6. 3 посадка вертолета. Опасные зоны полета в координатах «высота – скорость»
6. 3 ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА Посадкой называется неустановившееся замедленное движение вертолета от высоты стандартного препятствия 25 -50 м до места остановки на земле, т. е. начала гашения скорости до вертикального приземления (посадки по-вертолетному) или до окончания пробега (посадка по-самолетному). На вертолете возможны следующие виды посадок: - посадка по-вертолетному с зависанием в зоне влияния воздушной подушки; - посадка по-вертолетному с зависанием вне зоны влияния воздушной подушки; - посадка по-самолетному; - посадка с одним работающим двигателем или с выключенными (с учебной целью или отказавшими) двигателями. Эти два вида посадок рассмотрим в главе «Особые случаи полета учебного вертолета». Применение того или иного способа посадки обусловлено размерами и покрытием площадок, полетной массой вертолета, запасом мощности, атмосферными условиями и т. п. При построении маневра для производства посадки необходимо учитывать опасные зоны полета (" А" и " Б" ) при возможном отказе одного или двух двигателей. Опасные зоны полета в координатах «высота – скорость» Если отказ двигателя произойдет при сочетаниях высот и скоростей, соответствующих внутренним точкам зон, то летчику будет исключительно трудно выполнить безопасную посадку даже на подготовленную площадку. Зона «А» соответствует малым скоростям полета и высотам до 200 м (МИ-8МТ – 110 м), зона «Б» соответствует большим скоростям, но малым высотам – (до 20 м). Границы этих зон соответствуют скоростям и высотам, при которых летчик способен выполнить безопасный предпосадочный маневр (разгон со снижением, торможение, выравнивание, «подрыв» ОШ НВ перед приземлением).
Правая граница зоны «А» определяется тремя факторами: режимом вихревого кольца, темпом разгона и устойчивостью показаний УС-350 и определяется значением скорости планирования ~ 40 км/ч. Верхняя граница зоны «А» определяется запасом (потерей) высоты при разгоне вертолета с режима висения или полета на малой скорости после отказа одного (двух) двигателей и зависит от темпа разгона. При отказе двигателя на Н > 100 м на малой скорости возможен переход вертолета в горизонтальный полет с потерей высоты в процессе разгона. При отказе двигателя в зоне «Б» летчик не успевает погасить поступательную скорость и сбалансировать вертолет для посадки. Но при отказе двигателя на V > Vэк вертолет имеет большой запас кинетической энергии движения. При своевременном сбросе ОШ (для раскрутки НВ) и одновременно увеличением тангажа до 15 – 20° вертолет переходит на предпосадочное планирование (и на режим самовращения) практически без потери высоты и оборотов НВ. Начальная потеря высоты в момент отказа двигателя (двигателей) компенсируется увеличением высоты при интенсивном торможении. Интенсивное торможение при отказе одного двигателя на V > Vэк может привести к значительному набору высоты (> 100 м). Оптимальная посадочная траектория та, которая по скоростям и высотам располагается в " коридоре безопасности" между этими зонами. Для облегчения процесса выполнения посадки заход на посадку рекомендуется производить строго против ветра, что увеличивает запасы по мощности и путевому управлению, а значит, повышает безопасность завершающего этапа полета. После выхода на посадочный курс, летчик устанавливает такой угол планирования, при котором обозначенное или намеченное им место приземления проектировалось бы на остеклении фонаря кабины втечение планирования в одной точке и подбирает такое значение ОШ НВ, при котором обеспечивалось бы сохранение скорости 150 км/ч и вертикальной скорости снижения 2 – 3 м/с.
Глиссаду планирования строить по линии посадочных знаков («Т» – посадочное) в точку, находящуюся на расстоянии 5 – 10 м до места приземления. При точном расчете проекция места приземления на остеклении кабины не должна перемещаться по вертикали (вверх, вниз). Если проекция места приземления на остеклении уходит вверх, то расчет выполнен с недолетом, а если вниз – с перелетом. Для уточнения расчет необходимо: - в первом случае (недолет): ↑ ОШ → ↓ VУ и РУ «от ceбя» → ↓ υ; - во втором случае (перелет): ↓ ОШ → VУ, а РУ сохранить V = const. Расчет на посадку уточняется на снижении до высоты Н = 100 м (на удалении ~1000 м до места посадки) изменением поступательной и вертикальной скоростей. С этой высоты начинается предпосадочное неустановившееся снижение, т. е. производится посадка. Посадка по-вертолетному – замедленное движение вертолета с начала торможения при вертикальной посадке до дросселирования двигателя после приземления, то есть это посадка без пробега с предварительным зависанием над местом приземления на установленной высоте и последующим вертикальным снижением до приземления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|