Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5. Развитие малой группы.




Вопрос 5. Развитие малой группы.

Развитие группы не может проходить безконфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитие проходит ряд последовательных стадий, при этом переход к каждой новой стадии часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся кризисом и внутригрупповыми конфликтами.

Продемонстрируем этот на модели Стэнфорда и Роарка, а объектом возьмем студенческую группу. Они выделяют семь стадий группообразования, зависящих от направленности членов группы - на эмоциональные или инструментальные проблемы:

1) процесс знакомства - микрогруппы почти не существуют, общение протекает в диадах, изредка в триадах, как правило, оставшихся со школьной скамьи, подготовительных курсов и т. д.;

2) период формирования групповых норм, начало возникновения группового самосознания - ориентация на эмоциональные проблемы;

3) стадия конфликта - конфликт между лидерами;

4) период сбалансированности - проявляются первые признаки групповой солидарности и сплоченности;

5) формирование понятия «МЫ» - на этой стадии при должном подходе группой легко управлять - конформизм выражен максимально;

6) переоценка групповых норм с точки зрения сложившихся эмоциональных отношений;

7) формирование инструментальных ценностей.

Необязательно группа пройдет все эти стадии - она может «зависнуть на любой из них». Связано это прежде всего с тем, насколько адекватно и сбалансировано протекают следующие групповые процессы: процесс сплочения, групповые конфликты и выработка групповых решений.

 

Вопрос 6. Групповое сплочение и определяющие его факторы.

Сплочение группы - это процесс сопровождающий её на всех этапах развития. Суть этот процесса - в формировании определенного типа связей и отношений, которые позволяют формальную структуру задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и стремлении их к сохранению своего группового членства и в единстве целей и ценностей участников группы.

На процесс сплоченности группы влияют:

1) эмоциональная привлекательность членов группы.

2) Сходство членов группы между собой: возрастное, этническое, социальное и ценностное сходство ( пример: сплоченность может не возникнуть в группе, где люди имеют разный возраст, или где собраны представители разных социальных слоев, это так же относится к образованию). Два вышеперечисленных фактора связаны между собой- чем симпатичнее нам человек, тем ближе нам его взгляды, тем меньше мы обращаем внимание на какие бы то не было различия, и наоборот.

3) Предпочитаемый группой способ взаимодействия - сплоченности способствует взаимодействие по типу сотрудничества и кооперации, конфликтное противоборствующее поведение - наоборот. Но в тоже время сплачивающим факторам может выступить конкуренция по отношению к другим группам.

4) Особенности групповых целей. Цели помогают сплачиваться если они принимаются членами группы, а не ставятся формально извне, а также если группа может рассчитывать на успех в достижении целей.

5) Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самим собой, тем в большей степени будет сплачиваться группа.

6) Характер руководства и стиль принятия решений. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке решения способствует сплочению группы.

Остановимся подробно на формах и средствах организации процесса выработки совместного решения.

 

Вопрос 7: Принятие группового решения.

Группа не может существовать как единое целое, не вырабатывая общие подходы к проблемам и вопросам. В общем виде принятие решения – это выбор из набора существующих альтернатив. Соответственно, при отсутствии альтернатив говорить о «принятии решения» - бессмысленно. Групповое мнение - это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение важной задачи. Есть несколько целей группового обсуждения:

1) сбор информации и её оценка;

2) поиск возможных решений;

3) принятие группового решения.

Для реализации первой цели лучше всего подходит такой метод как групповое интервью: оно используется для выяснения всей совокупности мнений членов группы по конкретному вопросу или сложившейся ситуации. При этом важно собрать как можно больше различной информации по рассматриваемому вопросу.

Первая половина интервью должна носить строго фактический и объективный характер. Участники должны воздерживаться от оценки собираемых фактов. Вторая половина интервью носить оценочный характер - где заслушиваются все имеющиеся оценки ситуации.

Для решения второй задачи лучше всего подходит метод мозговой атаки (мозговой штурм - брейнсторминг) - применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, продуцирование новых идей. Выделяют следующие требования к проведению мозгового штурма:

1) записываются все пришедшие в голову решения проблемы,

2) запрещена критика альтернатив;

3) необходимо использовать нетрадиционные подходы.

