Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Руководство и его модели.




Вопрос 3. Руководство и его модели.

Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкого социального образования, в которую входит данная группа.

Принято выделять 2 основные модели руководства, различающиеся по важнейшим составляющим стиля управления группой со стороны руководителя:

1) директивная;

2) кооперативная.

Управление группой преследует ряд целей или обеспечивает выполнение данной группой ряда основных функций, приводимых в таблице:

Критерии сравнения Директивная модель Кооперативная модель
Целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности) дела в группе планируются заранее, но определяются лишь непосредственные цели деятельности, дальнейшие планы и задачи группы её участникам - неизвестны подробное изложение ближайших и отдалённых целей группы, обрисовка перспективы развития группы для всех
Информирование (передача членам группы необходимого для их работы объёма информации и сбор информации, поступающей от них) руководитель собирает внешнюю и внутреннюю информацию для себя, передавая участникам группы минимальный её объем, достаточный для выполнения ими исполнительских функций открытый и взаимный обмен информацией между руководителем и участниками группы
Принятие решений (создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализация принятого решения) руководитель осуществляет сам или с помощью начальства. Подчинённых убеждают в необходимости выполнения данного решения через систему санкций, убеждение, использование авторитета совместно с подчинёнными. Принятое решение является групповым, или вырабатывается через консультации, взаимное информирование и работу с представителями
Контроль (в инструментальной и экспрессивной сферах деятельности группы) непрерывное наблюдение за деятельностью членов группы. Полный единоличный контроль контроль за принятием общего решения и полученным результатом. На промежуточном этапе - самоконтроль.
Обратная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важнейшим для группы проблемам) в чистом виде её нет. В опосредованной форме поступает в виде санкций, оценок, окончательных решений, не подлежащих обсуждению непрерывный поток в процессе всей деятельности. Активное поощрение успехов.
Характер коммуникаций (тип коммуникативных связей внутри группы) приказы и распоряжения, идущие сверху, носят ясный и четкий характер, отличаются краткостью. Идут только сверху - вниз. разрешаются обсуждения и замечания. Понимание вырабатывается в процессе совместного обсуждения и принятия общего решения.
Делегирование руководящих полномочий строго ограничено широко используется

«Плюсы» директивной модели:

1) структурная простота (отношения «начальник - подчинённый»);

2) возможность оперативного использования;

3) закрывает и защищает руководителя в психологическом плане.

«Минусы» директивной модели:

1) пассивность подчиненных;

2) лицемерие подчиненных по отношению к целям деятельности и руководителю;

3) внутренняя конфликтность модели (т. к. она опирается на давление и диктат, что вызывает внутренние, сложно разрешимые конфликты).

«Плюсы» кооперативной модели:

1) прогрессивность и экономичность (возможность решать сложные групповые задачи небольшим числом подчинённых, с высокой квалификацией);

2) хорошее взаимопонимание между руководителем и подчиненными;

3) низкая конфликтность группы и управляемость её конфликтов;

4) свободное развитие группы в целом и её участников.

«Минусы» кооперативной модели:

1) высокие требования к психологической готовности участников;

2) низкая оперативность (на реализацию этой модели требуется много времени: совместная выработка решений, обмен полной информацией и т. д. ).

 

Вопрос 4. Убеждение и участие.

Убеждение

Возможность передачи полномочий существует в каждом типе власти. Чтобы один человек мог оказывать влияние на другого, ему не обязательно быть способным наказывать и поощрять (власть, основанная на страхе), обладать харизматическими характеристиками или выдающимся опытом и знаниями (власть примера, эталонная власть). Одним из наиболее эффективных приемов влияния является власть через убеждение, заключающаяся в эффективной передаче своей точки зрения. В данном случае руководитель не говорит исполнителю что надо делать, а «плавно» подводит его к желаемому решению. Аналогично, данный метод часто применяется и в обратном процессе - влияние подчиненных на руководителя (вспомните явление баланса власти) - руководитель отчасти признаёт свою зависимость от подчиненных. Однако, подобные действия не только не ослабляют реальной власти руководителя, но (при разумном балансе власти) и усиливают её, повышают социальный (лидерский) статус последнего: начальник не самодур, а живой человек, который интересуется проблемами подчиненных.

Основными видами убеждения являются:

1) убеждение, основанное на логике;

2) убеждение, основанное на эмоциях.

Эффективность убеждения зависит от ряда факторов:

1) степень заслуживаемого руководителем доверия;

2) его стиль изложения проблемы учитывает интеллектуальный уровень слушателя (подчинённого);

3) цель, которую хочет достичь руководитель, не должна противоречить системе ценностей подчиненного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...