Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении




Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении

(Н. Заболоцкий «Гроза»)

Задача. Закрепить навыки анализа выразительных средств художественной речи; раскрывая ассоциативные связи, заключенные в тропе, определить эстетическую функцию этих связей; выявить доминирующие выразительные средства в данном произведении, показать их стилеобразующий характер, охарактеризовать их значение в эмоционально-эстетическом выражении общей идейно-художественной концепции произведения. (Можно сузить задание, сосредоточив анализ на одном наиболее характерном для данного произведения выразительном средстве. )

Основные понятия. Речь обыденная и речь художественная; лексические выразительные средства (архаизмы, просторечия, диалектизмы, арго, неологизмы, варваризмы); специальные выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, троп (метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония перифраз).

Основная литература

Дрыжакова, Е. Ж. В волшебном мире поэзии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 40-108.

Жирмунский, В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – М.: Наука, 1977. – С. 355-362.

Клинг, О. А. Тропы // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 403-416.   

Хализев, В. Е. Художественная речь // Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 226-240.

Эткинд, Е. Г. Проза о стихах. – СПБ: Знание, 2001. – С. 89-139.

 

Дополнительная литература

Македонов, А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. – Л.: Сов. пис., 1987. – С. 217-234.

 

ГРОЗА

 

Содрогаясь от мук, пробежала над миром

зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась

травой.

Все труднее дышать, в небе облачный вал

шевелится,

Низко стелется птица, пролетев над моей

головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую

ночь вдохновенья,

Человеческий шорох травы, вещий холод на

темной руке,

Эту молнию мысли и медлительное появление

Первых дальних громов — первых слов

на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая  

 дева,

И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок, и направо бегут и налево

увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного

Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы,

И, играя громами, в белом облаке катится слово,

И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

 

План анализа

1. Проанализировать механизм образования метафоры в стихотворении «Гроза»:

а) какие два явления (процесса) сопоставляются?

б) какие признаки автор выделяет в каждом из них?

в) на основании какого общего признака происходит перенос значения с одного явления на другое?

2. Проследить этапы развертывания метафоры:

а) как готовится метафорическое уподобление в описании грозы в 1-й строфе?

б) определить момент рождения метафоры и ее движение во 2-й строфе;

в) охарактеризовать завершение метафорического ряда в 4-й строфе.

3. Установить характер и роль сравнения в 3-й строфе, его место в развитии метафоры.

4. Определить концептуальный смысл, заключенный в метафорическом соотнесении природного и человеческого в данном стихотворении.

5. Соотнести лирический образ с ритмико-интонационной организацией стиха.

Занятие 4. Образ лирического героя

(Е. Баратынский «Признание»)

 

Задача. Закрепить представление о лирическом герое как о важнейшем образе — носителе лирического переживания; показать подчиненность всех иных образов стихотворения, всех выразительных и изобразительных средств речи и стиха раскрытию переживания лирического героя, раскрыть типичность лирического героя именно как носителя типических переживаний; способы «заражения» этими переживаниями читателя.

Основные понятия. Лирика как род литературы, переживание (образ переживания и образ-переживание), основные носители лирического переживания (лирический герой, герой «ролевой лирики», поэтический мир).

 

Основная литература

Гинзбург, Л. Я. О лирике. – Л.: Сов. пис., 1974. – С. 5-18.

Долгополов, Л. К. На рубеже веков. – Л.: Сов. пис., 1985. – С. 91-100.

Тынянов, Ю. Н. Блок // Тынянов, Ю. Н. Литературный факт. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 224- 230.

ПРИЗНАНИЕ

 

Притворной нежности не требуй от меня:

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

 

Напрасно я себе на память приводил

И милый образ твой, и прежние мечтанья;

Безжизненны мои воспоминанья,

Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою,

Мечты ревнивые от сердца удали;

Но годы долгие в разлуке протекли,

Но в бурях жизненных развлекся я душою.

 

Уж ты жила неверной тенью в ней;

Уже к тебе взывал я редко, принужденно,

И пламень мой, слабея постепенно,

Собою сам погас в душе моей.

 

Верь, жалок я один. Душа любви желает,

Но я любить не буду вновь;

Вновь не забудусь я: вполне упоевает

Нас только первая любовь.

 

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя

Судьбины полную победу надо мной;

Кто знает? мнением сольются я с толпой;

Подругу без любви, кто знает? изберу я.

 

На брак обдуманный я руку ей подам

И в храме стану рядом с нею.

Невинной, преданной, быть может, лучшим снам,

И назову ее моею.

 

И весть к тебе придет, но не завидуй нам:

Обмена тайных дум не будет между нами,

Душевным прихотям мы воли не дадим:

Мы не сердца под брачными венцами,

 

Мы жребии свои соединим.

Прощай! Мы долго шли дорогою одною:

Путь новый я избрал, путь новый избери;

Печать бесплодную рассудком усмири

И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.

Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

                                                          1824

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...