного движения? В чем причины его растревоженности? 3. Какова природа конфликта в произведении – внешний конфликт (герой и общество, его невостребованность) или внутренний конфликт (конфликт в душе героя, его неумение любить жизнь)? 4. Какова роль вводных эпизодов (встречи с официанткой, с рыбаками, с хозяйкой) в раскрытии основного конфликта в произведении?
5. Какова роль Вики в динамике сюжетного движения? Каково значение слов «От Адама уходила Ева» для понимания сюжета рассказа? 6. Образы вечности в рассказе. Каково их предназначение в сюжетном движении? 7. Определите кульминацию и развязку рассказа. Какова эмоциональная атмосфера эпилога?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|