V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Учитель: Сегодня вы познакомились с историей становления предпринимательства в России, и ее роли в экономической структуре общества, а также вы узнали о субъектах предпринимательства, ее сущности, цели и задачи. VI. Задание домашнего задания Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме? Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания! Урок 2. История становления предпринимательства в России. В процессе реализации программы элективного курса «Основы предпринимательства» осуществляются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, география, экономика. Урок «История становления предпринимательства в России» в соответствии с учебно-тематическим планом является следующим после вводной темы, раскрывающей сущность предпринимательской деятельности и роль её в экономике страны. Учащиеся должны знать историю государства российского, поэтому урок можно считать ознакомительным с точки зрения экономических понятий и закрепляющим с точки зрения повторения исторического материала. Изложение темы сопровождается показом компьютерной презентации, которая создана мной, с использованием мультимедийного оборудования. В процессе диалога с учащимися приводятся примеры из экономической жизни страны, родного города, семьи. При этом становится возможным более чёткое понимание сущности предпринимательской деятельности, расширение знаний о сферах профессиональной деятельности, развивается умение оценивать ситуацию на рынке товаров и услуг, осознание необходимости изучать потребности населения для развития современной экономики. Для закрепления темы в конце урока учащимся задаются вопросы и тестовые задания. Если позволяет время по учебно-тематическому планированию, то можно демонстрировать фильм Л. Парфёнова «Хребет России» (ч. 2 «Заводы»). Это замечательный познавательный фильм о развитии промышленного предпринимательства на Урале со времён Петра I.
Цели урока:
Методическое обеспечение урока:
Оборудование: мультимедиа Тип урока: - ознакомление с новым материалом Методы проведения: рассказ, беседа с учащимися, показ презентации Медиапрезентация: https: //disk. yandex. ru/i/tkDKfpXlZey3EA Конспект урока I. Организационная часть урока С началом урока приветствую класс, выявляю присутствие. Объявляю тему урока, его цели. II. Повторение пройденного материала Опрос учащихся по вопросам: 1. Дайте определение предпринимательской деятельности. 2. Какова роль свободного предпринимательства в экономике страны? 3. Расскажите, какими качествами должен обладать предприниматель. 4. Назовите основные условия свободного предпринимательства. III. Изложение нового материала Прежде, чем начать изложение нового материала, задаю учащимся вопрос: - Как вы думаете, с каких пор существует предпринимательская деятельность человека? После того, как следует несколько различных вариантов ответов учащихся, я начинаю рассказ, одновременно показывается компьютерная презентация.
Предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси (IX–X вв. ) оно существовало в виде торговли и промыслов. Русские купцы были первыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за её пределами. Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние " промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Для справки Бортники – люди, занимающиеся сбором мёда лесных пчёл. Бобровники - люди, получавшие в старину право от князей и других владельцев ловить бобров в их владениях. Лыкодёры - промышляющие сдираньем с деревьев лыка. Лыко - внутренний (лубяной) слой коры молодых лиственных деревьев (до 10 лет), чаще липы и ивы. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше - лапти. “Ярмарка” в переводе с немецкого языка означает: “Yahr” – год, “Markt” – торговля, т. е. ежегодный торг. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремёсел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства. К XI веку появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность – кодекс «Русская правда». Он был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.
Вплоть до XV – XVI вв. предпринимательство существовало в виде сельских промыслов. Постепенно предметами торговли стали смола, воск, кожа, лес, лён, конопля, полотно, изделия из кожи и металла. С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Первыми промышленниками были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило при Петре I. Число мануфактур при нём выросло с 10 до 230. В этот период прославилась семья Демидовых, которые построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России. Прославились также они и благотворительностью. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами. В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. Вводилось также понятие " именитый гражданин" . По статусу он был выше купца первой гильдии, ибо должен был обладать капиталом не менее, чем на 100 тысяч руб. " Именитые граждане" получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики. За XVIII век количество промышленных предприятий увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи.
Дальнейший подъём предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861г. ), но только проведение земельной реформы(1864г. ) по-настоящему открывает путь свободному предпринимательству. Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное количество людей - Нижегородская Макарьевская ярмарка. Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотром всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, сколачивались артели, товарищества. Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Были национализированы более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП). В промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В июне 1926 г. был введен сверхналог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты, занимались торговлей. Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 года. Сегодня в нашей стране формируются рыночные отношения. Предприниматели должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества. Движение к предпринимательству – эффективный путь обновления, возрождения в россиянах хозяина. Сегодня нашему обществу нужны деловые, энергичные люди, способные организовать такую предпринимательскую деятельность, которая не только позволила бы получать прибыль самому предпринимателю, но и способствовала процветанию других людей всей страны в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|