Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 9. Хронотоп эпического произведения




Занятие 9. Хронотоп эпического произведения

(И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

Задача. Раскрыть эстетическую функцию пейзажа как составной части образа мира, как выражения эстетического отношения художника к действительности, как эмоционального фона сюжета, как способа характеристики персонажа.

Основные понятия. Пейзаж, сюжет, художественное пространство и время.

Основная литература

Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М. М. Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 176-192.

Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство // Кратк. лит. энцикл. – Т. 9. – С. 772-779.

Лотман, Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 325-349.  

Барковская, Н. В. Принципы и приемы анализа литературного произведения в школе // Русская литература: Универсальное пособие для школьников и абитуриентов. – Екатеринбург: У-фактория, 2003. – С. 475-484.

 

Дополнительная литература

Линьков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Буни­на / Линьков, В. Я. – М.: Наука, 1989.

 

ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО

 

Фрагмент первый – со слов; «Был конец ноября…» до слов «…только командир знал, что эта пара была нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…».

Фрагмент второй – со слов «Тело же мертвого старика…» и до конца рассказа.

План анализа

1. Проанализировать описание океанского парохода:

а) какой основной мотив пронизывает описание жизни пассажиров корабля?

б) зачем необходимо описание «верха» и «низа» корабля?

в) корабль как образ мира: в чем вы видите художественный смысл такого изображения?

2. Образ океана (отрывок от слов: «Был конец ноября... » до слов «... то на одном, то на другом корабле... »):

а) океан и корабль: общее и различное между ними;

б) связь океанского пейзажа с внутренним состоянием господина из Сан-Франциско;

в) какой символический смысл связан в рассказе с образом океана?

3. Как содержательность пространственных образов соотносится с судьбой и смертью господина из Сан-Франциско?

4. Проанализировать финальный пейзаж рассказа (от слов: «Тело же мертвого старика... » и до конца рассказа):

а) сходство и различие в описании корабля в начале и финале рассказа; роль кольцевой композиции; что изменилось со смертью господина из Сан-Франциско?

б) корабль как образ смерти; смысл появления образа Дьявола в рассказе;

в) корабль и океан: мотив обреченности цивилизации; раскройте философский смысл этого мотива и всего финального пейзажа;

5. Сделать вывод о связи пространственных образов с общей художественно-философской концепцией рассказа.

Занятие 10. Подтекст и сверхтекст в эпическом

произведении (А. Геласимов «Нежный возраст»)

 

Задача. Выявить подтекстовые связей в произведении; раскрыть функцию подтекста как способа углубления внутренних связей в художественном мире произведения и сверхтекста как способа установления связей между внутренним локальным миром произведения и реальной действительностью; показать, насколько подтекст и сверхтекст обогащают образ мира и способствуют углублению эстетической концепции действительности.

Основные понятия. Текст, подтекст, сверхтекст.

Основная литература

Сильман, Т. И. Подтекст — глубина текста // Вопросы литературы. – 1969. – № 1. – С. 89-99

Кубасов, А. В. Рассказы А. П. Чехова: поэтика жанра. – Свердловск: СГПИ, 1990. – С. 55-69.

Лейдерман, Н. Л. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. – Свердловск: Среднеуральское книжное изд-во, 1973. – С. 94-96.

План анализа

1. Смысл названия рассказа. Как название соотносится с сюжетом произведения: Какая авторская интенция при этом задается?

2. Определите характер повествования в рассказе. Какой образ рассказчика создается? Какой смысл заложен в выбранной автором дневниковой форме? Как особенности повествования соотносятся с проблемой подтекста?

3. Соотношение внешнего и внутреннего действия:

а) способы создания подтекста:

— роль словесных повторов в раскрытии душевного состояния героя; проследить как меняются его отношения с одноклассниками, с родителями, с учительницей музыки.

— внутренняя диалогичность речи героя: полностью ли он раскрывается в своем дневнике? Какую стилистическую фигуру использует автор? Какого эффекта он благодаря этому добивается? Обратите внимание на синтаксические особенности речи героя.

— двуплановость диалогов (разговор героя с отцом и матерью)

б) найти деталь, выводящую к реальности, находящейся за пределами текста (сверхтекст); Может ли эта деталь считаться символической?

4. Какие изменения претерпевает характер героя? Какие чувства рождаются в его душе?

5. Смысл финала. Чем обусловлен отказ героя от ведения дневника?

6. Сделать вывод о роли подтекста и сверхтекста в выявлении эстетической концепции действительности.

 

Занятие 11. Повествование от первого лица

(М. Зощенко «Летняя передышка»)

Задача. Выявить эстетические возможности личного повествования в раскрытии психологического мира субъекта речи; показать внутреннюю диалогичность исповеди героя; проанализировать основные формы и средства ее выражения; установить различия между позицией субъекта и авторским взглядом.

