Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении
Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении (Н. Заболоцкий «Гроза») Задача. Закрепить навыки анализа выразительных средств художественной речи; раскрывая ассоциативные связи, заключенные в тропе, определить эстетическую функцию этих связей; выявить доминирующие выразительные средства в данном произведении, показать их стилеобразующий характер, охарактеризовать их значение в эмоционально-эстетическом выражении общей идейно-художественной концепции произведения. (Можно сузить задание, сосредоточив анализ на одном наиболее характерном для данного произведения выразительном средстве. ) Основные понятия. Речь обыденная и речь художественная; лексические выразительные средства (архаизмы, просторечия, диалектизмы, арго, неологизмы, варваризмы); специальные выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, троп (метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония перифраз). Основная литература Дрыжакова, Е. Ж. В волшебном мире поэзии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 40-108. Жирмунский, В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – М.: Наука, 1977. – С. 355-362. Клинг, О. А. Тропы // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 403-416. Хализев, В. Е. Художественная речь // Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 226-240. Эткинд, Е. Г. Проза о стихах. – СПБ: Знание, 2001. – С. 89-139.
Дополнительная литература Македонов, А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. – Л.: Сов. пис., 1987. – С. 217-234.
ГРОЗА
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится, Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появление Первых дальних громов — первых слов на родном языке. Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево увидавшие небо стада. А она над водой, над просторами круга земного Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы, И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
План анализа 1. Проанализировать механизм образования метафоры в стихотворении «Гроза»: а) какие два явления (процесса) сопоставляются? б) какие признаки автор выделяет в каждом из них? в) на основании какого общего признака происходит перенос значения с одного явления на другое? 2. Проследить этапы развертывания метафоры: а) как готовится метафорическое уподобление в описании грозы в 1-й строфе? б) определить момент рождения метафоры и ее движение во 2-й строфе; в) охарактеризовать завершение метафорического ряда в 4-й строфе. 3. Установить характер и роль сравнения в 3-й строфе, его место в развитии метафоры. 4. Определить концептуальный смысл, заключенный в метафорическом соотнесении природного и человеческого в данном стихотворении. 5. Соотнести лирический образ с ритмико-интонационной организацией стиха. Занятие 4. Образ лирического героя (Е. Баратынский «Признание»)
Задача. Закрепить представление о лирическом герое как о важнейшем образе — носителе лирического переживания; показать подчиненность всех иных образов стихотворения, всех выразительных и изобразительных средств речи и стиха раскрытию переживания лирического героя, раскрыть типичность лирического героя именно как носителя типических переживаний; способы «заражения» этими переживаниями читателя.
Основные понятия. Лирика как род литературы, переживание (образ переживания и образ-переживание), основные носители лирического переживания (лирический герой, герой «ролевой лирики», поэтический мир).
Основная литература Гинзбург, Л. Я. О лирике. – Л.: Сов. пис., 1974. – С. 5-18. Долгополов, Л. К. На рубеже веков. – Л.: Сов. пис., 1985. – С. 91-100. Тынянов, Ю. Н. Блок // Тынянов, Ю. Н. Литературный факт. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 224- 230. ПРИЗНАНИЕ
Притворной нежности не требуй от меня: Я сердца моего не скрою хлад печальный. Ты права, в нем уж нет прекрасного огня Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил И милый образ твой, и прежние мечтанья; Безжизненны мои воспоминанья, Я клятвы дал, но дал их выше сил. Я не пленен красавицей другою, Мечты ревнивые от сердца удали; Но годы долгие в разлуке протекли, Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней; Уже к тебе взывал я редко, принужденно, И пламень мой, слабея постепенно, Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает, Но я любить не буду вновь; Вновь не забудусь я: вполне упоевает Нас только первая любовь.
Грущу я; но и грусть минует, знаменуя Судьбины полную победу надо мной; Кто знает? мнением сольются я с толпой; Подругу без любви, кто знает? изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам И в храме стану рядом с нею. Невинной, преданной, быть может, лучшим снам, И назову ее моею.
И весть к тебе придет, но не завидуй нам: Обмена тайных дум не будет между нами, Душевным прихотям мы воли не дадим: Мы не сердца под брачными венцами,
Мы жребии свои соединим. Прощай! Мы долго шли дорогою одною: Путь новый я избрал, путь новый избери; Печать бесплодную рассудком усмири И не вступай, молю, в напрасный суд со мною. Не властны мы в самих себе И, в молодые наши леты, Даем поспешные обеты, Смешные, может быть, всевидящей судьбе. 1824
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|