Метод мозгового штурма входит, как составляющая, в метод Дельфи, который включает в себя следующие стадии:

1) мозговой штурм;

2) контрадикция - предложение решений качественно отличных от имеющихся (набор «массы»);

3) синтез - совмещение разнородных идей;

4) прогноз - предположение возможных трудностей и риска при реализации идей;

5) генерализация - сведение решений к минимуму;

6) деструкция - разгром по очереди всех предложений и выявление самых прочных из них, обладающих минимумом недостатков.

Основным отличием метода Дельфи от «мозгового штурма» является то, что метод Дельфи предусматривает наличие группы независимых экспертов, работающих обособленно друг от друга с имеющимся исходным набором альтернатив принимаемого решения. Решение считается принятым, если за какую либо из имеющихся альтернатив высказалось большинство членов экспертной группы.

И, наконец, для реализации последней цели используется такой метод как групповая дискуссия - метод группового обсуждения, позволяющий выявить не только весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти обще групповое решение проблемы. Групповая дискуссия имеет три этапа на каждом из которых руководитель реализует определенные задачи:

 

Задачи Средства

Этап 1. Ориентация

1) по отношению к проблеме

Сформулировать цель и тему дискуссии Объяснить, что обсуждается и зачем нужна дискуссия в данной ситуации
Установить время дискуссии Объявить о времени отведенном для дискуссии
Заинтересовать участников Изложить проблему в виде противоречия, показать результаты, возможные при ее решении
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками Попросить задать вопросы
Начать обмен мнениями Предоставить слово желающим

2) по отношению к группе

Представить участников дискуссии Попросить представиться и задать друг другу вопросы
Ориентировать на коллективное решение Сообщить о преимуществах группового решения
Создать доброжелательную, деловую атмосферу Доброжелательное отношение ко всем участникам

3) по отношению к каждому участнику

Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы Можно установить порядок выступления по кругу
Активизировать пассивных Обратиться к молчащему с вопросом или просьбой помочь
Оказывать поддержку выступающим Внимательно и доброжелательно выслушивать каждого, не перебивать

Этап 2. Оценка

1) по отношению к проблеме

Собрать максимум предложений Выслушать всех
Провести анализ мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положения и предварительные выводы
Держаться в русле проблемы, не отклоняться и не повторяться Тактично останавливать отклоняющихся от темы, напоминать о целях и задачах ГД

2) по отношению к группе

Поддерживать высокий уровень активности всей группы Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов и чрезмерной активности одних за счет других
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей
Не допускать личной конфронтации участников Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонентов.
Поддерживать теплую атмосферу  

3) по отношению к каждому участнику

Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого, не перебивать говорящего
Требовать ясной аргументации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения
активизировать пассивных Обращаться к молчавшим с вопросами
По возможности сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам

3 Этап Завершение дискуссии

1) по отношению к проблеме

Четкое и внятное подведение итогов Формулировка вывода, решения или спектра решений
Сравнить итог с поставленной целью Напомнить цели, сопоставить результаты дискуссии
Если тема не исчерпана - стимулировать продолжение дискуссии Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз

2) по отношению к группе

Принятое решение должно быть групповым Каждый должен высказать мнение по поводу группового решения
Группа должна прийти к согласованному мнению Обобщение результатов с помощью участников дискуссии
Сохранить деловую доброжелательную обстановку, несмотря на возможные конфронтации Подчеркнуть важность разнообразных предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальных альтернатив

3) по отношению к каждому участнику

добиться того, что бы у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех за участие

 

 

Вопросы для повторения

1. Малая группа: понятие, виды, особенности.

2. Характеристики группы: индивидуальные, структурные, ситуационные. Сущность и значение для управления.

3. Что представляют собой групповые нормы?

4. Конформизм как явление: причины, разновидности, проявления.

5. Какие виды структур можно выделить в любой группе?

6. Что такое социометрическая структура, какие статусы могут занимать члены группы?

7. Стадии коллективообразования в модели Стэнфорда и Роарка: количество, последовательность, основные черты.

8. Что влияет на процесс сплоченности группы?

9. Что такое «мозговой штурм» и метод Дельфи? Какие у них общие и отличающиеся этапы?

10. Технология принятия группового решения: этапы, задачи и средства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...