Основные понятия. Субъект речи и субъект сознания, лирический герой и герой-рассказчик; внутренняя диалогичность исповеди и средства ее выражения (спор с чужим сознанием, спор с самим собой, внутренняя противоречивость исповеди); «чужое слово» (по Бахтину); сказ.

 

Основная литература

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Худ. лит., 1972. – С. 351-360, 412-414.

Корман, Б. О. Практикум по изучению художественных произведений. – Ижевск: УдГУ, 1977. – С. 56-60.

Мущенко, Е. Г., Скобелев, В. П., Кройчик, Л. Е. Поэтика сказа. – Воронеж: ВГУ, 1978. – С. 3-19.

Виноградов, В. В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов, В. В. О языке художественной прозы. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 49-54.

Формы выражения авторского сознания // Образцы изучения текста художественного произведения: Эпическое произведение / Сост. Б. О. Корман. – Ижевск: УдГУ, 1995. – С. 64-104.

 

ЛЕТНЯЯ ПЕРЕДЫШКА

 

Конечно, заиметь собственную отдельную квартирку — это все-таки как-никак мещанство.

Надо жить дружно, коллективной семьей, а не запираться в своей домашней крепости.

Надо жить в коммунальной квартире. Там все на людях. Есть с кем поговорить. Посоветоваться. Подраться.

Конечно, имеются свои недочеты.

Например, электричество дает неудобство.

Не знаешь, как рассчитываться. С кого сколько брать.

Конечно, в дальнейшем, когда наша промышленность развернется, тогда можно будет каждому жильцу в каждом углу поставить хотя по два счетчика. И тогда пущай сами счетчики определяют отпущенную энергию. И тогда, конечно, жизнь в наших квартирах засияет как солнце.

Ну а пока, действительно, имеем сплошное неудобство.

Для примеру, у нас девять семей. Один провод. Один счетчик. В конце месяца надо к расчету строиться. И тогда, конечно, происходят сильные недоразумения и другой раз мордобой.

Ну хорошо, вы скажете: считайте с лампочки.

Ну хорошо, с лампочки. Один сознательный жилец лампочку-то, может, на пять минут зажигает, чтоб раздеться или блоху поймать. А другой жилец до двенадцати ночи чего-то там жует при свете. И электричество гасить не хочет. Хотя ему не узоры писать.

Третий найдется такой, без сомнения интеллигент, который в книжку глядит буквально до часу ночи и больше, не считаясь с общей обстановкой.

Да, может быть, еще лампочку перевертывает на более ясную. И алгебру читает, что днем.

Да закрывшись еще в своей берлоге, может, тот же интеллигент на электрической вилке кипяток кипятит или макароны варит. Это же понимать надо!

Один у нас такой был жилец — грузчик, так он буквально, свихнулся на этой почве. Он спать перестал и все добивался, кто из жильцов по ночам алгебру читает и кто на вилках продукты греет. И не стало человека. Свихнулся.

И после того как он свихнулся, его комнату заимел его родственник. И вот тогда и началась форменная вакханалия.

Каждый месяц у нас набегало по счетчику, ну, не более двенадцати целковых. Ну, в самый захудалый месяц, ну, тринадцать. Это, конечно, при контроле жильца, который свихнулся. У него контроль очень хорошо был поставлен. Он, я говорю, буквально ночи не спал и каждую минуту ревизию делал. То сюда зайдет, то туда. И все грозил, что топором разрубит, если найдет излишки. Еще удивительно, как другие жильцы с ума не свихнулись от такой жизни.

Так вот, имели в месяц не свыше двенадцати рублей.

И вдруг имеем шестнадцать. Пардон! В чем дело? Это какая же собака навертела такое количество? Или это вилка, или грелка, или еще что.

Поругались, поругались, но заплатили.

Через месяц имеем обратно шестнадцать.

Которые честные жильцы, те прямо говорят:

— Неинтересно жить. Мы будем, как подлецы, экономить, а другие току не жалеют. Тогда и мы не будем жалеть. Тогда и мы будем вилки зажигать и макароны стряпать.

Через месяц мы имели по счетчику девятнадцать.

Ахнули жильцы, но все-таки заплатили и начали наворачивать. Свет не тушат. Романы читают. И вилки зажигают.

Через месяц имели двадцать шесть.

И тогда началась полная вакханалия.

Одним словом, когда докрутили счетчик до тридцати восьми рублей, тогда пришлось прекратить энергию. Все отказались платить, Один интеллигент только умолял и за провод цеплялся, но с ним не посчитались. Обрезали.  

Конечно, это сделали временно: Никто не против электрификации. На общем собрании так и заявили: дескать, никто не против и в дальнейшем похлопочем и включимся в сеть. А пока и так ладно. Дело тем более к весне. Светло. А там лето. Птички поют. И свет ни к чему. Не узоры писать. Ну а зимой — там видно будет. Зимой, может, снова включим электрическую тягу. Или контроль устроим, или еще что.

А пока надо летом отдохнуть. Устали от этих квартирных делов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...