Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. 3. Обсуждение полученных результатов. 4. Домашнее задание.
Закрепление новых знаний. 1) Что такое факторы производства? 2) Скажите, что относят к природным ресурсам? 3) Что такое капитал? 4) А кого мы называем трудовыми ресурсами? 5) Что такое труд? 6) Как называется доход от труда? 7) Как называется доход от капитала? 8) Как называется доход от предпринимательства? 9) В экономике ресурсы ограничены или нет? Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Записываем домашнее задание: записи в тетради учить.
Урок 4. Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. Цели урока: Обучающая: изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда. Развивающая: способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения. Метод обучения: деловая игра. Медиа сопровождение: https: //disk. yandex. ru/i/p3a8XmOFiNMCdQ Оснащение урока: 1. Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал. 2. Плакаты с таблицами результатов урока, магниты. 3. Компьютер, проектор, интерактивная доска. Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика. Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость. Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Практическая часть: Сборка готового изделия. Работа выполняется в 3 тура. 3. Обсуждение полученных результатов. 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов урока. План-конспект урока 1. Вступление. Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации. В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги. 2. Практическая часть. Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске. Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей. Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами. На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда:
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда. Условия работы. Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура. Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять: 1. Количество готовой продукции у каждой команды. 2. Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников. Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки. V=Q / N, Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.
Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:
Tr = t / Q, Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.
Третий тур. Задачей любого предприятияявляется не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов. В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды: 1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т. е. осуществить разделение труда. 2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам. 3 команда: выдаются дополнительные орудия труда – ножницы и цветной маркер. 4 команда: условия не меняются. Результаты работы снова заносятся в таблицу.
3. Обсуждение результатов работы.
Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. Обсуждения можно сопровождать примерами из литературных произведений и кинофильмов. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы: 1 команда: четкое руководство, специализация и кооперирование труда. 2 команда: рациональная организация рабочего места. 3 команда: оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами. 4 команда: повышение квалификации и опыта работы. Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты: 1. Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”. 2. Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы. 3. Своевременная поставка комплектующих изделий. 4. Использование качественного сырья. 5. Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений. 6. Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений. 7. Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие. 4. Выдача домашнего задания. После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда выдаётся домашнее задание: записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты. 5. Подведение итогов урока. Подводится итог по достижению целей урока. Подводятся итоги соревнования команд по результатам таблиц. Определяется лучшая команда, идет награждение. Анализируются итоги работы других команд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|