Вопрос 2. Общая характеристика групп.
Вопрос 2. Общая характеристика групп. Независимо от типа группы от того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также от того, кто конкретно входит в группу, существуют некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, её структуру и процесс функционирования группы в её окружении (т. е. во внешней по отношению к группе среде). Жизнь группы и её окружение находятся под постоянным влиянием трех факторов, одновременно формирующих характеристики группы: 1) характеристики членов группы. 2) структурные характеристики группы. 3) ситуационные характеристики. Рассмотрим каждую из этих составляющих более подробно. Характеристики членов группы К характеристикам членов группы относят личностные характеристики человека: его характер, умения, навыки, способности и его темперамент. Последняя из названных характеристик является очень важной, поскольку зная её применительно к своим сотрудникам можно распределив их правильно по рабочим местам, создать оптимальную организационную структуру и устойчивый психологический климат, что в свою очередь отразится на результатах деятельности группы. Темперамент - это устойчивое сочетание психологических и динамических свойств личности, постоянно проявляющиеся в её деятельности и поведении. В чистом виде выделяют четыре типа темперамента личности (вообще-то практически ни одна их характеристик, применяющихся в менеджменте в абсолютном большинстве случаев не является «чистой». Например, любой из нас по темпераменту является «смешанным типом» с преобладанием того или иного типа): 1) холерик - энергичный, быстрый, неуравновешенный психотип с быстрой сменой настроения. Обычно лидер, быстро схватывает суть проблемы, активно дискутирует. Темп речи быстрый. Однако, «быстро загорается и быстро гаснет». Пример: персонажи Луи де Фюнеса, Пьера Ришара;
2) флегматик - медлительный, невозмутимый, с устойчивыми взглядами и стремлениями. Могут выглядеть «тугодумами» из-за неспешной манеры говорить. Принимая решения, всё тщательно обдумывают. Не любят спорить и поэтому часто остаются при своем мнении. Если заинтересовались, подружились, влюбились - то это надолго. Пример: генерал из «Особенностей национальной... »; 3) сангвиник - живой, подвижный, быстро реагирует на окружающие события, умеет не обижаться. Покладист, доброжелателен, не любит конфликтов. (Пример: «Семен Семенович» из к/ф «Бриллиантовая рука»); 4) меланхолик - легко раним, нерешителен, переживает все очень тяжело. Боится ошибиться, показаться смешным. Не уверены в себе, требуют постоянного внимания и одобрения. (Пример: Иа-Иа из «Винни-Пуха»). Можно сказать, что, узнав темперамент своего сотрудника, Вы как бы ознакомитесь с «техникой безопасности» при работе с ним и «инструкцией по эксплуатации». На соответствующий темперамент накладывается характер. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных свойств и особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в общении и деятельности. Структурные характеристики группы К структурным характеристикам группы относят: 1) групповое давление и конформизм; 2) статусы и роли - кто какую позицию в группе занимает; 3) личные симпатии и антипатии участников группы; 4) коммуникативная структура группы и нормы поведения. Ситуационные характеристики группы Мало зависят от поведения участников группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, её пространственным расположением, задачами, решаемыми группой и системой вознаграждения:
1) размер группы - чем меньше группа, тем сложнее достичь соглашения в отношении различных точек зрения, а в больших группах - труднее добиться слаженной работы (в менеджменте существует понятие так называемой «идеальной группы», её численность, по мнению специалистов в области управления – 7 человек); 2) пространственное расположение - на него влияет: · наличие постоянного места; · наличие личного пространства (свое рабочее место, которое не надо с кем-либо делить); · взаимное расположение мест. 3) системы вознаграждений - характеризуются степенью взаимозависимости действий участников группы и степенью дифференциации в оплате.
Вопрос 3. Процесс группового давления. Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые должны разделять члены группы. Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения этих норм членами группы вырабатывается система санкций. Санкции могут быть как поощрительного так и запретительного характера ( пример: норма - иногда можно пропустить последнюю пару, предварительно договорившись всей группой, санкция - кто не подчиняется - тому презрение и бойкот). Система групповых норм в свою очередь образует такое понятие, как организационная культура, т. е. комплексная характеристика организации как системы ценностей, норм поведения и т. д. Организационная культура – это различные представления, метафоры, ценности, идеалы, нормы, принципы, система поощрения, формально и неформальное влияние в организации, её внешнее окружение. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового в организации человека. Входя в новую группу, каждый человек решает - как он будет относиться к нормам группы. Возможны четыре варианта: 1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; 2) вынужденное принятие под угрозой санкций; 3) демонстративный антагонизм; 4) свободное и осознанное непринятие групповых норм. Как показывают исследования, второй вариант является наиболее распространенным. Такое явление получило название конформизма.
Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. При этом конформизм может существовать в двух видах: первое - как лицемерное приспособленчество, второе - как неосознанное следование мнению большинства ( пример: опыты с фигурами черного и белого цвета. В группе все лица подставные кроме одного - все называют белый треугольник черным. Тогда последний участник в 80% случаев тоже говорит так, убеждая себя, что он чего-то не знает из того, что знают все). Величина конформности человека зависит от: 1) от значимости высказанного мнения (чем оно значимей, тем меньше конформность) (пример: если вам скажут: давай уйдем с занятий - это одно, а если скажут: давай спрыгнем с девятого этажа - это другое); 2) от авторитетности людей высказывающих в группе те или иные взгляды (лидер - аутсайдер); 3) от количества участников группы, присоединившихся к мнению; 4) от возраста и пола (женщины и дети более комфорны. Пример: на кого в большей степени ориентирована реклама); 5) от референтности группы. Референтная группа - это реальная или идеальная группа на которую ориентирован человек, чьи ценности и нормы он разделяет. Противоположностью референтной группы является «группа членства» - в ней человек является членом группы по большей части формально, внутренне оставаясь равнодушным к её нормам и ценностям (пример: семья и работа - часто одно оказывается референтнее другого; педагоги и однокурсники, и т. д. ). Конформность является важным механизмом поддержания внутренней однородности и целостности группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|