Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План анализа. Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении. (О. Мандельштам «Концерт на вокзале»). Дополнительная литература




План анализа

1. Охарактеризовать композиционное строение стихотворения. Какие элементы строения стихотворения можно выделить, отталкиваясь от изменения пространственно-временных образов.

2. Проанализировать 1-7 строфы стихотворения. Определить лирическое содержание наглядно-зримых образов. Выделить поэтический закон, повторяющийся в каждой строфе. Проследить за масштабом наглядно-зримых образов, масштабами метафорических сопоставлений, принципом соотношения масштабов наглядно-зримых образов внутри каждой строфы.

3. Объяснить художественную логику перехода от образа ночного неба к образу художника.

4. Проследить за развитием образа художника (8-11 строфы):

а) какой лирической атмосферой окружен художник в стихотворении? Почему слово «художник» появляется только в конце стихотворения?

б) как поэтический закон, пронизавший описание ночного неба, воплощается в описании духовного труда художника?

в) объяснить смысл образного сопоставления: летчик — звезда — художник?

г) раскрыть философский смысл финальной строфы стихотворения, обобщающий поэтический мир «Ночи». Как формула «ты — вечности заложник у времени в плену» вытекает из предыдущего образного развития?

Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении

(О. Мандельштам «Концерт на вокзале»)

Задача. Научить анализу лирического сюжета и его составных элементов, показать специфику лирического сюжета в сравнении с эпическим сюжетом.

Основные понятия. Лирическое событие, мифологизм лирического события, сюжетные мотивы, ритм мотивов, ассоциативный фон.

 

Основная литература

Лотман, Ю. М. Проблема поэтического сюжета // Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 103-106.

Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – С. 280-288.

Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М.: Наука, 1994. – С. 197-200.

 

Дополнительная литература

Гаспаров, Б. М. Еще раз о функции подтекста в поэтическом тексте // Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. – М.: Наука, 1995. – С. 162-186.

Мандельштам, О. «Музыка в Павловске» // Мандельштам, О. «Сохрани мою речь». – М.: Школа-пресс, 1994. – С. 441-443.

 

КОНЦЕРТ НА ВОКЗАЛЕ

 

Нельзя дышать и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит,

Но видит Бог, есть музыка над нами, —

Дрожит вокзал от пенья аонид,

И снова паровозными свистками

Разорванный, скрипичный воздух слит.

 

Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.

Железный мир опять заворожен.

На звучный пир в элизиум туманный

Торжественно уносится вагон.

Павлиний крик и рокот фортепьянный.

Я опоздал. Мне страшно. Это сон.

 

И я вхожу в стеклянный лес вокзала,

Скрипичный строй в смятенье и слезах.

Ночного хора дикое начало

И запах роз в гниющих парниках.

Где под стеклянным небом ночевала

Родная тень в кочующих толпах.

 

И мнится мне: весь в музыке и пене

Железный мир так нищенски дрожит.

В стеклянные я упираюсь сени.

Горячий пар зрачки смычков слепит.

Куда же ты? На тризне милой тени

В последний раз нам музыка звучит.

   1921

 

План анализа

1. Определите основные поэтические мотивы, проходящие через весь текст стихотворения и образующие его внутренний конфликт. Раскройте семантику и эмоциональную окраску этих мотивов. В чем состоит центральное сюжетное событие стихотворения? Почему это событие мифологично?

2. Проследите за динамикой этого события через трансформацию ключевых мотивов (по строфам). Особое внимание обратите на то, как по-разному разворачивается одно и то же сюжетное событие в каждой из строф. Объясните смысл происходящих изменений.

3. Проанализируйте ритм сюжетных мотивов. Какую роль в создании этого ритма играет последняя строфа стихотворения? Как относятся между собой первая и последняя строфы?

 

Занятие 8. Конфликт и сюжет эпического произведения

(Ю. Казаков «Адам и Ева»)

 

Задача. Углубить представление о конфликте как принципиальном, узловом элементе художественного содержания; раскрыть теснейшую связь между конфликтом и сюжетом: показать обусловленность сюжетной экспозиции в развитии сюжета, в кульминации и развязке. При возможности рассмотреть систему персонажей (динамику отношений между ними) в связи с конфликтом и сюжетом.

Основные понятия. Художественный мир (образ мира), хронотоп (время — пространство): конфликт, ситуация, коллизия; основные пространственно-временные образы: система характеров (персонажей), сюжет (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), пейзаж (интерьер), вводные эпизоды, лирические отступления.

 

Основная литература

Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. Худ. лит., 1975. – С. 234-326, 391-408.

Томашевский, Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 179-191.

Кожинов, В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Роды и жанры литературы. – М.: Изд. АН СССР, 1964. – С. 408-434.

Есин, А. Б. Анализ композиции // Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта Наука, 1998. – С. 142-157.

 

План анализа

1. Определите экспозицию рассказа. Какая деталь помогает понять причины зарождающегося в душе героя конфликта?

2. Завязка рассказа. Каково внутреннее состояние Агеева в начале сюжетного движения? В чем причины его растревоженности?

3. Какова природа конфликта в произведении – внешний конфликт (герой и общество, его невостребованность) или внутренний конфликт (конфликт в душе героя, его неумение любить жизнь)?

4. Какова роль вводных эпизодов (встречи с официанткой, с рыбаками, с хозяйкой) в раскрытии основного конфликта в произведении?

5. Какова роль Вики в динамике сюжетного движения? Каково значение слов «От Адама уходила Ева» для понимания сюжета рассказа?

6. Образы вечности в рассказе. Каково их предназначение в сюжетном движении?

7. Определите кульминацию и развязку рассказа. Какова эмоциональная атмосфера эпилога?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...